Федеральное агентство по образованию
Стр 1 из 18Следующая ⇒ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Санкт-Петербургский государственный университет
Т. М. Редькина
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
Учебное пособие
Санкт-Петербург УДК 338. 24 ББК 65. 9(2)-80 Р-33
Редькина Т. М. Теория управления производством: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУНиПТ, 2009. – 90 с.
Изложено содержание дисциплины в соответствии с рабочей программой, разработанной с учетом требований Государственного стандарта. Фундаментальные понятия, формулировки, подходы, концепции, классификации даны в классическом виде. В необходимых случаях отмечены особенности управления производством в современных условиях. Учебное пособие предназначено для студентов специальности 080005 «Экономика и управление на предприятии пищевой промышленности» и для бакалавров, обучающихся по направлению 521500 – «Менеджмент» факультета экономики и экологического менеджмента, заочного обучения и экстерната. УДК 338. 24 ББК 65. 9(2)-80
Рецензент Докт. экон. наук, профессор И. Г. Сергеева, зав. кафедрой экономики и предпринимательской деятельности Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом уни-верситета
ISBN Ó Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий, 2009 Ó Т. М. Редькина, 2009 Введение
Производство представляет собой один из наиболее сложных процессов на предприятии.
Управление производством тесно связано с управлением закупками, продажами, основными средствами, персоналом, финансами. В современных условиях постоянно возрастает значение управления в процессе функционирования различного рода систем. В учебном пособии излагаются наиболее общие закономерности процессов управления на производстве, подходы и модели управления, рассматриваются функции управления, принципы организации производственного процесса и организационные структуры управления, раскрываются цели и проблемы формирования стратегии дальнейшего развития организации, анализируются факторы внешней и внутренней среды организации, определяются взаимосвязи стратегического и оперативного планирования на производстве и роль сетевого планирования в процессе эффективного управления производством, выделяются типы производств и дается их технико-экономическая характеристика, исследуется производственная структура предприятия, выделяются основные экономические показатели деятельности организации и особенности формирования стратегии разработки новых товаров в современных условиях. Содержание учебного пособия носит междисциплинарный и системный характер и позволяет использовать системный подход на различных уровнях и направлениях управления процессом производства. 1. Терминология
Управле́ ние – это процесс, направленный на достижение цели. Управле́ ние – это перевод системы из одного состояния в другое. Управление социально-экономическими системами, в том числе – производственными получило название менеджмент (англ. management, от старофранцузского слова mé nagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой»). Понятие «менеджмент» также обозначает руководство и руководителей различного уровня на предприятии (соответствует русскому понятию «приказчик»).
Ме́ неджмент (от англ. Manage – управлять, заведовать, руководить) наука об организации деятельности социальной системы для достижения заданных целей. Учение о достижении целей руками других людей. Система управления организацией. Менеджмент – это искусство управлять. Управление – как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Управление – как искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. Управление – как функция – целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты. Управление – как процесс – совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе». Управление – как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей. Система управления экономикой – совокупность согласованных методов и средств управления экономикой, используемых органами управления. Система управления экономикой страны представляет иерархическую структуру, разделенную на территориальные и отраслевые системы (подсистемы второго уровня), которые в свою очередь включают локальные системы управления предприятиями, организациями, фирмами. Функционально система управления любого уровня состоит из системы прогнозирования, экономического анализа, планирования, организации, оперативного регулирования, учета и контроля. Система управления – совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними. Методы управления – совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Метод управления характеризует законченный акт воздействия на объект управления. Различают организационные, экономические и социально-психологические методы управления. Процесс управления – совокупность отдельных видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и развития системы в интересах достижения стоящих перед ней целей. В процессе управления решаются две задачи:
– тактическая, связанная с поддержанием устойчивости и взаимодействия всех элементов системы; – стратегическая, обеспечивающая развитие и совершенствование системы, перевод ее в качественно иное состояние. Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Цель выступает способом интеграции в единую систему различных действий одного человека или действий различных людей. Объект управления – отношения между людьми, существующие на различных уровнях управления: государство, регион, муниципальное образование, отрасль промышленности, социальные организации, трудовой коллектив, семья, личность. Субъект управления – лицо, группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые воздействуют на управляемую систему в целях обеспечения ее функционирования и движения к заданной цели. Субъект управления: – осуществляет управленческую и организационную работу; – принимает решения; – обеспечивают достижение поставленных целей. Технология управления – приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления. Технология управления состоит из информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств. Различают: – линейную технологию управления, – управление по отклонениям, – управление по результатам, – управление по целям, – управление по ситуации, – поисковое управление. Ситуационное управление – оперативное управление, заключающееся в принятии управленческих решений по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся ситуацией. Общий анализ предприятия – анализ показателей, которые позволяют охарактеризовать проблемы предприятия с точки зрения персонала, оборудования, технологии, эффективности производственной деятельности, сбыта, управления и планирования.
Экономический анализ – выявление экономических закономерностей из фактов экономической действительности. Экономический анализ предполагает раскладывание экономики на отдельные части (экономические категории). Культура организации – свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей, разделяемых большинством работников. Компонентами культуры организации являются: – принятая система лидерства; – стили разрешения конфликтов; – действующая система коммуникации; – положение индивида в организации; – принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы. Структура управления организацией – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Основными элементами организационной структуры являются: – уровни управления; – подразделения и звенья управления; – управленческие связи. Организационно–правовая структура – вид и способ структурного построения предприятия или корпорации, предусмотренный законами и другими правовыми нормами страны. Организационно–правовая структура зависит от: – формы собственности, – масштаба предприятия, – формирования его капитала, – характера соединения и соподчинения составных частей предприятия. Иерархическая структура управления – структура управления, в которой преобладают вертикальные связи, когда высшие уровни управления обладают определяющими полномочиями в принятии решений, и эти решения строго обязательны для средних и низших уровней. Иерархическая зависимость – отношение, характеризующееся подчинением нижестоящего вышестоящему в некоторой иерархической системе. Анализ организационной структуры – анализ структуры кадров и их стимулирования, структуры управления, наличных систем планирования и управления, стиля работы на разных уровнях предприятия, а также эффективности организационной структуры. Основная задача анализа организационной структуры – выяснение степени соответствия организационной структуры стратегическим задачам предприятия и возможности перестройки его структуры в соответствующих направлениях. Вертикальные связи – связи между подчиненными и непосредственными начальниками.
Горизонтальные связи – связи между равными по уровням индивидами или структурными подразделениями. Диагональные связи – связи между начальниками и подчиненными, между которыми не существует вертикальных связей. Партисипативная структура управления – структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений. Менеджер – наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. К числу менеджеров относятся линейные и функциональные руководители организации или ее структурных подразделений. Формальная организация – организация, характеризующаяся: – строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами и ролевыми функциями; – рациональностью и безличностью отношений между ее членами; – наличием органа власти и аппарата управления. Децентрализованная организация – организационная структура, в рамках которой право принимать решения распределяется вплоть до нижестоящих управленческих структур. Хозяйственное объединение – добровольное объединение предприятий в целях совместной хозяйственной деятельности, координации действий, обеспечения защиты своих прав, представления общих интересов в других организациях и учреждениях. Юридическое лицо – учреждение, предприятие или организация, выступающее в качестве самостоятельного носителя гражданских прав и обязанностей. Юридическое лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими организациями. Акционерное общество – организационно-правовая форма существования и функционирования предприятий, формирующих свой капитал посредством выпуска и продажи акций. Акционерное общество создается на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц. Акционерное общество имеет своей целью совместную хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли в интересах акционеров. Унитарное предприятие – организационно-правовая форма коммерческой организации, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество такого предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам, долям и паям. В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Управляющим является назначаемый собственником руководитель. Имущество находится в государственной и муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или хозяйственного управления. Некоммерческая организация – организация, не имеющая целью извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между своими участниками. В РФ некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов. Партнерство – неакционированное совместное предприятие нескольких физических и/или юридических лиц, каждое из которых является его пайщиком и принимает непосредственное участие в его деятельности. Партнерство организуется на основе договора: – регулирующего права и обязанности пайщиков; – порядок возмещения общих расходов и распределения прибыли; – сроки действия; – условия прекращения деятельности; – форму солидарной ответственности. Совместное предприятие – форма организации компании, объединяющей капиталы партнеров (юридических и физических лиц) из двух и более стран. Основной целью совместного предприятия является увеличение объема экспорта товаров и услуг и повышение эффективности экспортно-импортных операций. Линейная структура управления – отношения между руководителями и подчиненными им органами в многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта управления. Функциональная структура управления – структура органов управления, в которой каждый орган управления специализирован на выполнении определенного круга производственных, технологических, проектных, финансовых, информационных или обеспечивающих функций. Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Линейно–функциональная структура управления – структура органов управления, состоящая из: – линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу; – обслуживающих функциональных подразделений. При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения. Матричная структура управления – структура органов управления, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей: – непосредственному руководителю функциональной службы; – руководителю проекта. Для матричной структуры управления характерны: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы. Дивизиональная структура управления – структура управления предприятием, в которой четко разделено управление отдельными продуктами и отдельными функциями. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся менеджеры, возглавляющие производственные подразделения. Мультидивизионная организация – организация предприятия, характерная для предприятий с децентрализованным управлением структурой, в которых различные подразделения отвечают за выпуск и сбыт различных групп товаров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|