2. Блок совместной деятельности воспитателя с детьми
Цели и задачи этого блока также специфичны и состоят в том, чтобы, наряду с развитием общих социальных навыков, обеспечить развитие речи ребенка. Отправной момент для постановки этих задач - диагноз учителя-логопеда, а основное условие их успешного решения - освоение разных видов деятельности, характерных для образовательно-воспитательного процесса в ДОУ (игра, конструирование, изобразительная деятельность и т. п. ). Воспитатели, организуя ту или иную совместную деятельность детей, ориентируются и на цели общеразвивающего характера, и на конкретные цели, связанные с автоматизацией навыков грамматически правильной речи. В качестве примера такого подхода к решению развивающих задач в условиях ДОУ приведем систему педагогических действий, обеспечивающих экологическое воспитание, развитие естественно -научных представлений и формирование представлений о человеке в истории и культуре. Развитие экологической культуры. Цель перспективного учебно-тематического планирования в данном направлении - знакомство с окружающим миром, развитие творческой личности, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней, формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи. В ходе работы решаются следующие задачи: — научить детей наблюдать, анализировать, делать определенные выводы; — расширять знания детей о природе; — привить детям трудовые природоведческие навыки; — закреплять правила поведения на природе и формировать осознанно правильное отношение к ней; — расширять активный и пассивный словарь, совершенствовать грамматический строй, развивать связную речь дошкольников с ОНР.
Исходя из перечисленных задач составлен перспективный учебно-тематический план с учетом лексических тем. Например, тема по развитию речи «Птицы» подкрепляется темой занятия по экологическому воспитанию «Душой исполненный полет». По этой теме проводятся беседа о птицах, опыты с перьями и бумагой и их анализ; игра «Назови действия» (воробей — чирикает, прыгает, клюет, летает и т. д. ), в ходе которой дети учатся подбирать глаголы. Специальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием, включаемые в экологические беседы, являются важным средством выработки и закрепления грамматических навыков у детей. В процессе экологического воспитания, построенного таким образом, дети учатся наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, у них развиваются все формы речи, прежде всего диалогическая. Развитие естественно -научных представлений также осуществляется в совместной деятельности воспитателя с детьми. Планируемая цель - развитие лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР, автоматизация навыков речи через формирование элементарной системы знаний о неживой природе. Задачи конкретизируют деятельность воспитателя и сводятся к следующим: — дать детям к моменту поступления в школу достаточно полное и правильное представление как о внешних свойствах явлений неживой природы, так и о некоторых внутренних связях и отношениях; — научить детей подходить к пониманию физических явлений с научных позиций, отражая свое отношение к явлениям в устной речи; — научить детей использовать красочные речевые обороты и синтаксические конструкции по изучаемым темам. Перспективный план по ознакомлению детей с ОНР с естественнонаучными представлениями составляется с учетом плана учителя-логопеда. В нем отражены не только изучаемые физические явления, но и форма организации познавательной деятельности. Каждое занятие завершается дидактической игрой или лексическим упражнением по данной теме. Например, по плану учителя-логопеда изучается лексическая тема «Посуда», а по развитию естественно -научных представлений —тема «Полезные ископаемые». На этом занятии рассматривается материал, из которого изготовлена посуда, глина (продукт распада гранита). В занятие входит лепка посуды, изучение свойств глины, сравнение глиняной посуды с хрустальной, стеклянной, фарфоровой, чтение произведений о других полезных ископаемых, экскурсия в музей и знакомство с полезными ископаемыми. За счет новых терминов у детей пополняется словарный запас, а лексическое упражнение «Кто чем гордится? Кому что нужно для работы? », закрепляющее употребление существительных в косвенных падежах, завершает тему.
Аналогично строится работа в период изучения темы по плану учителя-логопеда «Продукты питания». Тема по развитию естественно -научных представлений тесно с ней переплетается, например, «Легенда о соли». В процессе ее изучения дети знакомятся с назначением соли в жизни человека, проводят опыты с солью, эксперимент по получению соли в домашних условиях и т. д. Формирование представлений о развитии человека в истории и культуре. Цель учебно-тематического планирования по данному направлению - формирование у дошкольников первоначальных элементарных представлений о развитии человека в истории и культуре, развитие познавательной активности, расширение кругозора, развитие связной речи. Весь культурно-исторический материал распределен согласно лексическим темам, изучаемым дошкольниками с ОНР. Например, параллельно с темой учителя-логопеда «Домашние животные» воспитатель рассказывает о развитии скотоводства, а также о том, как люди приручали животных, ухаживали за ними, использовали в труде. Завершает тему лексическое игровое упражнение «У кого кто? », в ходе которого воспитатель закрепляет названия детенышей домашних животных. При изучении лексической темы «Посуда» дети вместе с воспитателем отправляются в «Путешествие за ценными находками», знакомятся с историей происхождения ложки и вилки, с их эволюцией от древности до наших дней. Дидактическое упражнение «Из чего посуда? » закрепляет умение детей образовывать относительные прилагательные (стеклянный стакан, деревянная ложка, хрустальная ваза).
Учитывая особенности дошкольников с ОНР, используются такие методы и приемы работы, которые не носят характер сухого запоминания фактов. Каждая тема расписывается по целям, формам организации познавательной деятельности детей и задачам общего и речевого развития. В данном перспективном плане предусмотрены следующие формы: беседы, экскурсии, «путешествия во времени», дидактические игры, просмотр мультфильмов, проведение итоговых мероприятий в форме игр «Колесо истории», «Что? Где? Когда? » и т. д. В плане предусмотрены дополнительные мероприятия, которые можно использовать в зависимости от временных и творческих возможностей педагога. При проведении совместной деятельности используются загадки, подобранные в соответствии с лексическими темами, так как загадки развивают память, логическое, наглядно-образное мышление. Например, изучая тему «Домашние животные», педагог предлагает следующие загадки: «Пятак есть, да ничего не купит» (свинья), «Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под шапкой» (кошка). Но дети не только отгадывают загадки, но и сами сочиняют, придумывают их. Если в начале года они составляют простые загадки («Оно красное, он тесный»), к концу года должны придумывать загадки из распространенных сложных предложений. Например, о яблоке: «Оно красное, круглое, бывает сладкое и кислое, растет на дереве» или о грибах: «Они растут в лесу, у них есть ножка и шляпка. Из них варят вкусный суп». Театрализованная деятельность. Потешки, стихотворения, сказки, подобранные в соответствии с лексическими темами учителя-логопеда, позволяют расширять, активизировать, обогащать словарный запас детей. При организации театрализованной деятельности воспитатель не только заучивает с детьми стихотворения, потешки, но и обыгрывает их с использованием пальчикового, теневого, настольного, кукольного театров.
Например, при изучении лексической темы «Фрукты» воспитатель предлагает инсценирование считалки «Апельсин», обращая внимание на выразительность речи, умение детей пользоваться мимикой, жестами. Затем проводит дидактическое упражнение «Кого угостим» с целью научиться употреблять существительные в родительном падеже (этой долькой мы угостим «ежа»). При изучении лексической темы «Транспорт» воспитатель, организуя театрализованную деятельность, предлагает инсценировать произведение К. Чуковского «Тараканище» с использованием театра на фланелеграфе. Примерный перспективный план по театрализованной деятельности дополнен этюдными тренажами, которые позволяют развивать у дошкольников сценические навыки, способности при передаче характера персонажа пользоваться выразительными средствами (мимикой, интонацией, жестом, позой, походкой). По лексической теме «Профессии» с целью развития воображения воспитатель проводит этюдный тренаж: ребенок выбирает один из предложенных предметов (ножницы, весы, расческа, градусник, половник) и рассказывает, с какой профессией он связывает выбранный предмет, чем ему нравится эта профессия; хотел бы он, став взрослым, выбрать ее. При изучении темы «Продукты питания»предлагается этюд на развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи «Колобок»: дети катают мяч друг другу. Тот, кому попадает «колобок», должен сказать ему несколько слов или задать вопрос - «Где ты живешь? », «Колобок, давай с тобой дружить», «Приходи ко мне в гости» и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|