Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура блоков педагогического процесса




Структура блоков педагогического процесса

№ п/п Блоки педагогического процесса Сфера образовательной деятельности
1. Специально организованное обуче­ние на занятиях Музыкальная деятельность Физическое развитие Конструктивная деятельность Развитие элементарных математических пред­ставлений. Изобразительная деятельность. Развитие психических процессов
Совместная деятельность воспитателя с детьми Развитие экологической культуры Развитие естественнонаучных представлений Формирование представлений о развитии че­ловека в истории и культуре Театрализованная деятельность
Самостоятельная деятельность детей Игровая деятельность
Взаимодействие родителей с детьми Общение в семье, выполнение рекомендаций педагогов ДОУ

Указанные сферы образовательно-воспитательной деятельно­сти охватывают все стороны взаимодействия воспитателей, специа­листов ДОУ, родителей с ребенком, что способствует обеспечению единства действий в целях, содержании и средствах воспитания и обучения.

Основная цель - обеспечение коррекции имеющихся недостатков речевого развития и формирование основ самостоятельной, разви­той в эмоциональной, интеллектуальной и нравственно-правовой сферах личности позволяет сформулировать задачи, решение кото­рых составляет содержание педагогической деятельности всех субъектов образовательно-воспитательной системы. К этим задачам мож­но отнести:

— комплексное планирование педагогами образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности на весь период пребывания ребенка с ОНР в ДОУ;

— методическое обеспечение реализации образовательно-воспи­тательной программы в виде учебно-тематических планов;

— психолого-педагогический мониторинг успешности продвижения всей образовательно-воспитательной системы в ДОУ и каждого ребенка в общем и речевом развитии.

Соотнесение целей и задач по каждому блоку с общими целями и задачами обеспечивает единство действий всех педагогов и дает воз­можность приступить к методическому оснащению педагогического процесса. Методическое обеспечение каждого блока - процесс дли­тельный, требующий достаточной гибкости, динамичности, постоян­ной готовности педагогов к обновлению арсенала дидактических ма­териалов и технологических приемов. Это связано прежде всего с тем, что работа по преодолению ОНР у детей всегда максимально индивидуализирована, так как при общем логопедическом заключе­нии у каждого ребенка свои специфические особенности речевого недоразвития.

Методическое обеспечение выделенных блоков логично выстроить в двух основных направлениях, связанных, с одной стороны, с деятельно­стью специалистов ДОУ, воспитателей, а с другой - родителей. Первое направление предполагает методическое обеспечение специально ор­ганизованного обучения, совместной деятельности воспитателей с детьми и самостоятельной деятельности детей. В методический «на­бор» этого направления входят примерные конспекты занятий, сцена­рии дидактических, ролевых и развивающих игр, программы построе­ния и проведения различных форм организации познавательной деятельности детей (бесед, экскурсий, рассматривания картин, наблю­дения за предметами и т. п. ), сценарии и программы развлекательной, досуговой деятельности и т. д.

Как показали практика и опыт работы педагогического коллектива, ДОУ в рамках описанных блоков педагогического процесса может быть выстроена следующим образом.

1. Блок специально организованного обучения в форме занятий

Цели, которые достигаются в процессе решения конкретных задач, выстраиваемых каждым педагогом, включают в себя наряду с общими целями психического развития детей дошкольного возраста (например, развитие творческих способностей, овладение основами математики, овладение грамотой в рамках подготовки к школе, развитие элементов учебной деятельности и т. п. ) цели специфичные в связи с особенностя­ми контингента детей. Специфичные цели обозначаются учителем-ло­гопедом и сводятся к развитию основных компонентов речевой систе­мы: фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи. В свою очередь, каждый педагог на основе содержания конкретной специальноорганизуемой деятельности детей выстраивает свою систему целей, задач и направлений работы.

Музыкальная деятельность. Основные задачи совместной работы музыкального руководителя и учителя-логопеда:

— развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонемати­ческого восприятия;

— развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интона­ции, ритмико-мелодической стороны;

— формирование правильного речевого и певческого дыхания, из­менение силы и высоты голоса в зависимости от контекста;

— обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;

— обогащение словаря дошкольников с ОНР по разработанным учи­телем-логопедом лексическим темам;

— развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкаль­но-ритмического движения, игры на детских музыкальных инст­рументах.

Непосредственной работе музыкального руководителя с дошколь­никами с ОНР предшествует обследование, проводимое по следую­щей схеме: исследование музыкального слуха, чувства ритма, певче­ских навыков, музыкально-ритмических движений, умения определять жанр музыкального произведения. На основе полученных результатов для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, исходя из уровня развития перечисленных музыкальных навыков и умений.

Музыкальные занятия, таким образом, подчинены целям коррекции общего недоразвития речи и личности ребенка.

По мере речевого развития ребенка усложняется лингвистический материал, который может использовать музыкальный руководитель — от пропевания отдельных гласных звуков до участия детей в театраль­ных инсценировках, играх-драматизациях, музыкальных сказках.

В начале работы музыкальный руководитель развивает основу, не­обходимую для осуществления музыкальной деятельности (музыкаль­ный слух, музыкальную память, речевое дыхание, чувство ритма), в то же время, продолжая работу учителя-логопеда, формирует речевой слух и фонематическое восприятие. Для этой цели используются традицион­ные музыкальные дидактические игры, вокальные упражнения А. А. Ша- миной, распевание по системе Д. Е. Огороднова. Преимущество этих уп­ражнений в том, что они построены в виде игры, с использованием опорных схем, которые способствуют координации слуха, голоса, дыха­ния, артикуляции. Поскольку чувство метроритма связано с мышечными ощущениями, огромную роль приобретает работа по организации дви­жений детей, для чего пение сопровождается дирижированием.

Другое направление связано с развитием интонационной вырази­тельности как одного из основных компонентов звуковой культуры речи. Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи, логическое ударение. В этот период обучения используют­ся песни — упражнения, которые способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата. Усваивая эти уп­ражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообраз­ные мелодические движения, интонационные обороты.

Для развития у детей чувства ритма и темпа также используются уп­ражнения Д. Е. Огороднова. Большую помощь в развитии у детей чувства ритма и темпа оказывают танцы разного характера, хороводы, музы­кальные игры, игры со словом. Народные тексты, лежащие в основе му­зыкальных игр, удобны для интонирования.

Один из видов работы по формированию интонационной выразитель­ности и развитию лексико-грамматических средств языка и связной ре­чи - сюжетно-ролевая игра «Музыкальная сказка», которая позволяет де­тям перевоплощаться в различные образы, персонажи, передавать их интонационно. Например, в сказке «Музыкальное путешествие в лес» де­тям предлагается озвучить различные роли: кукушки (интонация малой терции), воробья (озвучивается большая или малая секунда), медведя, волка (озвучиваются низкие регистры). Эта игра вызывает интерес и спо­собствует развитию инициативы, самостоятельности, мышления, фанта­зии, артистических качеств.

Неотъемлемая часть коррекционной работы - индивидуальные за­нятия. В индивидуальной работе с детьми план, содержание, подбор ре­пертуара диктуются индивидуальными особенностями проявления ре­чевого дефекта, уровнем развития музыкальных умений и навыков каждого ребенка. Одним детям нужно помогать в формировании музы­кально-сенсорных способностей, выработке сосредоточенности, слу­хового внимания, умения различать звуки по высоте, силе, другим - в восприятии метроритма. Автоматизация поставленных учителем-ло­гопедом звуков с помощью специально подобранных попевок, песен - характерная черта всех индивидуальных музыкальных занятий.

Важным моментом в логопедической работе является формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации. Немузы­кальных занятиях используются различные попевки, прибаутки, ско­роговорки, пропевание на слогах. Из-за нарушения подвижности артикуляционного аппарата и часто встречающейся гипотонии (вялого смыкания) голосовых связок употребляются слоги с сонорными м, л, р, н, взрывными б, п, д, г звуками. Для достижения четкости дикции осо­бое внимание следует уделить работе над развитием подвижности кончика языка, и с этой целью используется произнесение глухих со­гласных, которые сочетают в себе движения губ и кончика языка (по типу скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит» и т. п. ). Бога­тый методический материал музыкальные руководители находят в программе В. Е. Емельянова «Музыкальное развитие младших школь­ников в процессе обучения пению», построенной на игре и состоящей из нескольких разделов: артикуляционной гимнастики, интонацион­но-фонетических, фонопедических упражнений.

Физическое развитие. Инструктор по физической культуре на спе­циальных занятиях с детьми решает задачи общего физического разви­тия, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое вни­мание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

На основе специального обследования детей, проводимого в начале года инструктором по физической культуре (изучаются особенности пере­ключения, концентрации внимания, выполнение двух- и трехступенчатых словесных инструкций, умение выполнять прыжки на одной ноге, воспро­изводить движение по пространственно-временным характеристикам, координация сложных движений), составляется диаграмма уровня физи­ческой подготовки детей с ОНР. Как показывает анализ, у них имеет место ряд нарушений в двигательной сфере: недостаточная координация слож­ных движений, неуверенность в воспроизведении точно дозированных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. У детей нарушено вос­произведение двигательного задания по пространственно-временным характеристикам (путают последовательность элементов действия, опус­кают его составные части), они испытывают трудности в выполнении зада­ний, связанных с направлением движений, например, задание типа «Возь­ми мяч, лежащий справа, пройди с ним немного вперед и положи его справа». Дети затрудняются также и в овладении точными дифференциро­ванными движениями.

Основное внимание при организации физкультурных занятий направ­лено на развитие силы и выносливости, которые станут основой качест­венного физического развития и реализации интересов детей, раскры­тия их двигательных способностей и воспитания самостоятельности.

В специальной коррекционной работе в процессе физического вос­питания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.

Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в кото­рый входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных на­рушений, характерных для детей с ОНР. Существенные изменения вно­сятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лек­сическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Продукты питания» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Съе­добное и несъедобное», в которой дети закрепляют навыки ловли бро­ска мяча, а также навык образования прилагательных (яблоко - яблоч­ный, хлеб - хлебный). Изучая лексическую тему «Фрукты», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кто скорее собе­рет», в которой дети упражняются в развитии динамического равнове­сия (ходьба по канату, доске) и закрепляют усвоение притяжательных местоимений (мой персик, моя груша, мое яблоко). Цель такого плани­рования - закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачас­тую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору приходит­ся менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Некоторые занятия по физическому развитию разрабатываются в сюжетной форме. Они также выполняют задачи обучения спортивному ориентированию, развитию речи ит. п. На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражне­ний. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи выраба­тываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок на­страивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, за­ключительная части) подчинены данной теме.

Например, при изучении лексической темы «Овощи» инструктор проводит сюжетное физкультурное занятие «На огороде». Ходьба и бег сопровождаются стихами об овощах. При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки «Посередине двора — золотая голова» (подсолнух), а дети поднимают и опускают плечи, ими­тируя движения подсолнуха. Объясняя основные виды движения, инст­руктор использует стихотворную форму: «На огороде мы овощи собира­ли, картошку в корзину бросали» (метание в цель). В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания:

Много овощей собрали

И немножечко устали.

Мы чуть-чуть отдохнем,

А потом гулять пойдем.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Пинг-понг», «Перевертыши», «Сбей и назови», «Бильярд», «Кольцеброс», вертикальные и горизонтальные мишени, «Лексические классики» и многое другое. При подборе мате­риала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных ка­честв, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный й словар­ный запас, состояние здоровья.

Специфика работы с детьми, имеющими ОНР, заключается не только в особом подборе основных средств воспитания, но и в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Некоторые дети не могут быстро уяснить структуру движения даже при помощи показа, рассказа, демонстрации

или же им не хватает времени для овладения этим движением. Именно та­кие дети и нуждаются в индивидуальных занятиях, которые проводятся как отдельно с каждым ребенком, так и с небольшими подгруппами (3-5 чело­век), где дети не только усваивают действия, которые были трудны для них на занятиях, но и обучаются дополнительно более сложным.

Такой подход к организации занятий по физической культуре с детьми, имеющими ОНР, расширяет и корректирует двигательный опыт, который оказывает существенное влияние и на полноценное речевое раз­витие.

Воспитатели строят свою специально организованную деятельность с детьми по такому же алгоритму: первичное обследование, анализ результатов, составление диаграммы развития каждого ребенка на начало учебного года, планирование работы в соответствии с учебно-тематическими планами учителя-логопеда и с учетом формируемых на занятиях лексико-грамматических средств языка. Их работа осуществляется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы в соответствии с государственной программой воспитания и обучения в детском саду.

Конструктивная деятельность. В процессе обучения конструктив­ным навыкам воспитатель ставит задачи формирования единого меха­низма деятельности, овладения способами восприятия как отдельных свойств объектов, так и их целостного образа; совершенствования уме­ния самостоятельно выбирать средства практического осуществления задания; формирования навыка использования в речи конструктивных понятий; развития мотивационной речи в процессе конструктивной дея­тельности.

Планируя свои занятия с детьми в соответствии со специально раз­работанными учебно-тематическими планами по конструированию, к каждой лексической теме подбираются дидактические игры и упраж­нения, которые позволяют закрепить лексико-грамматические сред­ства языка. Например, при отработке логопедом лексической темы «Обувь» воспитатель может провести занятие по конструированию по теме «Коробочка для обуви», которое имеет цель научить детей скла­дывать куб по выкройке. Учитывая, что в данный момент изучается грамматическая категория - образование существительных с умень­шительно-ласкательным суффиксом, занятие дополнено игровым уп­ражнением «Назови ласково».

В учебно-тематический перспективный план включены занятия со строительным, природным, бросовым материалом, работа с тканью, бу­магой. Особое значение имеют занятия, на которых развивается способ­ность действовать согласно словесной инструкции, совершенствуются пространственные представления. Дети обязательно сопровождают ре­чью свои действия, например: «Правый верхний угол нужно отогнуть вниз». На этих занятиях детей знакомят со свойствами бумаги и попутно закрепляют навыки использования сложносочиненных и сложноподчи­ненных предложений («Для оригами нужна бумага потоньше, а не картон, потому что он плохо сгибается»). Воспитатель учит детей анализировать свою работу, ориентируя их на словесную формулировку результата.

По мере расширения словарного запаса дошкольников с ОНР их вы­сказывания становятся более развернутыми, превращаясь в различ­ные сложные синтаксические конструкции (от «Сашина корзиночка кра­сивая» до «Эта коробочка для семян лучше, потому что грани у нее ровные»). Исследовательская деятельность в процессе конструирова­ния также существенно влияет на развитие связной речи.

Развитие элементарных математических представлений. Учитывая особо важное значение развития элементарных математических пред­ставлений для успешной подготовки дошкольников с ОНР к обучению в школе, воспитатель работает над закреплением и пониманием исполь­зования в речи наречий, передающих пространственное отношение (справа, слева, вверху, внизу), для обозначения математических поня­тий (больше, меньше, равно), развитием речи при составлении ариф­метических задач, где следует соблюдать логику, последовательность и правильное грамматическое оформление предложения.

Примерный учебно-тематический план по развитию элементарных математических представлений наряду с этим ставит своей целью ак­тивизацию речи детей, закрепление основных грамматических кате­горий, над которыми работает учитель-логопед: для него в план включены специальные дидактические игры и упражнения. Например, параллельно с изучением лексической темы «Овощи» на занятии по математике воспитатель проводит дидактическую игру «Магазин без продавца», цель которой — тренировать детей в счете, учить согласо­вывать числительные с существительными, запомнить названия ово­щей («Я купил три тыквы, два огурца, один помидор»). Таким образом, в ходе игры педагог закрепляет не только количественный счет, но и грамматические категории, предусмотренные коррекционной про­граммой.

Кроме того, существенное место отводится дидактическим играм и упражнениям, направленным на развитие когнитивных процессов, те­матика которых также совпадает с изучаемой лексической темой. На­пример, при изучении лексической темы «Обувь» на занятии по разви­тию элементарных математических представлений воспитатель проводит дидактическую игру «Найди отличие», где дети учатся срав­нивать предметы по величине, упражняются в образовании сравни­тельной степени прилагательных (тоньше - толще, уже - шире, выше - ниже). По теме «Игрушки» используется дидактическая игра «Чего не стало», способствующая развитию у детей произвольной образной па­мяти, упражнению в счете и образованию родительного падежа суще­ствительных (нет пирамидки, машины, куклы). По теме «Посуда» про­водится дидактическая игра «Кто быстрее сложит разрезную картинку», которая развивает у детей внимание, логическое мышле­ние, закрепляет количественный счет и учит подбирать прилагатель­ные к существительным («Я сложил чашку из 5 частей; она  голубая, красивая, большая»).

Изобразительная деятельность. Примерный учебно-тематический план по изобразительной деятельности также разработан в тесной взаи­мосвязи с лексическими темами учителя-логопеда. В каждую включены лексико-грамматические упражнения с целью закрепить навыки, усвоен­ные на логопедических занятиях. Например, параллельно с изучением лексической темы «Зима» на занятии по изобразительной деятельности дети рисуют падающий снег, используя новую технологию рисования - «набрызг»; выполняют аппликацию по теме «Зима в лесу», используя при­ем обрывания, лепят «Девочку в зимней шубке». В конце каждого занятия используются игровые упражнения («Назови ласково», «Назови дейст­вие», «Назови слова для описания» и т. д. ), в ходе которых закрепляются те или иные грамматические категории, предусмотренные коррекционной программой.

Развитие психических процессов. В комплексной деятельности пе­дагогов ДОУ участие педагога-психолога крайне необходимо. Его ра­бота включает следующие направления: коррекционно-развивающая работа с детьми по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющими отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций.

Несформированность на предшествующем этапе как необходи­мых психологических новообразований, так и требуемых умений и на­выков может привести к школьной дезадаптации, которая проявляет­ся у детей в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявленных требований, низкой школьной успеваемости, крайних формах недис­циплинированности. Психологическая причина этого - низкий уро­вень функциональной готовности, поэтому деятельность педаго­га-психолога направлена на профилактику, а в ряде случаев на преодоление уже возникших нежелательных психологических обра­зований.

Для реализации одного из направлений деятельности по коррекции высших психических функций у детей с ОНР педагог-психолог опирается на содержание логопедических занятий, осуществляя преемственность в коррекционно-воспитательной работе всех педагогов ДОУ, что можно продемонстрировать на примере одного из занятий. Так, в первую неде­лю ноября педагог-психолог, как и все остальные педагоги ДОУ, опирает­ся на лексическую тему «Игрушки», предложенную учителем-логопедом. Подбирается методический материал игр и упражнений, направленных на развитие:

— зрительного восприятия (дидактическая игра «Угадай, что спря­тано? »);

— зрительного внимания (дидактическая игра «Счастливые Хрюши»);

— слуховой кратковременной памяти (упражнение «Посмотри и за­помни»);

— мыслительных операций: обобщение (дидактическая игра «Убери лишнюю»);

— воображения (упражнение «Дорисуй игрушку»).

На этом же занятии решаются и речевые задачи согласно коррекци­онной программе: пополнение предметного словаря и словаря призна­ков, отработка согласования прилагательных с существительными, раз­витие импрессивной речи — понимание сложных логико-грамматических конструкций.

Учитывая одно из направлений в работе педагога-психолога — вы­работку рекомендаций для педагогов ДОУ и родителей, в предложен­ном планировании педагогом-психологом учтены особенности разви­тия психических процессов дошкольников с ОНР. Продолжая работу на материале лексической темы «Игрушки», инструктору по физическому воспитанию рекомендуется с целью развития координации движений у детей использовать такие упражнения, как «Покажи, как работает завод­ная машина, кукла, робот и др. ».

С целью развития умения передавать эмоциональный образ, музы­кальным руководителям рекомендуются упражнения, изображающие «веселую юлу», «сломанную машину».

Для создания благоприятных условий в группе, сохранения здоро­вья воспитанников медицинским работникам рекомендуется понаблю­дать за тем, нет ли в группах игрушек, которые могут принести вред здо­ровью детей.

Воспитателям предлагаются различные дидактические игры, на­правленные на формирование у детей восприятия цвета, формы, каче­ства игрушек.

Родителям рекомендуется обращать внимание на познавательный, обучающий, развивающий характер игрушек.

Таким образом, взаимодействие психолога со всеми педагогами, работающими с детьми с ОНР, и его участие в коррекционно-воспитательном процессе позволяют реализовать комплексный подход, на­правленный на формирование речевой, познавательной деятельности и тем самым обеспечить необходимую готовность детей к обучению в школе.

В итоге появляется возможность обеспечить преемственность в учебно-тематическом планировании специально организованной дея­тельности детей на занятиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...