1. Знакомить детей с понятиями «природа», «живая природа», «неживая природа».
2. Учить подбирать антонимы.
1. Проблемная беседа
2. Д/и «Определи правильно»
3. И/у «Скажи наоборот»
4*. Отгадывание загадок
5*. Раскрашивание картинок с живой и неживой природой
6*. Экспозиция детских работ
Нарисовать предметы живой и неживой природы.
Овощи
Осеннее путешествие по родной природе
1. Уточнять знания о природе. Закреплять знания об овощах.
2. Закреплять в речи умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными.
1. Экскурсия на огород
2. Д/и «Собери овощи
и фрукты с завязанными глазами»
3. И/у «Мой, моя»
4*. Конкурс рисунков по теме
Изготовить поделки из природного материала.
Овощи и фрукты
Фрукты и овощи
1. Укреплять знания о названиях, форме, цвете, вкусе, запахе фруктов и овощей.
2. Формировать знания детей о значении овощей и фруктов в жизни человека.
3. Вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку.
4. Тренировать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе.
1. Беседа о значении овощей и фруктов в жизни человека
2. Д/и «Определи правильно» (цвет, форму, вкус, запах)
3*. Д/и «Объедини по признаку»
Придумать загадку о фрукте и овоще.
Осень
Экскурсия в парк, лес
1. Уточнять представления детей о признаках осени.
2. Учить различать по форме, величине листа березу, клен, дуб.
3. Развивать умение видеть красоту наступающей осени.
4. Учить связно высказывать свои мысли.
5. Закреплять умение использовать существительные в единственном и множественном числе.
1. Наблюдение
2. Беседа
3. Д/и «Один - много»
4* Рисование «Что мне больше всего запомнилось? »
Закрепить признаки осени.
Одежда
«Осенние листочки» (одежда для земли)
1. Учить детей любоваться природой во все времена года.
2. Учить наблюдать явления природы, анализировать.
3. Тренировать умение согласовывать числительные с существительными.
1. Учить детей бережно относиться к игрушкам, следить за ними, чинить.
2. Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1. Чтение стихотворения
2. Беседа (предложить детям организовать больницу для сломанных игрушек)
3. И/у «Назови ласково»
Отремонтировать вместе с детьми сломанные игрушки.
Продукты
«Посадка лука» - наблюдение
1. Рассказать о том, что из луковицы-репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия.
2. Тренировать умение подбирать синонимы.
1. Рассматривание луковицы
2. Посадка луковиц
3. Наблюдения
4. Зарисовка в альбом
5. И/у «Скажи иначе»
Посадить дома лук и наблюдать за его ростом.
Слова- действия, слова- предметы, слова- признаки
Природа просит защиты
1. Приобщать детей к миру природы, учить понимать ее ценность в жизни каждого человека.
2. Воспитывать желание беречь и защищать природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.
3. Тренировать умение подбирать прилагательные к существительным и их согласовывать.
4.
1. Беседа
2. Отгадывание загадок
3. И/у «Какой, какая, какое? »
4*. Экспозиция детских работ и беседа по рисункам
5*. Оформление книги жалоб
Нарисовать рисунки на тему «Природа просит помощи».
Предложение
Напоминающие знаки
1. Продолжать знакомить детей с правилами поведения в природе.
2. Развивать фантазию и творчество.
3. Тренировать умение употреблять существительные в косвенных падежах.
1. Знакомство со знаками
2. Беседа
3*. Коллективная работа «Запрещающие знаки»
4*. И/у «Чего не стало? »
Придумать с детьми свои знаки правил поведения в природе.
Зима
Экскурсия в парк
1. Закреплять представления детей о признаках зимы.
Учить отличать синицу от других птиц.
2. Тренировать умение подбирать глаголы настоящего времени к существительным.
1. Экскурсия
2. Наблюдения, беседа
3. Наблюдение за птицами
4. И/у «Что делает? »
5*. Экспозиция детских работ
Нарисовать парк зимой; птиц, которых видели.
Зима
«Как заяц и лиса проводят зиму в лесу»
1. Формировать у детей представление о жизни животных
в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
2. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.
3. Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1. Рассматривание картин «Зайцы в зимнем лесу», «Лиса зимой»
2. Беседа с использованием загадок
3. И/у «Назови ласково»
Организовать наблюдение за зимующими птицами, кормить их.
Домашние животные
«В дружбе с природой» (забота о кошках, собаках)
1. Расширять и уточнять знания детей о домашних животных.
2. Углублять и уточнять морально-этические понятия: доброта, справедливость.
3. Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1. Беседа
2. И/у «Назови ласково»
3*. Выставка книг-самоделок и составление рассказа на тему «Как я ухаживаю за животными»
Сделать книжку-самоделку.
Дикие животные
Волк
1. Формировать знания детей о жизни животных в лесу.
2. Дать детям представления о том, что в природе нет абсолютно вредных животных.
3. Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1. Беседа с использованием загадок
2. П/и «Гуси-лебеди»
3. И/у «Звери и их детеныши»
Составить рассказ о любом диком животном.
Профессии
«Смелые пожарные»
1. Знакомить детей с правилами поведения в лесу.
2. Учить подбирать синонимы.
1. Беседа с использованием стихотворений
2*. П/и «Поможем животным» (на прогулке)
3. И/у «Скажи иначе»
Прочитать произведение Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».
Зимующие птицы
«Кто такой клест? »
1. Уточнять и закреплять знания об особенностях и повадках птиц.
2. Учить подбирать прилагательные к существительным.
Организовать наблюдение за повадками птиц во дворе.
Одежда
Чтение рассказа
К. А. Ушинского«Как рубашка в поле выросла» (лен)
1. Дать представления о растительном происхождении ткани.
2. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные.
1. Чтение произведения и беседа с использованием наглядного материала (коллекция)
2. И/у «Скажи, какая? »
Февраль- последний месяц зимы
«Где зимуют лягушки? »
1. Закреплять представления детей об образе жизни лягушек в разные сезоны.
2. Тренировать умение согласовывать числительные с прилагательными и существительными.
Рассказать о жизни лягушек и принести картинки о них вДОУ.
8 Марта
«Подарок любимому человеку»
1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.
2. Продолжать знакомить детей с произведениями искусства, на которых изображена природа.
3. Тренировать умение образовывать множественное число существительных.
1. Беседа с использованием картин
2. Д/и «Один - много»
3*. Рисование «Порадуем маму»
Составить рассказ на тему «Копилка добрых дел».
Весна
Экскурсия в парк
1. Развивать умение видеть изменения, происходящие в природе весной.
2. Учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в живой природе.
3. Учить находить знакомые деревья.
4. Тренировать умение образовывать существительные с умень- шительно-ласкательными суффиксами.
1. Показать детям подснежники.
2. Учить любоваться цветами, воспринимать и видеть их красоту.
3. Тренировать умение согласовывать числительные с прилагательными и существительными.
1. Расширять знания детей о растениях.
2. Дать представления о роли растений в жизни человека.
3. Учить подбирать глаголы.
1. Беседа
2. Посадка дерева (посильная помощь детей)
3. И/у «Назови действие»
Посадить вместе с детьми свое дерево на участке ДОУ.
Слова – антонимы
«Через добрые дела можно стать экологом»
1. Показать детям на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки.
2. Учить подбирать антонимы.
1. Беседа
2. Работа с моделью «Сухое дерево»
3. И/у «Скажи наоборот»
Помочь ребенку составить рассказ на тему «Я и природа».
Игры весной
«Знатоки природы»
1. Обобщать знания детей по экологической культуре.
2. Развивать память, находчивость, логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать чувство товарищества, уважения к партнерам и соперникам по игре.
Викторина «Что? Где? Когда? »
Подготовить вопросы к викторине.
Лето
«Пыльца на пестрых крыльях»
1. Расширять знания детей о насекомых.
2. Учить детей не причинять вреда насекомым.
3. Учить видеть красоту всего живущего на земле.
4. Тренировать умение употреблять существительные в косвенных падежах.
Тема по развитию естественно – научных представлений
Цели
Основные формы работы
Рекомендации родителям
Помещение детского сада
«Что окружает нас в мире? »
«Жизнь на планете Земля» (вода необходима для роста растений)
1. Знакомить детей с процессами, происходящими в природе.
2. Развивать воображение, память, образное мышление.
3. Тренировать умение подбирать прилагательные к существительным.
1. Беседа «Что нас окружает в мире? »
2. П/и «Летает - не летает», «Земля, небо, вода»
3. И/у «Какой, какая, какое? »
4*. Выставка детских рисунков
Организовать наблюдения за явлениями природы.
Овощи
«Что окружает нас в мире? »
«Жизнь на планете Земля» (вода необходима для роста растений)
1. Формировать представления о ценности воды для всего живого.
2. Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1. Опыт с водой (свойства воды)
2. Чтение сказки о рождении родника, ручья и реки (по мотивам сказок М. Пластова)
3. И/у «Скажи ласково»
4*. П/и «Море волнуется»
Выучить загадки.
Фрукты
Продолжение темы «Жизнь на планете Земля»
1. Знакомить детей с агрегатным состоянием воды (лед, пар).
2. Тренировать умение изменять существительные в единственном и множественном числе.
1. Опыты с водой (лед, пар, круговорот воды)
2. Д/и «Один - много»
3*. Игра-моделирование «Рождение реки»
Прочитать стихотворение Н. Рыжовой «Волшебница вода».
Овощи и фрукты
«Вода - всему голова»
1. Расширять знания детей о значении воды для жизни растений, животных, человека.
2. Тренировать умение образовывать прилагательные сравнительной степени.
1. Объяснение смысла пословицы «Вода - всему голова»
2. Беседа
3. Опыт с фильтрацией воды (песок, почва, уголь)
4. И/у «Что лучше? »
Выучить пословицы о воде.
Осень
«Осень, осень, в гости просим» (неживая природа осенью)
1. Продолжать знакомить детей с неживой природой осенью.
2. Тренировать умение образовывать глаголы множественного числа 3-го лица настоящего времени.
1. Беседа о погоде осенью (первые заморозки, дожди, туманы) с использованием стихотворений
2. И/у «Что делает? Что делают? »
3*. Чтение произведения Г. Скребицкого «Осеннее небо»
1. Организовать наблюдения за явлениями неживой природы: первые заморозки, дожди, туманы.
2. Прочитать стихотворение Е Трутневой «Осень» или С. Михалкова «Если».
Одежда
Продолжение темы (явления природы)
1. Формировать представления детей о взаимосвязи природных явлений и одежды людей.
2. Тренировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
1. Беседа «Бродяга-ветер погодою вертит»
2. Опыт с ветром (вертушки)
3. И/у «Чей? Чье? » (Тани- но пальто)
4*. Чтение сказки «Здрась- те, я погоды мастер»
Выучить стихотворение М. Исаковского «Ветер» или Р. Менакера «Погода на заказ».
Обувь
«Погода» (дождь)
1. Расширять знания детей о природных явлениях (дождь).
2. Учить подбирать антонимы.
1. Беседа «Почему идет дождик? » (одежда
и обувь людей)
2. П/и «Солнышко и дождик»
3. Д/и «Пинг-понг» или «Наоборот»
1. Знакомить детей с полезными ископаемыми.
2. Знакомить детей со свойствами глины.
3. Тренировать умение образовывать существительные в косвенных падежах.
1. Беседа с рассматриванием дымковских игрушек
2. Опыты с глиной
3. Д/и «Кому что нужно? », «Кто чем играет? »
Выучить с ребенком стихотворение В. Берестова «Игрушка».
Посуда
Песок(продолжение темы)
1. Знакомить детей со свойствами песка.
2. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные.
Тренировать умение образовывать существительные Р. п. с предлогом.
1. Беседа с рассматриванием стеклянной, хрустальной и глиняной посуды
2. Опыт с песком (водопроницаемость песка - фильтр)
3. Игры с песком
4. И/у «Из чего посуда? »
Помочь ребенку составить коллекцию окрашенного песка.
Продукты питания
Полезные ископаемые
«Цена соли»
1. Знакомить детей со свойствами соли (растворимость).
2. Рассказать о значении соли для жизни человека, животных.
3. Тренировать умение согласовывать прилагательные с существительными.
1. Беседа о цене соли
2. Опыт «Свойство соли» (растворимость)
3. И/у «Какой, какая, какое? »
Провести беседу с детьми «Продукты и соль».
Слова- действия, слова- предметы, слова- признаки
Предложение
«В пестром царстве - земном государстве»
1. Дать детям представление о смене суток.
2. Учить запоминать названия частей суток
и времен года.
3. Тренировать умение подбирать слова-действия к заданному слову.
1. Беседа на тему «Кто над нами вверх ногами»
2. Чтение сказки «Как зубастый крокодил солнце в небе проглотил»
3. Опыты с настольной лампой
4. И/у «Скажи, что делает? »
5* П/и «День и ночь» (знания признаков дня и ночи)
Выучить с ребенком названия времен года и частей суток.
Зима
«Погода»
1. Закреплять знания детей о смене времен года.
2. Развивать внимание, воображение.
3. Тренировать умение образовывать слова
с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1. Беседа о временах года «Зима-лето - попугай, в зной - дубленку покупай»
2. Опыт со свечой и яблоком
3. И/у «Назови ласково»
Помочь ребенку выучить стихотворение «Времена года» Е. Трутневой.
Домашние животные
Стихия на планете Земля - воздух (он необходим для жизни всего живого на Земле)
1. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
2. Учить подбирать признаки к предмету.
1. Чтение произведения А. В. Владимирова «Прозрачное одеяло Земли»
2. Опыт с воздухом (свойства, вес, запах, цвет)
3. И/у «Скажи какой? »
4* Опыт с мыльными пузырями
Выучить с ребенком стихотворение Ю. Ефремова «Воздух».
Дикие животные
«Воздух»
1. Формировать представления детей о теплом воздухе и влиянии погоды на жизнь диких животных.
2. Тренировать умение подбирать антонимы.
1. Беседа
2. Наблюдение за инеем на стеклах в прохладной комнате
3. И/у «Перевертыш»
Организовать наблюдение за инеем.
Птицы зимой
«Воздух»
1. Расширять знания детей о свойствах воздуха.
2. Развивать логическое мышление.
3. Тренировать умение подбирать притяжательные местоимения.
1. Беседа «Снег и птицы»
2. Чтение сказки «Зачем зимой снег? »
3. И/у «Мой, моя, мое»
Прочитать рассказ В. Архангельского «Снежная шуба».
Профессии людей
«Стихия -
огонь» (профессия пожарного)
1. Дать детям представление о стихии огня.
2. Расширять и углублять представления о профессии пожарного.
3. Тренировать умение образовывать существительные единственного числа в форме Т. п.
1. Чтение сказки «Как огонь с человеком подружился»
2. /и «Спасем своих друзей»
3. Д/и «Хорошо - плохо»
4. И/у «Кем хочешь быть? » (мечтаешь)
Выучить с ребенком загадки об огне.
Одежда
Космос
«Зачем космонавту скафандр? »
1. Продолжать знакомить детей с профессией космонавта и его одеждой.
2. Тренировать умение образовывать прилагательные от существительных.
1. Закреплять знания детей о признаках зимы, дать научное обоснование данным признакам и явлениям.
2. Учить подбирать синонимы.
1. Чтение сказки «И снежинка стала королевой бала»
2. И/у «Назови похожие слова»
3* Опыт «Почему снег белый? »
Помочь ребенку запомнить признаки зимы.
Весна
Погода
1. Продолжать знакомить детей с явлением неживой природы - радугой. Учить видеть красоту.
2. Тренировать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.
1. Чтение сказки «А у нас над головой семицветной полосой вспыхнул ярко мост дугой»
2. Наблюдение после дождя на прогулке
3. И/у «Скажи правильно»
4* Рисование радуги путем накладывания красок
Выучить стихотворение Е. Трутневой «Весна-красна»
Повторить признаки весны.
Выучить присказку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Транспорт
«Стихия - огонь»
«Мастер огненных дел»
1. Расширять знания детей о разных видах железнодорожного и водного транспорта, о профессиях шофера, машиниста.
2. Тренировать умение подбирать прилагательные к существительным.
1. Беседа «Без устали работают, урча, моторы «форда», «мерседеса», «москвича» с рассматриванием иллюстраций о железнодорожном транспорте
2. Опыт (превращение воды в пар)
3. И/у «Скажи, какой? »
Прочитать стихотворение В. Ивановой «Паровоз».
Запомнить виды транспорта.
Мебель
Лес - наше богатство
1. Закреплять знания детей о свойствах древесины.
2. Тренировать умение подбирать однокоренные слова.
1. Беседа о деревьях и значении древесины для людей
2. И/у «Подбери такие же»
Прочитать стихотворение Е. Благининой «Эхо».
Загадки про эхо.
Формирование представлений о развитии человека в истории и культуре
Лексическая тема
Тема по развитию представлений
Цели
Основные формы работы
Рекомендации родителям
Помещение детского сада
«Когда люди начали строить дома»
1. Знакомить детей с историей развития жилища человека (связь архитектуры с климатом, изменение типов жилища).
2. Тренировать умение образовывать слова
с уменьшительно-ласка- тельными суффиксами.
1. Беседа с рассматриванием иллюстраций
2. И/у «Назови ласково»
Организовать экскурсию в музей истории города.
Сделать с детьми домик из любого материала.
Овощи
«Первые земледельцы»
1. Знакомить детей с обработкой земли в древности.
2. Тренировать умение различать глаголы совершенного и несовершенного вида (поливает - полил, копает - копал).
1. Беседа с рассматриванием иллюстраций
2. Загадки об овощах
3. И/у «Скажи, что делает - что сделал»
Прочитать детям произведения Ю. Ту- вима «Овощи», Б. Житкова «Баштан».
Помочь ребенку выполнить задание: заштриховать нарисованные овощи.
Фрукты
«Что такое натюрморт? »
1. Знакомить детей с разными жанрами живописи - натюрморт.
2. Тренировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
1. Беседа с рассматриванием иллюстраций
2. И/у «Скажи какой? »
3*. Рисунки детей по теме
Организовать экскурсию на выставку картин.
Нарисовать с детьми натюрморт из фруктов и овощей.
Овощи и фрукты
«Собирательство»
1. Формировать представления о растениях как источнике питания древних людей.
2. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные.
Организовать совместную прогулку в парк, лес для сбора желудей, осенних цветов.
Прочитать детям произведения Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
Осень
«Каклоди научились выращивать хлеб? »
1. Расширять представления детей о выращивании хлеба в древности и в настоящее время.
2. Тренировать умение правильно согласовывать существительные с прилагательными.
Выучить с детьми пословицы и поговорки о хлебе, об осени.
Прочитать детям произведения: Л. Кона «Пшеница», «Рожь»; М. М. Пришвина «Лисичкин хлеб».
Одежда
«Изобретение иглы»
1. Познакомить детей с эволюцией иголки от древности до наших дней (через историю вещей показать, как люди научились изготавливать одежду).
2. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные.
1. Беседа
2. Д/и «Какой, какая»
3*. Д/и «Узнаем, из чего сделаны платья и костюмы, кто их сделал, откуда они появились»
Показать детям, как пользоваться иголкой. Вышить коврик.
Обувь
«Как обува- лись-одева- лись в старину»
1. Расширять представления детей об одежде и обуви человека (история отдельных предметов).
2. Тренировать умение образовывать уменьши- тельно-ласкательные формы существительных единственного числа.
1. Беседа с рассматриванием иллюстраций
2. И/у «Назови ласково»
Организовать просмотр м/ф «Кот в сапогах».
Нарисовать сказочные «сапоги-скороходы», украсить орнаментом.
Игрушки
Древние игрушки
1. Рассказывать детям, с какими игрушками играли в древности; находить сходства с современными игрушками.
2. Тренировать умение образовывать притяжательные местоимения мой, моя.
1. Рассказ воспитателя с использованием стихотворений
2. Показ иллюстраций
3. Игра с мячом «Угадай»
4*. Изготовление игрушек
Прочитать с детьми стихотворение А. Барто «Ифушки». Выучить его.
Организовать экскурсию в магазин «Детский мир» в отдел «Ифушки».
Игрушки
«Кукла»
1. Рассказать детям об истории создания куклы.
2. Тренировать умение употреблять существительные в форме В. п.
1. Беседа
2. Д/и «Поможем кукле»
3*. Изготовление куклы из ниток вместе с детьми
4*. Просмотр м/ф «Буратино»
Прочитать сказку В. Катаева «Цветик- семицветик».
Организовать просмотр м/ф «Пиноккио»
Посуда
«Как появились вилка и ложка»
1. Рассказать детям о создания вилки и ложки (показать их эволюцию от древности до наших дней).
2. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
1. Беседа
2. Д/и «Путешествие за ценными находками»
3. И/у «Из чего посуда? »
Прочитать сказку К. И. Чуковского «Федорино горе»
Продукты питания
«О русском каравае и овсяном киселе»
1. Рассказать детям о блюдах старинной кухни.
2. Тренировать умение согласовывать существительные с числительными в роде, числе, падеже.
Прочитать русскую народную сказку «Каша из топора».
Слова- действия, слова- предметы, слова- признаки
«Охота и рыболовство»
1. Формировать у детей представления об охоте, рыболовстве.
2. Активизировать словарный запас детей по теме.
1. Беседа с рассматриванием иллюстраций
2. Д/и «Ловушка»
Помочь ребенку выполнить задание: заштриховать животных, рыб (работа в тетрадях).
Зима
Родная природа в творчестве русских художников
1. Продолжать развивать способности эстетического восприятия произведений искусства (пейзажи).
2. Тренировать умение правильно подбирать прилагательные-антонимы.
1. Выставка зимних пейзажей И. Э. Грабаря, И. Левитана
2. Беседа
3. И/у «Скажи наоборот» (грязный - чистый)
Организовать экскурсию в выставочный зал.
Организовать наблюдение за природой (любоваться ей).
Зима
«Как человек использовал и добывал огонь»
1. Формировать представления об использовании огня (от костра до обогревательных приборов).
2. Тренировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
1. Беседа
2. Д/и «Чудо-вещи вокруг нас»
И/у «Подружи слова»
Организовать просмотр м/ф «Маугли».
Помочь ребенку выполнить задание: заштриховать нарисованные фигуры.
Новый год
«Почему мы празднуем Новый год? »
1. Формировать представления детей о традиции поздравлять друг друга с Новым годом.
2. Тренировать у детей умение правильно использовать глаголы в речи.
1. Беседа с использованием стихотворений
2. Д/и «Дед Мороз»
Организовать экскурсию к новогодней елке.
Провести «Русские посиделки» с чаепитием.
Помочь ребенку сделать игрушки на елку.
Части тела и лица
«Чем человек отличается от животного? »
1. Знакомить детей с эволюцией развития человека.
2. Продолжать учить детей сравнивать, анализировать, делать выводы.
3. Тренировать умение образовывать существительные множественного числа.
1. Беседа с рассматриванием иллюстраций
2. Сравнение животного и человека: сходства и различия
3. Д/и «Один - много»
Организовать экскурсию на выставку экзотических животных.
Рассмотреть иллюстрации животных.
Домашние животные
Беседа о домашних животных у славян
Скотоводство
1. Рассказать о приручении животных древними людьми.
2. Тренировать умение образовывать существительные при помощи суффиксов.
1. Беседа с показом иллюстраций
2. Д/и «Кто лишний? »
3. Д/и «У кого кто? »
Сделать с детьми маски для игр (корова, свинья, лошадь, коза).
Профессии людей
«Кто изобрел книгопечатание? »
1. Рассказать детям об одной из древних профессий - книгопечатании.
2. Тренировать умение образовывать существительные Р. п. единственного числа.
1. Беседа
2. И/у «Кого нет? »
Организовать прогулку в зимний парк.
Сделать книжку-малышку с рисунками и стихотворениями о зиме.
1. Беседа с показом иллюстраций, коллекции («Как рубашка в поле выросла»)
2. Д/и «Узнаем, из чего сделаны платья и костюмы, кто их сделал, откуда они появились»
3. И/у «Скажи, какой? »
Прочитать сказку Г. -Х. Андерсена «Новый наряд короля», Г. Снегирева «Верблюжья варежка».
Организовать экскурсию в ателье.
Наша армия
«Как человек защищал себя? »
1. Формировать представления о способах защиты жизни в древности (рвы, частоколы, крепости, мосты откидные).
2. Тренировать умение правильно употреблять количественные числительные до 5.
1. Беседа с рассматриванием иллюстраций
2. П/и «Сильные, смелые, ловкие, умелые» (на прогулке)
3. И/у «Который»
Организовать д/и «Рода войск».
Весна
«Легенды и предания о весенних цветах»
1. Рассказать детям о роли цветов в жизни людей; учить названия весенних цветов.
2. Тренировать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.
1. Рассказывание легенд и преданий
2. Беседа с рассматриванием цветов
3. И/у «Подружи слова»
Организовать экскурсию в парк, рассмотреть весенние цветы.
Организовать просмотр м/ф «Двенадцать месяцев».
Транспорт
«Средства передвижения»
1. Учить названия различных видов транспорта (от лошадей до автомобиля).
2. Тренировать умение согласовывать количественные числительные с существительными.
1. Беседа, загадки с показом иллюстраций
2. Д/и «Сосчитай»
3*. «Создание» машины будущего
Организовать наблюдение за движением транспорта и пешеходов на переходе.
Мебель
«Из истории вещей»
1. Знакомить детей с историей отдельных предметов мебели (их эволюцией от древности до наших дней).
2. Тренировать умение образовывать относительные прилагательные.
1. Игра-занятие «Путешествие
в страну вещей»: беседа с показом иллюстраций
2. И/у «Что из чего - какое? »
Организовать экскурсию в мебельный магазин.
Рассказать детям, из чего сделана мебель в квартире.
Слова – антонимы
«Светлое Христово воскресение»
1. Знакомить детей с историей происхождения праздника.
2. Тренировать умение образовывать существительные множественного числа.
1. Беседа с показом иллюстраций
2. Д/и «Один - много»
Провести совместный праздник с чаепитием.
Расписать пасхальные яйца.
1 Мая
«Твои права»
1. Знакомить детей с основными правами.
2. Активизировать словарный запас детей по теме.
1. Рассматривание картинок и чтение книги «Ваши права»
2. Д/и «Мы веселые ребята»
Нарисовать картину на тему «Наша дружная семья».
Театрализованная деятельность
Лексическая тема
Театрализованная тема
Цель
Основное содержание
Рекомендации родителям
Помещение детского сада
Беседа «Что такое театр? »
1. Активизировать словарный запас у детей по теме «Театр».
2. Тренировать умение подбирать слова-признаки.
1. Беседа «Театр»
2. Этюдный тренаж «Не будем скучать» на развитие умения концентрировать внимание и переключаться с одного действия на другое
3. И/у «Какой, какая, какие? »
Сходить с детьми в театр.
Овощи
Потешка «Капустка»
1. Отрабатывать произношение слов разного слогового состава.
1. Инсценирование потешки с использованием пальчикового театра
2. П/г «Капустка»
Мы капусту рубим - 2 раза
Мы морковку трем - 2 раза
Мы капусту солим - 2 раза
Мы капусту жмем - 2 раза
3. И/у «Скажи правильно»
Помочь ребенку выучить потешку.
Фрукты
Считалка «Апельсины»
1. Тренировать умение употреблять существительные в форме Р. п.
1. Этюдный тренаж на выражение основных эмоций «Печалиться не надо»
2. Инсценирование считалки «Апельсин»
3. Д/и «Кого угостим? » (Для кого эта долька)
Нарисовать с ребенком апельсин и закрасить его.
Овощи и фрукты
Потешка «Заяц»
1. Учить детей вести диалог.
2. Учить работать пальчиками, рукой.
3. Тренировать умение образовывать существительные множественного числа.
1. Этюд на выражение удивления «Удивление»
2. Инсценирование потешки с использованием кукольного театра «Заяц, заяц, чем ты занят? »
3. Д/и «Один - много»
Помочь ребенку сшить куклу «зайчик».
Осень
Потешка «Эхо»
1. Развивать силу голоса.
2. Учить работать пальчиками.
3. Тренировать умение согласовывать существительные с прилагательными.
1. Этюд на развитие воображения, выразительности движений «Облака»
2. Инсценирование потешки с использованием персонажей кукольного театра «Мы в лес пойдем,
Детей позовем: Ay, ay, ау,
Никто не отзывается.
Ау, ау, ау (тише)»
3. И/у «Назови слова-признаки» или «Скажи какой, какая? »
Организовать экскурсию в лес (парк), отметить осенние признаки, поиграть в игру «Эхо».