Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральное агентство по образованию




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский  государственный  университет
 низкотемпературных  и  пищевых  технологий

 

 

Т. М. Редькина

 

 

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

 

Учебное пособие

 

Санкт-Петербург
2009

УДК 338. 24

ББК 65. 9(2)-80

Р-33

 

Р-33

 

 

Редькина Т. М.

Теория управления производством: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУНиПТ, 2009. – 90 с.

ISBN


 

Изложено содержание дисциплины в соответствии с рабочей программой, разработанной с учетом требований Государственного стандарта. Фундаментальные понятия, формулировки, подходы, концепции, классификации даны в классическом виде. В необходимых случаях отмечены особенности управления производством в современных условиях.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 080005 «Экономика и управление на предприятии пищевой промышленности» и для бакалавров, обучающихся по направлению 521500 – «Менеджмент» факультета экономики и экологического менеджмента, заочного обучения и экстерната.

УДК 338. 24

ББК 65. 9(2)-80

 

 

Рецензент

Докт. экон. наук, профессор И. Г. Сергеева, зав. кафедрой экономики и предпринимательской деятельности Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий

 

 

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом уни-верситета

 

ISBN

Ó Санкт-Петербургский государственный

университет низкотемпературных

и пищевых технологий, 2009

Ó Т. М. Редькина, 2009


Введение

 

Производство представляет собой один из наиболее сложных процессов на предприятии.

Управление производством тесно связано с управлением закупками, продажами, основными средствами, персоналом, финансами.

В современных условиях постоянно возрастает значение управления в процессе функционирования различного рода систем.

В учебном пособии излагаются наиболее общие закономерности процессов управления на производстве, подходы и модели управления, рассматриваются функции управления, принципы организации производственного процесса и организационные структуры управления, раскрываются цели и проблемы формирования стратегии дальнейшего развития организации, анализируются факторы внешней и внутренней среды организации, определяются взаимосвязи стратегического и оперативного планирования на производстве и роль сетевого планирования в процессе эффективного управления производством, выделяются типы производств и дается их технико-экономическая характеристика, исследуется производственная структура предприятия, выделяются основные экономические показатели деятельности организации и особенности формирования стратегии разработки новых товаров в современных условиях.

Содержание учебного пособия носит междисциплинарный и системный характер и позволяет использовать системный подход на различных уровнях и направлениях управления процессом производства.


1. Терминология

 

Управле́ ние – это процесс, направленный на достижение цели.

Управле́ ние – это перевод системы из одного состояния в другое.

Управление социально-экономическими системами, в том числе – производственными получило название менеджмент (англ. management, от старофранцузского слова mé nagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой»).

Понятие «менеджмент» также обозначает руководство и руководителей различного уровня на предприятии (соответствует русскому понятию «приказчик»).

Ме́ неджмент (от англ. Manage – управлять, заведовать, руководить) наука об организации деятельности социальной системы для достижения заданных целей. Учение о достижении целей руками других людей. Система управления организацией.

Менеджмент – это искусство управлять.

Управление – как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Управление – как искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

Управление – как функция – целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Управление – как процесс – совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе».

Управление – как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

Система управления экономикой – совокупность согласованных методов и средств управления экономикой, используемых органами управления. Система управления экономикой страны представляет иерархическую структуру, разделенную на территориальные и отраслевые системы (подсистемы второго уровня), которые в свою очередь включают локальные системы управления предприятиями, организациями, фирмами.

Функционально система управления любого уровня состоит из системы прогнозирования, экономического анализа, планирования, организации, оперативного регулирования, учета и контроля.

Система управления – совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Методы управления – совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей.

Метод управления характеризует законченный акт воздействия на объект управления. Различают организационные, экономические и социально-психологические методы управления.

Процесс управления – совокупность отдельных видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и развития системы в интересах достижения стоящих перед ней целей. В процессе управления решаются две задачи:

– тактическая, связанная с поддержанием устойчивости и взаимодействия всех элементов системы;

– стратегическая, обеспечивающая развитие и совершенствование системы, перевод ее в качественно иное состояние.

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.

Цель выступает способом интеграции в единую систему различных действий одного человека или действий различных людей.

Объект управления – отношения между людьми, существующие на различных уровнях управления: государство, регион, муниципальное образование, отрасль промышленности, социальные организации, трудовой коллектив, семья, личность.

Субъект управления – лицо, группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые воздействуют на управляемую систему в целях обеспечения ее функционирования и движения к заданной цели.

Субъект управления:

– осуществляет управленческую и организационную работу;

– принимает решения;

– обеспечивают достижение поставленных целей.

Технология управления – приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления.

Технология управления состоит из информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств.

Различают:

– линейную технологию управления,

– управление по отклонениям,

– управление по результатам,

– управление по целям,

– управление по ситуации,

– поисковое управление.

Ситуационное управление – оперативное управление, заключающееся в принятии управленческих решений по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся ситуацией.

Общий анализ предприятия – анализ показателей, которые позволяют охарактеризовать проблемы предприятия с точки зрения персонала, оборудования, технологии, эффективности производственной деятельности, сбыта, управления и планирования.

Экономический анализ – выявление экономических закономерностей из фактов экономической действительности. Экономический анализ предполагает раскладывание экономики на отдельные части (экономические категории).

Культура организации – свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей, разделяемых большинством работников.

Компонентами культуры организации являются:

– принятая система лидерства;

– стили разрешения конфликтов;

– действующая система коммуникации;

– положение индивида в организации;

– принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.

Структура управления организацией – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Основными элементами организационной структуры являются:

– уровни управления;

– подразделения и звенья управления;

– управленческие связи.

Организационно–правовая структура – вид и способ структурного построения предприятия или корпорации, предусмотренный законами и другими правовыми нормами страны.

Организационно–правовая структура зависит от:

– формы собственности,

– масштаба предприятия,

– формирования его капитала,

– характера соединения и соподчинения составных частей предприятия.

Иерархическая структура управления – структура управления, в которой преобладают вертикальные связи, когда высшие уровни управления обладают определяющими полномочиями в принятии решений, и эти решения строго обязательны для средних и низших уровней.

Иерархическая зависимость – отношение, характеризующееся подчинением нижестоящего вышестоящему в некоторой иерархической системе.

Анализ организационной структуры – анализ структуры кадров и их стимулирования, структуры управления, наличных систем планирования и управления, стиля работы на разных уровнях предприятия, а также эффективности организационной структуры.

Основная задача анализа организационной структуры – выяснение степени соответствия организационной структуры стратегическим задачам предприятия и возможности перестройки его структуры в соответствующих направлениях.

Вертикальные связи – связи между подчиненными и непосредственными начальниками.

Горизонтальные связи – связи между равными по уровням индивидами или структурными подразделениями.

Диагональные связи – связи между начальниками и подчиненными, между которыми не существует вертикальных связей.

Партисипативная структура управления – структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Менеджер – наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. К числу менеджеров относятся линейные и функциональные руководители организации или ее структурных подразделений.

Формальная организация – организация, характеризующаяся:

– строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами и ролевыми функциями;

– рациональностью и безличностью отношений между ее членами;

– наличием органа власти и аппарата управления.

Децентрализованная организация – организационная структура, в рамках которой право принимать решения распределяется вплоть до нижестоящих управленческих структур.

Хозяйственное объединение – добровольное объединение предприятий в целях совместной хозяйственной деятельности, координации действий, обеспечения защиты своих прав, представления общих интересов в других организациях и учреждениях.

Юридическое лицо – учреждение, предприятие или организация, выступающее в качестве самостоятельного носителя гражданских прав и обязанностей. Юридическое лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими организациями.

Акционерное общество – организационно-правовая форма существования и функционирования предприятий, формирующих свой капитал посредством выпуска и продажи акций. Акционерное общество создается на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц.

Акционерное общество имеет своей целью совместную хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли в интересах акционеров.

Унитарное предприятие – организационно-правовая форма коммерческой организации, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество такого предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам, долям и паям. В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Управляющим является назначаемый собственником руководитель. Имущество находится в государственной и муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или хозяйственного управления.

Некоммерческая организация – организация, не имеющая целью извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между своими участниками.

В РФ некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов.

Партнерство – неакционированное совместное предприятие нескольких физических и/или юридических лиц, каждое из которых является его пайщиком и принимает непосредственное участие в его деятельности.

Партнерство организуется на основе договора:

– регулирующего права и обязанности пайщиков;

– порядок возмещения общих расходов и распределения прибыли;

– сроки действия;

– условия прекращения деятельности;

– форму солидарной ответственности.

Совместное предприятие – форма организации компании, объединяющей капиталы партнеров (юридических и физических лиц) из двух и более стран. Основной целью совместного предприятия является увеличение объема экспорта товаров и услуг и повышение эффективности экспортно-импортных операций.

Линейная структура управления – отношения между руководителями и подчиненными им органами в многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта управления.

Функциональная структура управления – структура органов управления, в которой каждый орган управления специализирован на выполнении определенного круга производственных, технологических, проектных, финансовых, информационных или обеспечивающих функций. Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений.

Линейно–функциональная структура управления – структура органов управления, состоящая из:

– линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;

– обслуживающих функциональных подразделений.

При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения.

Матричная структура управления – структура органов управления, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей:

– непосредственному руководителю функциональной службы;

– руководителю проекта.

Для матричной структуры управления характерны: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы.

Дивизиональная структура управления – структура управления предприятием, в которой четко разделено управление отдельными продуктами и отдельными функциями. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.

Мультидивизионная организация – организация предприятия, характерная для предприятий с децентрализованным управлением структурой, в которых различные подразделения отвечают за выпуск и сбыт различных групп товаров.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...