Коррекционно-воспитательная работа с детьми третьего уровня речевого развития
Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеет третий уровень речевого развития. В работе с этими детьми главные задачи следующие: — совершенствование связной речи; — обогащение и уточнение словарного запаса ребенка; — практическое усвоение грамматических средств языка; — формирование правильного произношения, воспитание артикуляционных навыков, фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры; — подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты. С детьми, имеющими третий уровень речевого развития, как и с детьми первого и второго речевого уровня, ведется работа по накоплению и обогащению словарного запаса. Методисты, решающие проблемы обучения родному языку, рекомендуют в работе над словом тематический подход, тематическое объединение слов, связанных ситуативной близостью. Знакомство с группой тематически близких слов на логопедических и общеобразовательных занятиях облегчает детям с ОНР их усвоение и запоминание. Темы являются сквозными, что придает особое значение каждому временному циклу словарной работы, предусматривающей постоянное расширение лексического материала, усложнение содержания коррекционно-воспитательной работы. В первом периоде обучения на занятиях воспитатель прорабатывает следующие тематические циклы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», « Игрушки», «Осень», «Овощи и фрукты». Особое внимание уделяется развитию у детей умения слушать и понимать обращенную к ним речь. На общеобразовательных занятиях данного периода обучения знания сообщаются в основном воспитателем. Педагог закрепляет в речи детей лексико-грамматические конструкции, включающие существительные в форме множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательным значением, глаголы единственного и множественного числа прошедшего времени, часто употребляемые в детской речи.
В процессе изучения разнообразного материала общеобразовательных занятий дети под руководством воспитателя закрепляют навыки составления предложений с опорой на вопрос, картину, демонстрацию действия. В конце первого периода обучения дети должны уметь составлять рассказ из 3-4 предложений. Читая детям сказки или рассказы на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, педагог учит детей внимательно слушать обращенную к ним речь. После чтения воспитатель задает вопросы по содержанию прослушанного текста, предлагает детям выбрать соответствующие иллюстрации. При этом отрабатываются те названия предметов, действий, признаков, которые запланированы логопедом. В занятия по развитию речи включаются дидактические игры, направленные на закрепление грамматических категорий. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром в ходе беседы об изменениях в природе педагог предлагает детям сравнить, например, осень с летом, с помощью вопросов стимулирует употребление слов дни, ночи, дожди, цветы и т. п. На занятиях по развитию элементарных математических представлений дети употребляют существительные в форме множественного числа с окончаниями -и, -ы, называя предложенный педагогом счетный материал (кубики, палочки и т. д. ). Занятия воспитателя по ознакомлению с окружающим миром создают сенсорную базу для усвоения детьми соответствующих их возрасту понятий по всем лексическим темам. Знакомство с реальными предметами дает возможность говорить с ними о морфологических и грамматических особенностях соответствующих слов. Полученный детьми на общеобразовательных занятиях сенсорный опыт логопед использует для того, чтобы показать роль той или иной части слова, например, на практическом уровне роль суффикса в относительных прилагательных, указывающих на соотнесенность их с определенным материалом (шерстяной, деревянный), роль окончания при согласовании прилагательного с существительным (чистая салфетка, маленький чайник, большое окно) и др.
Так, при изучении темы «Одежда» дети вместе с педагогом вспоминают, что одежда бывает для мальчиков и для девочек, зимняя и летняя, определяют ее качества и свойства (байковая рубашка, шерстяной шарф, трикотажное платье, клетчатые брюки, пестрые колготки и т. д. ), действия, которые могут быть связаны с предметами одежды (завязывать шарф, надевать платье, застегивать пуговицы и т. д. ). Особое внимание воспитатель уделяет тем детям, которые, поданным обследования речи, проводимого в начале учебного года, дают ошибочные ответы по этой теме. Воспитатель, индивидуализируя коррекционное воздействие логопедических занятий, может использовать следующие приемы, способствующие закреплению материала: добавление и уточнение ответов детей; выбор правильного ответа из ряда других; добавление слова; поиск пропущенного слова; заучивание чистоговорок, потешек и т. п. Во втором периоде обучения при проведении занятий используется лексический материал по темам «Одежда», «Продукты питания», «Домашние и дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «8 Марта», «Весна». Воспитатель активно включает в занятия различные грамматические формы слов, изученные на практическом уровне в ходе логопедических занятий, предложно-падежные формы существительных, относительных прилагательных. Особое значение придается закреплению в речевой практике детей предложений с однородными членами, некоторых видов сложносочиненных предложений (с союзами и, а) и сложноподчиненных предложений (с союзами потому что, когда), формированию навыков связного речевого высказывания. Тренируя детей в употреблении предложно-падежных конструкций, воспитатель использует вопросы, начинающиеся словами где, куда, откуда и т. п. Если в процессе логопедических занятий дети овладевают значением предлогов на, над, под и др., то конструкции с ними закрепляются в ходе занятия по рисованию, аппликации или лепке.
Применяя в качестве счетного материала предметы, изготовленные из различного материала, педагог стимулирует детей к включению в речь относительных прилагательных. Основная работа по развитию связного речевого высказывания проходит на логопедических занятиях. На общеобразовательных занятиях воспитателя проводится закрепление этих навыков с использованием программного материала. В связи с тем, что во втором периоде обучения многие звуки в речи детей уже поставлены, на занятиях воспитателя необходимо автоматизировать произносительные навыки на уровне предложений, стихотворных текстов, связной речи. На занятиях по рисованию, по ознакомлению с элементарными математическими представлениями воспитатель использует такие предметы и дидактический материал, в названии которых часто встречается автоматизируемый звук. В процессе третьего периода обучения на занятиях воспитателя продолжается работа по закреплению у детей навыков употребления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, по преодолению аграмматизма. В соответствии с задачами логопедической работы основной акцент в коррекционной работе воспитателя переносится на развитие связной речи детей. При подборе лексического материала воспитатель ориентируется на следующие лексические циклы, отрабатываемые на логопедических занятиях: «Весна», «Лето», «Сад и огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем). На занятиях и в ходе режимных моментов воспитатель с помощью вопросов, просьб, указаний побуждает детей к составлению краткого сообщения о выполненных ими действиях, их результатах. Комплексный подход к организации всего образовательно-воспитательного процесса может обеспечить максимальное устранение нарушений речи у дошкольников. Реализация принципа комплексного подхода в воспитании и развитии детей, построение системы развивающих задач требуют определенной опоры на структурные компоненты педагогического процесса. Необходимость такой опоры отмечают Н. А. Короткова и Н. Я. Михайленко. Они считают, что эти структурные компоненты, с одной стороны, будут «вбирать» в себя развивающие цели, заданные программой, а с другой - организовывать реальную жизнь детей в детском саду.
В качестве основания для выделения структурных компонентов педагогического процесса Н. А. Короткова и Н. Я. Михайленко правомерно называют типы взаимодействия взрослого с детьми, которые могут быть различными в зависимости от занимаемой взрослым позиции по отношению к детям: позиция учителя, равного партнера, создателя окружающей развивающей среды и предметного мира ребенка. В соответствии с этими позициями взрослого по отношению к ребенку педагогический процесс в детском саду можно условно разделить на четыре взаимосвязанных и взаимодополняющих блока, для каждого из которых характерна своя специфическая деятельность. Три из них строятся на основе совместной деятельности взрослого (воспитателя, специалистов, родителей) с ребенком, и один блок связан со свободной деятельностью самих детей. В общем виде блоки педагогического процесса можно представить в следующем виде: — специально организованное обучение в форме занятий; — совместная деятельность взрослого с детьми, строящаяся в непринужденной форме; — совместная деятельность родителей с детьми; — свободная самостоятельная деятельность детей. Такая структуризация педагогического процесса позволяет объединить в рамках каждого блока деятельность конкретных специалистов (музыкальных руководителей, педагогов-психологов, инструктора по физкультуре), воспитателей и подчинить их деятельность общей цели и задачам. Структура блоков позволяет также назвать сферы образовательной деятельности, в рамках которых будут решаться задачи обучения, воспитания и развития. В таблице № 1 представлены все виды и сферы образовательной деятельности, которые в наибольшей степени связаны с соответствующими блоками педагогического процесса. Очевидно, что первые два блока - специально организованная деятельность детей на занятиях и совместная деятельность детей с воспитателем несут максимальную нагрузку и позволяют охватить практически все сферы образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Особое внимание следует обратить на блок самостоятельной деятельности детей и блок, обозначенный нами как «взаимодействие родителей с детьми». Сферы образовательной деятельности, на которые они опираются, менее представлены в количественном отношении, но они весьма значимы в своем внутреннем содержании, поскольку в значительно большей степени опираются на жизненно важные, ведущие потребности ребенка. Игровая деятельность как ведущая в возрасте 3-7 лет составляет естественную сферу развития личности ребенка. В ней формируются символическая функция и воображение, выделение в человеческих взаимоотношениях моментов соподчинения и управления. На этой основе, отмечает Д. Б. Эльконин, «у ребенка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которая является основным моментом готовности к школьному обучению».
В этом общении создаются не менее значимые, чем в других блоках педагогического процесса, условия для речевого развития детей. Чем более активен ребенок в сфере игровой деятельности и в общении со своими сверстниками и родителями, тем многограннее и его речевая деятельность. Целостность процесса развития ребенка и взаимосвязь всех звеньев педагогического процесса можно увидеть из приводимой ниже таблицы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|