Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Черты толерантной личности. «Организуем жизнь класса по новому…». (Тематический период как форма организации деятельности в классе)




Черты толерантной личности

  Колонка А Колонка В
1. Расположенность к другим 2. Снисходительность 3. Терпение 4. Чувство юмора 5. Чуткость 6. Доверие 7. Альтруизм 8. Терпимость к различиям 9. Умение владеть собой 10. Доброжелательность 11. Умение не осуждать других 12. Гуманизм 13. Умение слушать 14. Любознательность 15. Способность к сопереживанию ------------ ------------

Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. На заполнение опросника дается 3—5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

«Волшебная лавка» Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены «О» в колонке А опросника этого участника, т. е. слабо выражены у него. ) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Обсуждаются вопросы:

  • Какие качества присущи толерантной личности?
  • Какие качества характерны для интолерантной личности?

Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности

На заключительном этапе работы( дня или недели толерантности) предложите участникам выработать свои правила «принятия» других людей. Они могут быть помещены на информационном стенде класса. Предложите участникам внимательно следить за событиями в мире, городе, в классе и по возможности предотвращать возможные случаи проявления интолерантности

Идея № 21

«Организуем жизнь класса по новому…»

(Тематический период как форма организации деятельности в классе)

Одним из принципов, лежащих в основе любой гуманистической воспитательной системы современного учебного заведения, является принцип преемственности, последовательности и системности в организации учебной и вне учебной деятельности. Этот принцип требует взаимосвязи всех компонентов системы в их содержании, взаимодополнения в решении педагогических задач в учебной и внеучебной работе, наличия четких и ясных перспектив в деятельности в которую ребенок включается, взаимосвязи последующих педагогических действий с предыдущими, непрерывности педагогических воздействий, обеспечение взаимосвязи с учащимися разного возраста, согласованности требований, предъявляемых к учащимся.

Этим требованиям во многом отвечает организация воспитательной работы через тематические периоды.

По времени тематический период может быть четко закреплен ( по временам года, по месяцам, по декадам и др. ) или определяется вариативно в зависимости от сложности и содержательной наполняемости темы ( от 1 до 3 месяцев).

Тематический период, как воспитательный комплекс( В. А. Караковский), представляет из себя ряд дел, разнообразных по форме, способу и времени организации, объединенных одной общей темой - проблемой. Их тематика предлагается самими воспитанниками. В некоторых школах темы периодов  являются традиционными ( Праздник песни, Месячник Юного патриота, Неделя Школы и др., «сезонно -праздничные периоды»). При этом каждый год форма проведения традиционного периода может быть разным.

В других случаях темы периодов определяются каждый год по-новому. Чаще всего определение тем периодов осуществляется на общешкольном( или классном) сборе планирования. Форма проведения сбора планирования - мозговой штурм, Банк идей, защита проектов и др. После общего обсуждения тем предлагаемых периодов( на каждом сборе поступает до 50 тем – предложений) проводится голосование, и принимаются 4 ( или более) наиболее интересных. Эти периоды становятся основой общешкольного плана воспитательной работы. На сборе планирования же определяются формы и способы проведения дел « в рамках периода» и ключевые дела ( голосованием ) – общие дела, которыми заканчивается каждый период.

Темы периодов могут быть связаны с крупными историческими датами или событиями ( Колесо история, Пушкинская Ассамблея, Культура мира и др. ), со школьными датами. В последние годы в качестве тем периодов выносятся серьезные социальные и молодежные проблемы ( «Мы против», «Человек –это звучит гордо, человек- это звучит горько», «Прощай, ХХ век», «Я –личность», «Я –гражданин» и др. ), познавательные темы( «Эта неизвестная планета», «Тайны земного шара», «Сто тайн», «Жемчужины человеческой мудрости», «Сто тысяч почему» и др. ). Темы должны быть по-настоящему актуальны для воспитанников и иметь высокий воспитательный потенциал( к сожалению, нередко ребята предлагают развлекательные периоды и задача педагогов направить рассуждения ребят при планировании в актуальное для самовоспитания и саморазвития воспитанников русло). Тема должны быть достаточно крупной», чтобы была возможность вирировать ее содержанием.

В течение периода идет работа по «вхождению в тему»  и подготовка к общему ключевому делу. Происходит по сути дела практическое накопление знаний учащихся по проблеме, расширяющих их социальный опыт и представления в этой области. Это могут быть часы общения, классные вечера, классные КТД по проблемам периода, встречи с различными специалистами и др.  

Организация жизни класса по тематическим периодам систематизирует работу класса и классного руководителя, расширяет спектр творческих поручений, делает жизнь класса интересной и творческой. Некоторые идеи, которые приведены выше тоже могут стать тематическим периодом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...