Цели и задачи этого блока решаются через самостоятельную деятельность детей, для которой в общей сложности отводится в среднем 2-3 часа в день пребывания ребенка в ДОУ. Наряду с развитием творческой активности детей в рамках свободной самостоятельной деятельности закрепляются навыки речевого общения и взаимодействия со сверстниками. Роль воспитателя состоит в том, чтобы создавать разнообразную предметную среду, обеспечивая каждому ребенку максимум условий для контактов со сверстниками. Учебно-тематическое планирование свободной самостоятельной деятельности детей, заключающееся в обеспечении условий для игровой деятельности, также подчинено целям и задачам деятельности учителя-логопеда.
4. Блок взаимодействия родителей с детьми
Цели и развивающие задачи деятельности в рамках этого блока педагогического процесса представляются более специфичными, так как они в значительной части выходят за рамки воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, но основная линия взаимодействия родителей с детьми определяется учителем-логопедом и регулируется педагогами, воспитателями. Учитель-логопед задает последовательность отработки речевых навыков в условиях общения родителей с детьми. Заведенный на каждого ребенка дневник по типу карты индивидуального развития служит технологической опорой в выполнении заданий и рекомендаций учителя-логопеда. Конечно, этот блок, более чем все остальные, подвержен опасности снижения контроля за точностью выполнения педагогических предписаний. Но он крайне необходим и нуждается в подробном специальном изучении условий, обеспечивающих его эффективность. В перспективно-тематических планах по всем видам образовательно-воспитательной деятельности включены рекомендации родителям, предложенные воспитателями, музыкальными руководителями, психологом, инструктором по физической культуре.
Таким образом, выделение блоков педагогического процесса дает возможность выстроить систему совместных целенаправленных и вместе с тем специфичных действий всех специалистов образовательной системы.
Глава 2
Комплексное планирование деятельности дошкольников по основным направлениям воспитательно- образовательной программы
Первый год обучения
Специально организованное обучение в форме занятий
Первый год обучения
Музыкальная деятельность
Тема
Цели занятий
Репертуар
Рекомендации родителям
Помещение детского сада
1. Учить детей точно определять и интонировать движение мелодии сверху вниз, снизу вверх.
2. Активизировать словарь детей по теме.
1. Полевка «Лесенка» (муз. Е. Тиличеевой)
2. Песня «Детский сад» (муз. А. Аверкина)
3. Песня «Детский сад» (муз. А. Филипенко)
4. Игра на развитие эмоциональности «Молчок»
5. Д/и «Детский сад»
Организовать экскурсию по детскому саду.
Фрукты
1. Учить детей петь спокойно, без напряжения.
2. Тренировать в подборе слов-определений.
1. Музыкальная игра «Здравствуй, осень! » (муз. Ю. Слонова)
2. Игра с пальчиками «Собираем ягоды»
3. Этюд на выражение удовольствия, радости «Вкусные яблоки»
4. И/у «Какой, какая, какое? »
1. Песня «Капуста» (муз. Л. Компанейца)
2. Игра на внимание «Морковь, капуста, лук»
3. Песня «Урожайная» (муз. А. Филипенко)
4. Д/и «Один - много»
Закрепить с детьми загадки об овощах, выучить слова песен.
Осень
1. Развивать эмоциональное восприятие песен и игр.
2. Активизировать словарь детей по теме.
3. Учить согласованию существительных с глаголами.
1. Песня «Листья золотые» (муз. Т. Попатенко)
2. Песня «Осень» (муз. Б. Терентьева)
3. Упражнение на эмоции «Солнышко и тучка»
4. Игра «Осень спросим» (муз. М. Ломовой)
5. Пальчиковая гимнастика
6. И/у «Что делает? »
Логоритмические занятия по теме «Игрушки»
1. Упражнение на внимание
2. Упражнение, регулирующее мышечный тонус «Шалтай-Болтай»
3. Упражнение для развития чувства темпа и ритма «Поспи и попляши» (муз. Т. Ломовой)
4. Игра «Игрушки заводные» (муз. Л. Сидельникова)
5. Пальчиковая игра «Зайка и барабан»
6. Танец «Куклы» (грамзапись)
7. Д/и «Чьи игрушки? »
Прослушать музыкальную сказку «Буратино».
Посуда
1. Развивать двигательную сферу в сочетании со словом и музыкой.
2. Активизировать словарный запас детей по теме.
3. Тренировать употребление простых предлогов.
Логоритмическое занятие по теме «Посуда»
1. Вводное упражнение
2. Упражнение, регулирующее мышечный тонус
3. Упражнение для развития чувства темпа и ритма.
4. Песня «Детский сад» (муз. А. Филипенко)
5. Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук
6. Д/и «Где ложки? »
Организовать просмотр м/ф «Федорино горе».
Продукты питания
1. Развивать эмоциональное восприятие, учить петь в умеренном темпе, напевно.
2. Расширять и обогащать знания детей по теме.
3. Тренировать образование относительных прилагательных.
1. Песня «Бай, качи, качи» (обр. М. Ма- гиденко)
2. Песня «Попадайся, грибок» (муз. В. Герчик)
3. Этюд на выражение основных эмоций: «вкусная конфета», «кислый лимон», «соленый чай» - на выражение отвращения и презрения
4. И/у «Скажи какой? »
Закрепить слова песен, выучить пословицы и поговорки 0 хлебе.
Зима
1. Развивать музыкальные способности, побуждать детей к самостоятельному творчеству.
2. Расширять знания детей о характерных признаках зимы.
3. Тренировать образование существительных множественного числа.
1. Полевка «Снегирь» (муз. Е. Тиличеевой)
2. Песня-хоровод «Кто нам нравится зимой»
3. Песня «Где-то елка на опушке» (муз. А. Филипенко)
4. Танец «Зима - холода» (грамзапись)
5. П/г «Елка»
6. Этюд на выражение различных эмоций «Снегурочка»
7. Д /и «Один - много»
Организовать просмотр м/ф «Зима в Простоквашино».
Новый год
1. Закреплять умения, знания, навыки в разных видах музыкальной деятельности.
2. Закреплять умения детей подбирать и называть слова-определения.
Новогодний праздник
1. Песня «К нам приходит Новый год» (муз. В. Герчик)
2. Песня «Где-то елка на опушке» (муз. А. Филипенко)
3. Песня «Дед Мороз» (муз. А. Филипенко)
4. Сюжетные танцы (снежинок, петрушек, зайчиков)
5. Игра со звоночками (муз. В. Ронавской)
6. И/у «Какой, какая, какое? »
Прослушать с детьми музыкальную сказку «12 месяцев».
Части тела
1. Развивать чувство ритма.
2. Учить показывать основные части тела и лица.
3. Тренировать в подборе существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
1. Упражнение «Плавные руки» (муз. Р. Глиэра)
2. Упражнение «Качание рук» (русская народная мелодия в обр. В. Иванникова)
3. П/г «Гармошка»
4. И/у «Назови ласково»
Выучить с детьми игру «Лавата».
Домашние животные
1. Развивать ладо-мелодический слух и чувство ритма.
2. Активизировать словарный запас у детей по теме.
1. Попевка «Барашеньки-круторожень- ки» (муз. обр. Я. Френкеля)
2. Песня «Конь» (муз. Е. Тиличеевой)
3. Песня «Тяв-тяв» (муз. В. Герчик)
4. Игра «Всадники и упряжки» (муз. В. Витлина)
5. Музыкально-дидактическая игра «Кто как идет»
6. П/г «Лошадка», «Коза»
7. И/у «Угадай, кто это? »
Выучить с детьми загадки о домашних животных.
Дикие животные
1. Развивать эмоциональное восприятие музыки.
2. Активизировать словарный запас у детей по теме.
1. Попевка «Скок, скок, поскок» (обр. И. Арсеева)
2. «Зайка-любознайка» (муз. А. Аверкина)
3. Песня «Мы на луг ходили» (муз. А. Филипенко)
4. Игра «Зайцы и лиса» (муз. А. Майка- пара)
5. П/г «Зверюшки в норке»
6. Д/и «Кто живет в лесу? »
Выучить с детьми загадки о диких животных.
Зимующие птицы
1. Учить детей интонировать большую терцию вниз, формировать правильное дыхание.
2. Активизировать словарный запас у детей по теме.
3. Тренировать подбор слов-определений.
1. Попевка «Кукушка» (муз. Е. Тиличеевой)
2. Игра «Ворон» (русская народная игра в обр. Е. Тиличеевой)
3. Русская народная попевка «Сорока- сорока» (муз. обр. Т. Попатенко)
4. П/г «Птенчики в гнезде»
5. И/у «Какой, какая, какие? » (черная, зимующая)
Организовать наблюдения на прогулках за зимующими птицами.
Профессии людей
1. Развивать голос, расширяя певческий диапазон.
2. Расширять знания детей по теме.
3. Тренировать проговаривание слов сложной слоговой структуры.
1. Песня «Бравые солдаты» (муз. А. Филипенко)
2. Песня «Без труда не проживешь» (муз. Т. Попатенко)
3. Упражнение на эмоции «Угадай профессию» (пантомима)
4. П/г «Плотник» или логоритмическое занятие «Профессии»
5. И/у «Повтори правильно»
Прочитать стихотворение С. Маршака «А что у вас? ».
Нарисовать с детьми рисунки на тему «Все профессии важны».
Одежда
1. Развивать эмоциональное восприятие музыки.
2. Активизировать словарь детей по теме.
3. Тренировать согласование существительных с прилагательными.
1. Песня «Мастерица» (муз. М. Парцхаладзе, слова Т. Люшина)
2. Игра «Вышивание»
3. Упражнение на эмоции. Этюд на отрицательные черты характера «Вовка-растеряшка»
4. Д/и «Ателье мод»
1. Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению.
2. Активизировать словарный запас у детей по теме.
3. Закреплять умение детей подбирать и употреблять слова-действия, существительные множественного числа.
4. Тренировать изменения существительных по числам.
Тематическое занятие
1. Песня «Наша Родина сильна» (муз. А. Филипенко)
2. Песня «Будем в армии служить» (муз. Ю. Чичкова)
3. Игра «Цветные флажки»
4. П/г «Лодка»
5. Д/и «Один - много»
Рассмотреть игрушки из серии «Военная техника», организовать игру «Чем отличается».
Февраль- последний месяц зимы
1. Закреплять у детей умение передавать характер песни. Учить правильно интонировать мелодию.
2. Закреплять с детьми признаки зимы.
3. Учить подбору слов-определений.
1. Закреплять умения, знания, навыки в разных видах музыкальной деятельности.
2. Закреплять умение детей употреблять слова-действия, слова-признаки.
3. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Праздничный утренник
1. Песня «Маме в день 8 Марта» (муз. Е. Тиличеевой)
2. Песня «Мамин праздник» (муз. Ю. Турина)
3. Стихотворения о маме, весне
4. Танцы
5. И/у «Подбери слова»
Выучить стихотворения о маме.
Организовать просмотр фильма «Мама».
Весна
1. Совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии.
2. Активизировать словарный запас у детей по теме.
3. Запомнить весенние признаки и приметы.
1. Песня «Песенка о весне» (муз. Фрида)
2. Песня «Весенняя песенка» (муз. А. Филипенко)
3. Упражнение на эмоции «Воробей».
4. П/г «Скворечник»
5. Д/и «Что происходит весной? »
Закрепить с детьми движения хоровода, вспомнить поговорки и поговорки. о весне.
Весна
1. Закреплять пройденный материал.
2. Тренировать детей подбирать определения (зеленая, весенняя, ясная).
1 Хоровод «Веснянка» (украинская народная мелодия в обр. С. Полонского)
2. Песня «Весенняя песенка» (муз. А. Филипенко)
3. Упражнение на эмоции «Угадай, какая сказка пришла»
4. Д/и «Весна- красна»
Повторить с детьми народные приметы о весне.
Прослушать музыкальные произведения П. И. Чайковского «Март», «Апрель», «Май».
Перелетные птицы
1. Развивать естественное звонкое звучание детского голоса, закреплять интонирование малой терции вверх и вниз.
2. Активизировать словарный запас у детей по теме.
1. Попевка «Кукушка» (муз. Е. Тилечеевой)
2. Песня «Дятел» (муз. Леви)
3. П/г «Птенчики в гнезде»
4. Д/и «Назови птицу»
Организовать наблюдения на прогулках за перелетными птицами.
Транспорт
1. Развивать ладо-мелодический слух и чувство ритма.
2. Активизировать словарь детей по теме.
3. Учить образовывать существительные множественного числа.
1. Упражнение для регулирования мышечного тонуса «Ремонт автомобиля»
2. Упражнение для развития чувства темпа и ритма «Самолет»
3. Песня «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского)
4. Игра «Летчики» (муз. В. Золотарева)
5. И/у «Один - много»
Повторить слова песни «Голубой вагон».
Мебель
1. Закреплять умения, знания, навыки в разных видах музыкальной деятельности.
2. Активизировать словарный запас у детей по теме.
1. Учить употреблять простые предложения.
Тематическое занятие «Мебель»
1. Упражнение на внимание
2. Упражнение на развитие чувства темпа и ритма «Пылесос»
3. Песня «Хорошо у нас в саду» (муз. В. Герчик)
4. Игра «Ключ»
5. П/г «Стул»
6. И/у «Составь предложение по картинке»
Нарисовать с детьми рисунки на тему «Мебель для Барби».
1. Мая
1Закреплять усвоенные знания, навыки и умения.
2. Активизировать словарный запас у детей по теме.
3. Продолжать учить детей соблюдать интонационно-смысловую выразительность при чтении стихотворений.
Праздник весны
Песни о весне
Стихотворения, танцы, игры
Выучить поговорки и пословицы о весне, труде.
Физическое развитие
Тема
Цель
Содержание
Рекомендации родителям
Фрукты
1. Учить подлезать под дугу боком (правым и левым); метать маленькие мячи в горизонтальную цель.
2. Закреплять навык подбора прилагательных к существительным.
Сюжетное физкультурное занятие «На огороде»
Игра-эстафета «Быстро в кузовок» (форма, цвет, величина)
Тренировать метание маленьких мячей в горизонтальную цель (в корзину).
П/и «Погрузка» (забрось мяч в корзину).
Овощи
1. Содействовать развитию динамического равновесия(ходьба по узкой дорожке с мячом в руках, поднятых вверх).
2. Закреплять усвоение притяжательных местоимений.
Сюжетное физкультурное занятие «В саду»
П/и «Кто скорее соберет? » (мой персик, моя груша)
Игра м/п «Овощи- фрукты» (яблоки – руки вверх; картофель – вниз)
Тренировать подлезать под дугу.
П/и «Липкая дуга».
Осень
1. Учить технике отбивания мяча о пол поочередно правой и левой рукой, совершенствовать координацию движений.
2. Тренировать образовывать сложные слова; закреплять навык согласования существительных с прилагательными.
Закреплять умение прокатывать шайбу клюшкой друг другу.
П/и «Гонки с шайбой»
П/и «Передай шайбу»
Дикие животные
1. Совершенствовать технику метания (кольцебросс).
2. Учить правильно употреблять существительные в Д. п.
П/и «Кто где живет? » (лиса - в норе; медведь - в берлоге)
Сюжетное занятие «В зоопарке»
Закреплять технику прыжков, лазанья (по-пластунски).
П/и «Волк во рву»
Птицы
1. Совершенствовать статическое равновесие.
2. Учить согласованию числительных с существительными.
Сюжетное занятие «На птичьем базаре»
П/и «Перелет птиц», «1-2-5-9» (один воробей - два воробья - пять воробьев)
Закреплять статическое
равновесие.
П/и «Аисты».
Профессии людей
1. Совершенствовать технику ловли и броска мяча.
2. Учить образовывать существительные ж. р.
Игра м/п «Назови правильно» (повар - повариха; воспитательница)
Развивать ловкость.
П/и «Обеги мяч», «С мячом под дугой», «Вперед с мячом».
Наша армия
1. Продолжать развивать ловкость, силу, быстроту, выносливость.
2. Закреплять умение подбирать признаки по назначению и вопросам.
3. Воспитывать уважение к воинам Российской Армии.
Совершенствовать технику бросков и ловли мяча (перебрасывание мяча из одной руки в другую).
П/и «Жонглер».
Сад и огород
1. Совершенствовать динамическое равновесие (ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая через предметы).
П/и «Огородники» (в корзине, по дороге, в землю)
Совершенствовать динамическое равновесие (бег по наклонной доске вверх и вниз, на носках, боком, приставным шагом).
9 Мая
1. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Формировать умение выполнять движения осознанно, быстро, красиво.
2. Воспитывать уважение к защитникам Родины, чувство гордости.
3. Закреплять умение правильно употреблять глаголы в речи.
Развлечение «День Победы»
П/и «Дедушка и внуки»
Эстафеты, игры, соревнования
Содействовать развитию ловкости и быстроты.
П/и «Разведчики и часовые».
Конструктивная деятельность
Лексическая тема
Тема конструктивной деятельности
Цель
Основные формы работы
Рекомендации родителям
Помещение детского сада
Конструирование (строительный материал)
«Строим детский сад»
1. Формировать обобщенные представления о зданиях (специальные, жилые), учить создавать постройку, используя перекрытия, пластины.
2. Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
1. Закреплять ранее приобретенные приемы конструирования, учить строить в определенной последовательности, совершенствовать умение анализировать работу
2. Учить образовывать существительные в форме тв. п.
1. Рассматривание машины-игрушки (уточнить последовательность выполнения работы)
2. И/у «Машины в гараже»
3. Д/и «Кто с чем любит играть?
Сконструировать с детьми игрушку из бросового материала.
Игрушки
Ручной труд «Неваляшка»
1. Продолжать обучать приемам работы с различными материалами (поролон), учить соединять части между собой.
2. Воспитывать умение доводить дело до конца.
3. Учить изменять глаголы по временам.
1. Анализ готового образца (уточнить последовательность работы, напомнить
о правилах работы с ножницами)
2. И/у «Хоровод неваляшек»
3. И/у «Что делает? Что сделал? »
Изготовить с детьми «Чебурашку» из поролона.
Посуда
Ручной труд (пластилин и природный материал)
«Вазочка»
1. Продолжать обучать детей различным приемам работы с природным материалом, развивать мелкую моторику пальцев.