Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

19. Основные экономические показатели деятельности предприятия




19. Основные экономические показатели деятельности предприятия

Результативность деятельности предприятия можно охарактеризовать следующими показателями:

– экономический эффект;

– показатели эффективности;

– период окупаемости капитала;

– точка безубыточности ведения хозяйства.

Экономический эффект – это абсолютный показатель (прибыль, доход от реализации и т. п. ), характеризующий результат деятельности предприятия. Основной показатель, характеризующий экономический эффект от деятельности производственного предприятия, – это прибыль.

 

 

 


Рис. 19. 1. Порядок образования прибыли

 

Прибыль Пр от реализации продукции (продаж) – это разность между выручкой от продаж (Вр) издержками на производство и сбыт продукции (полной себестоимостью Зпр), суммой налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизами (АКЦ):

Пр = Вр – Зпр – НДС – АКЦ.

Прибыль от прочей реализации (Ппр) – это прибыль, полученная от реализации основных средств и другого имущества, отходов, нематериальных активов. Она определяется как разница между выручкой от реализации (Впр) и затратами на эту реализацию (Зр):

Ппр = Впр – Зр.

Прибыль от внереализационных операций – это разница между доходами от внереализационных операций (Двн) и расходами по внереализационным операциям (Рвн):

Пвн = Двн – Рвн.

Доходы от внереализационных операций – это доходы от долевого участия в деятельности другого предприятия, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, поступления от сдачи в аренду имущества, полученные штрафы, а также другие доходы от операций, непосредственно не связанные с реализацией продукции.

Расходы по внереализационным операциям – это затраты на производство, которое не дало продукции.

Балансовая прибыль:

Пб = Пр + Ппр + Пвн.

Чистая прибыль:

Пч = Пб – отчсл.

Нераспределенная прибыль:

Пнр = Пч –ДВ – проц.

Резервный фонд создается предприятием на случай прекращения его деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Образование резервного фонда для предприятий отдельных организационно-правовых форм является обязательным. Отчисления в резервный фонд производятся в соответствии с действующими нормативными актами.

Фонд накопления предназначен для создания нового имущества, приобретения основных и оборотных средств. Величина фонда накопления характеризует возможности предприятия по развитию и расширению.

Фонд потребления предназначен для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению персонала фирмы.

Ограниченность показателей экономического эффекта заключается в том, что по ним нельзя сделать вывод о качественном уровне использования ресурсов и уровне доходности предприятия.

Экономическая эффективность – это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами, обусловившими этот эффект, или с ресурсами, использованными для достижения этого эффекта:

Экономическая эффективность = результат/ затраты

Точка безубыточного ведения хозяйства . Концепция безубыточного ведения хозяйства может быть выражена в виде простого вопроса: сколько единиц продукции необходимо продать в целях возмещения произведенных при этом затрат.

Соответственно цены на продукцию устанавливаются таким образом, чтобы возместить все условно-переменные затраты и получить надбавку, достаточную для покрытия условно-постоянных затрат и получения прибыли.

Как только будет продано количество единиц продукции (Qкр), достаточное для того чтобы возместить условно-постоянные и условно-переменные затраты (полную себестоимость), каждая проданная сверх этого единица продукции будет приносить прибыль. При этом величина прироста этой прибыли зависит от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре полной себестоимости.

Таким образом, как только объем проданных единиц продукции достигнет минимального значения, достаточного для покрытия полной себестоимости, предприятие получает прибыль, которая начинает расти быстрее, чем этот объем. Такой же эффект имеет место в случае сокращения объемов хозяйственной деятельности, то есть темпы снижения прибыли и увеличения убытков опережают темпы уменьшения объемов продаж.


20. Стратегия разработки новых товаров

 

С учетом быстрых перемен внешней среды (вкусы, мода, технология, конкуренция и т. д. ) предприятие не может полагаться только на существующие товары. Следовательно, у каждой организации должна быть своя программа разработки нового товара. Можно получить новинки двумя способами: купить патент или лицензию либо провести собственные НИОКР.

Но новаторство может быть делом весьма рискованным. На рынке товаров широкого потребления терпят неудачу 40 – 80% предлагаемых новинок, на рынке товаров промышленного назначения – 20%, на рынке услуг – 18%. Основные причины неудачных проектов:

– недостаточная степень изучения (исследования рынка);

– переоценка объема рынка;

– неудачные результаты НИОКР;

– неудачное определение цены;

– недостаточная реклама;

– неправильное позиционирование новинки на рынке;

– неправильная оценка затрат на осуществление проекта;

– недостаточная оценка степени конкуренции.

Таким образом, возникает дилемма: с одной стороны, разрабатывать новые товары необходимо, а, с другой, – шансов на успех не так уж много.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...