Структура блоков педагогического процесса
Структура блоков педагогического процесса
Указанные сферы образовательно-воспитательной деятельности охватывают все стороны взаимодействия воспитателей, специалистов ДОУ, родителей с ребенком, что способствует обеспечению единства действий в целях, содержании и средствах воспитания и обучения. Основная цель - обеспечение коррекции имеющихся недостатков речевого развития и формирование основ самостоятельной, развитой в эмоциональной, интеллектуальной и нравственно-правовой сферах личности позволяет сформулировать задачи, решение которых составляет содержание педагогической деятельности всех субъектов образовательно-воспитательной системы. К этим задачам можно отнести: — комплексное планирование педагогами образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности на весь период пребывания ребенка с ОНР в ДОУ; — методическое обеспечение реализации образовательно-воспитательной программы в виде учебно-тематических планов;
— психолого-педагогический мониторинг успешности продвижения всей образовательно-воспитательной системы в ДОУ и каждого ребенка в общем и речевом развитии. Соотнесение целей и задач по каждому блоку с общими целями и задачами обеспечивает единство действий всех педагогов и дает возможность приступить к методическому оснащению педагогического процесса. Методическое обеспечение каждого блока - процесс длительный, требующий достаточной гибкости, динамичности, постоянной готовности педагогов к обновлению арсенала дидактических материалов и технологических приемов. Это связано прежде всего с тем, что работа по преодолению ОНР у детей всегда максимально индивидуализирована, так как при общем логопедическом заключении у каждого ребенка свои специфические особенности речевого недоразвития. Методическое обеспечение выделенных блоков логично выстроить в двух основных направлениях, связанных, с одной стороны, с деятельностью специалистов ДОУ, воспитателей, а с другой - родителей. Первое направление предполагает методическое обеспечение специально организованного обучения, совместной деятельности воспитателей с детьми и самостоятельной деятельности детей. В методический «набор» этого направления входят примерные конспекты занятий, сценарии дидактических, ролевых и развивающих игр, программы построения и проведения различных форм организации познавательной деятельности детей (бесед, экскурсий, рассматривания картин, наблюдения за предметами и т. п. ), сценарии и программы развлекательной, досуговой деятельности и т. д. Как показали практика и опыт работы педагогического коллектива, ДОУ в рамках описанных блоков педагогического процесса может быть выстроена следующим образом. 1. Блок специально организованного обучения в форме занятий
Цели, которые достигаются в процессе решения конкретных задач, выстраиваемых каждым педагогом, включают в себя наряду с общими целями психического развития детей дошкольного возраста (например, развитие творческих способностей, овладение основами математики, овладение грамотой в рамках подготовки к школе, развитие элементов учебной деятельности и т. п. ) цели специфичные в связи с особенностями контингента детей. Специфичные цели обозначаются учителем-логопедом и сводятся к развитию основных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи. В свою очередь, каждый педагог на основе содержания конкретной специальноорганизуемой деятельности детей выстраивает свою систему целей, задач и направлений работы. Музыкальная деятельность. Основные задачи совместной работы музыкального руководителя и учителя-логопеда: — развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия; — развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны; — формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса в зависимости от контекста; — обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями; — обогащение словаря дошкольников с ОНР по разработанным учителем-логопедом лексическим темам; — развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах. Непосредственной работе музыкального руководителя с дошкольниками с ОНР предшествует обследование, проводимое по следующей схеме: исследование музыкального слуха, чувства ритма, певческих навыков, музыкально-ритмических движений, умения определять жанр музыкального произведения. На основе полученных результатов для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, исходя из уровня развития перечисленных музыкальных навыков и умений. Музыкальные занятия, таким образом, подчинены целям коррекции общего недоразвития речи и личности ребенка. По мере речевого развития ребенка усложняется лингвистический материал, который может использовать музыкальный руководитель — от пропевания отдельных гласных звуков до участия детей в театральных инсценировках, играх-драматизациях, музыкальных сказках.
В начале работы музыкальный руководитель развивает основу, необходимую для осуществления музыкальной деятельности (музыкальный слух, музыкальную память, речевое дыхание, чувство ритма), в то же время, продолжая работу учителя-логопеда, формирует речевой слух и фонематическое восприятие. Для этой цели используются традиционные музыкальные дидактические игры, вокальные упражнения А. А. Ша- миной, распевание по системе Д. Е. Огороднова. Преимущество этих упражнений в том, что они построены в виде игры, с использованием опорных схем, которые способствуют координации слуха, голоса, дыхания, артикуляции. Поскольку чувство метроритма связано с мышечными ощущениями, огромную роль приобретает работа по организации движений детей, для чего пение сопровождается дирижированием. Другое направление связано с развитием интонационной выразительности как одного из основных компонентов звуковой культуры речи. Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи, логическое ударение. В этот период обучения используются песни — упражнения, которые способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата. Усваивая эти упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные мелодические движения, интонационные обороты. Для развития у детей чувства ритма и темпа также используются упражнения Д. Е. Огороднова. Большую помощь в развитии у детей чувства ритма и темпа оказывают танцы разного характера, хороводы, музыкальные игры, игры со словом. Народные тексты, лежащие в основе музыкальных игр, удобны для интонирования. Один из видов работы по формированию интонационной выразительности и развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи - сюжетно-ролевая игра «Музыкальная сказка», которая позволяет детям перевоплощаться в различные образы, персонажи, передавать их интонационно. Например, в сказке «Музыкальное путешествие в лес» детям предлагается озвучить различные роли: кукушки (интонация малой терции), воробья (озвучивается большая или малая секунда), медведя, волка (озвучиваются низкие регистры). Эта игра вызывает интерес и способствует развитию инициативы, самостоятельности, мышления, фантазии, артистических качеств.
Неотъемлемая часть коррекционной работы - индивидуальные занятия. В индивидуальной работе с детьми план, содержание, подбор репертуара диктуются индивидуальными особенностями проявления речевого дефекта, уровнем развития музыкальных умений и навыков каждого ребенка. Одним детям нужно помогать в формировании музыкально-сенсорных способностей, выработке сосредоточенности, слухового внимания, умения различать звуки по высоте, силе, другим - в восприятии метроритма. Автоматизация поставленных учителем-логопедом звуков с помощью специально подобранных попевок, песен - характерная черта всех индивидуальных музыкальных занятий. Важным моментом в логопедической работе является формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации. Немузыкальных занятиях используются различные попевки, прибаутки, скороговорки, пропевание на слогах. Из-за нарушения подвижности артикуляционного аппарата и часто встречающейся гипотонии (вялого смыкания) голосовых связок употребляются слоги с сонорными м, л, р, н, взрывными б, п, д, г звуками. Для достижения четкости дикции особое внимание следует уделить работе над развитием подвижности кончика языка, и с этой целью используется произнесение глухих согласных, которые сочетают в себе движения губ и кончика языка (по типу скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит» и т. п. ). Богатый методический материал музыкальные руководители находят в программе В. Е. Емельянова «Музыкальное развитие младших школьников в процессе обучения пению», построенной на игре и состоящей из нескольких разделов: артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетических, фонопедических упражнений. Физическое развитие. Инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.
На основе специального обследования детей, проводимого в начале года инструктором по физической культуре (изучаются особенности переключения, концентрации внимания, выполнение двух- и трехступенчатых словесных инструкций, умение выполнять прыжки на одной ноге, воспроизводить движение по пространственно-временным характеристикам, координация сложных движений), составляется диаграмма уровня физической подготовки детей с ОНР. Как показывает анализ, у них имеет место ряд нарушений в двигательной сфере: недостаточная координация сложных движений, неуверенность в воспроизведении точно дозированных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. У детей нарушено воспроизведение двигательного задания по пространственно-временным характеристикам (путают последовательность элементов действия, опускают его составные части), они испытывают трудности в выполнении заданий, связанных с направлением движений, например, задание типа «Возьми мяч, лежащий справа, пройди с ним немного вперед и положи его справа». Дети затрудняются также и в овладении точными дифференцированными движениями. Основное внимание при организации физкультурных занятий направлено на развитие силы и выносливости, которые станут основой качественного физического развития и реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и воспитания самостоятельности. В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения. Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с ОНР. Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Продукты питания» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Съедобное и несъедобное», в которой дети закрепляют навыки ловли броска мяча, а также навык образования прилагательных (яблоко - яблочный, хлеб - хлебный). Изучая лексическую тему «Фрукты», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кто скорее соберет», в которой дети упражняются в развитии динамического равновесия (ходьба по канату, доске) и закрепляют усвоение притяжательных местоимений (мой персик, моя груша, мое яблоко). Цель такого планирования - закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил. Некоторые занятия по физическому развитию разрабатываются в сюжетной форме. Они также выполняют задачи обучения спортивному ориентированию, развитию речи ит. п. На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме. Например, при изучении лексической темы «Овощи» инструктор проводит сюжетное физкультурное занятие «На огороде». Ходьба и бег сопровождаются стихами об овощах. При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки «Посередине двора — золотая голова» (подсолнух), а дети поднимают и опускают плечи, имитируя движения подсолнуха. Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму: «На огороде мы овощи собирали, картошку в корзину бросали» (метание в цель). В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания: Много овощей собрали И немножечко устали. Мы чуть-чуть отдохнем, А потом гулять пойдем. На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки): «Пинг-понг», «Перевертыши», «Сбей и назови», «Бильярд», «Кольцеброс», вертикальные и горизонтальные мишени, «Лексические классики» и многое другое. При подборе материала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный й словарный запас, состояние здоровья. Специфика работы с детьми, имеющими ОНР, заключается не только в особом подборе основных средств воспитания, но и в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Некоторые дети не могут быстро уяснить структуру движения даже при помощи показа, рассказа, демонстрации или же им не хватает времени для овладения этим движением. Именно такие дети и нуждаются в индивидуальных занятиях, которые проводятся как отдельно с каждым ребенком, так и с небольшими подгруппами (3-5 человек), где дети не только усваивают действия, которые были трудны для них на занятиях, но и обучаются дополнительно более сложным. Такой подход к организации занятий по физической культуре с детьми, имеющими ОНР, расширяет и корректирует двигательный опыт, который оказывает существенное влияние и на полноценное речевое развитие. Воспитатели строят свою специально организованную деятельность с детьми по такому же алгоритму: первичное обследование, анализ результатов, составление диаграммы развития каждого ребенка на начало учебного года, планирование работы в соответствии с учебно-тематическими планами учителя-логопеда и с учетом формируемых на занятиях лексико-грамматических средств языка. Их работа осуществляется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы в соответствии с государственной программой воспитания и обучения в детском саду. Конструктивная деятельность. В процессе обучения конструктивным навыкам воспитатель ставит задачи формирования единого механизма деятельности, овладения способами восприятия как отдельных свойств объектов, так и их целостного образа; совершенствования умения самостоятельно выбирать средства практического осуществления задания; формирования навыка использования в речи конструктивных понятий; развития мотивационной речи в процессе конструктивной деятельности. Планируя свои занятия с детьми в соответствии со специально разработанными учебно-тематическими планами по конструированию, к каждой лексической теме подбираются дидактические игры и упражнения, которые позволяют закрепить лексико-грамматические средства языка. Например, при отработке логопедом лексической темы «Обувь» воспитатель может провести занятие по конструированию по теме «Коробочка для обуви», которое имеет цель научить детей складывать куб по выкройке. Учитывая, что в данный момент изучается грамматическая категория - образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, занятие дополнено игровым упражнением «Назови ласково». В учебно-тематический перспективный план включены занятия со строительным, природным, бросовым материалом, работа с тканью, бумагой. Особое значение имеют занятия, на которых развивается способность действовать согласно словесной инструкции, совершенствуются пространственные представления. Дети обязательно сопровождают речью свои действия, например: «Правый верхний угол нужно отогнуть вниз». На этих занятиях детей знакомят со свойствами бумаги и попутно закрепляют навыки использования сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Для оригами нужна бумага потоньше, а не картон, потому что он плохо сгибается»). Воспитатель учит детей анализировать свою работу, ориентируя их на словесную формулировку результата. По мере расширения словарного запаса дошкольников с ОНР их высказывания становятся более развернутыми, превращаясь в различные сложные синтаксические конструкции (от «Сашина корзиночка красивая» до «Эта коробочка для семян лучше, потому что грани у нее ровные»). Исследовательская деятельность в процессе конструирования также существенно влияет на развитие связной речи. Развитие элементарных математических представлений. Учитывая особо важное значение развития элементарных математических представлений для успешной подготовки дошкольников с ОНР к обучению в школе, воспитатель работает над закреплением и пониманием использования в речи наречий, передающих пространственное отношение (справа, слева, вверху, внизу), для обозначения математических понятий (больше, меньше, равно), развитием речи при составлении арифметических задач, где следует соблюдать логику, последовательность и правильное грамматическое оформление предложения. Примерный учебно-тематический план по развитию элементарных математических представлений наряду с этим ставит своей целью активизацию речи детей, закрепление основных грамматических категорий, над которыми работает учитель-логопед: для него в план включены специальные дидактические игры и упражнения. Например, параллельно с изучением лексической темы «Овощи» на занятии по математике воспитатель проводит дидактическую игру «Магазин без продавца», цель которой — тренировать детей в счете, учить согласовывать числительные с существительными, запомнить названия овощей («Я купил три тыквы, два огурца, один помидор»). Таким образом, в ходе игры педагог закрепляет не только количественный счет, но и грамматические категории, предусмотренные коррекционной программой. Кроме того, существенное место отводится дидактическим играм и упражнениям, направленным на развитие когнитивных процессов, тематика которых также совпадает с изучаемой лексической темой. Например, при изучении лексической темы «Обувь» на занятии по развитию элементарных математических представлений воспитатель проводит дидактическую игру «Найди отличие», где дети учатся сравнивать предметы по величине, упражняются в образовании сравнительной степени прилагательных (тоньше - толще, уже - шире, выше - ниже). По теме «Игрушки» используется дидактическая игра «Чего не стало», способствующая развитию у детей произвольной образной памяти, упражнению в счете и образованию родительного падежа существительных (нет пирамидки, машины, куклы). По теме «Посуда» проводится дидактическая игра «Кто быстрее сложит разрезную картинку», которая развивает у детей внимание, логическое мышление, закрепляет количественный счет и учит подбирать прилагательные к существительным («Я сложил чашку из 5 частей; она голубая, красивая, большая»). Изобразительная деятельность. Примерный учебно-тематический план по изобразительной деятельности также разработан в тесной взаимосвязи с лексическими темами учителя-логопеда. В каждую включены лексико-грамматические упражнения с целью закрепить навыки, усвоенные на логопедических занятиях. Например, параллельно с изучением лексической темы «Зима» на занятии по изобразительной деятельности дети рисуют падающий снег, используя новую технологию рисования - «набрызг»; выполняют аппликацию по теме «Зима в лесу», используя прием обрывания, лепят «Девочку в зимней шубке». В конце каждого занятия используются игровые упражнения («Назови ласково», «Назови действие», «Назови слова для описания» и т. д. ), в ходе которых закрепляются те или иные грамматические категории, предусмотренные коррекционной программой. Развитие психических процессов. В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагога-психолога крайне необходимо. Его работа включает следующие направления: коррекционно-развивающая работа с детьми по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющими отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций. Несформированность на предшествующем этапе как необходимых психологических новообразований, так и требуемых умений и навыков может привести к школьной дезадаптации, которая проявляется у детей в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявленных требований, низкой школьной успеваемости, крайних формах недисциплинированности. Психологическая причина этого - низкий уровень функциональной готовности, поэтому деятельность педагога-психолога направлена на профилактику, а в ряде случаев на преодоление уже возникших нежелательных психологических образований. Для реализации одного из направлений деятельности по коррекции высших психических функций у детей с ОНР педагог-психолог опирается на содержание логопедических занятий, осуществляя преемственность в коррекционно-воспитательной работе всех педагогов ДОУ, что можно продемонстрировать на примере одного из занятий. Так, в первую неделю ноября педагог-психолог, как и все остальные педагоги ДОУ, опирается на лексическую тему «Игрушки», предложенную учителем-логопедом. Подбирается методический материал игр и упражнений, направленных на развитие: — зрительного восприятия (дидактическая игра «Угадай, что спрятано? »); — зрительного внимания (дидактическая игра «Счастливые Хрюши»); — слуховой кратковременной памяти (упражнение «Посмотри и запомни»); — мыслительных операций: обобщение (дидактическая игра «Убери лишнюю»); — воображения (упражнение «Дорисуй игрушку»). На этом же занятии решаются и речевые задачи согласно коррекционной программе: пополнение предметного словаря и словаря признаков, отработка согласования прилагательных с существительными, развитие импрессивной речи — понимание сложных логико-грамматических конструкций. Учитывая одно из направлений в работе педагога-психолога — выработку рекомендаций для педагогов ДОУ и родителей, в предложенном планировании педагогом-психологом учтены особенности развития психических процессов дошкольников с ОНР. Продолжая работу на материале лексической темы «Игрушки», инструктору по физическому воспитанию рекомендуется с целью развития координации движений у детей использовать такие упражнения, как «Покажи, как работает заводная машина, кукла, робот и др. ». С целью развития умения передавать эмоциональный образ, музыкальным руководителям рекомендуются упражнения, изображающие «веселую юлу», «сломанную машину». Для создания благоприятных условий в группе, сохранения здоровья воспитанников медицинским работникам рекомендуется понаблюдать за тем, нет ли в группах игрушек, которые могут принести вред здоровью детей. Воспитателям предлагаются различные дидактические игры, направленные на формирование у детей восприятия цвета, формы, качества игрушек. Родителям рекомендуется обращать внимание на познавательный, обучающий, развивающий характер игрушек. Таким образом, взаимодействие психолога со всеми педагогами, работающими с детьми с ОНР, и его участие в коррекционно-воспитательном процессе позволяют реализовать комплексный подход, направленный на формирование речевой, познавательной деятельности и тем самым обеспечить необходимую готовность детей к обучению в школе. В итоге появляется возможность обеспечить преемственность в учебно-тематическом планировании специально организованной деятельности детей на занятиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|