Многошпиндельные токарные автоматы
Многошпиндельные горизонтальные токарные автоматы, как и одношпиндельные, предназначены для изготовления различных деталей из труб и калиброванных прутков круглого, квадратного или шестигранного сечения из различных марок стали и цветных сплавов. Они могут иметь четыре, шесть (рис. 3.22) или восемь шпинделей 6, расположенных по окружности в едином шпиндельном блоке 1 и получающих вращение с одинаковой частотой от главного привода через вал 3 и общее центральное колесо 7. Периодическим поворотом шпиндельного блока шпиндели переводятся из одной позиции в другую. Режущие инструменты устанавливаются на индивидуальных для каждой позиции поперечных суппортах 2 и на общем для всех позиций продольном суппорте 5, перемещающимся по направляющей гильзе 4. Этот суппорт выполнен в виде многогранника с числом граней, равным количеству позиций, на которых и располагаются державки с инструментами. Обработка заготовки производится различными группами режущих инструментов при последовательном прохождении шпинделя через все позиции автомата. На последней позиции происходит отрезка готовой детали и подача прутка для изготовления следующей детали. Все операции технологического процесса разделяются и группируются по позициям так, чтобы время их выполнения на каждой позиции было одинаковым и минимальным. Обработка ведется одновременно на всех позициях и поэтому готовая деталь будет сниматься с автомата после каждого поворота шпиндельного блока на одну позицию. В отличие от одношпиндельных автоматов, холостые ходы здесь выполняются не последовательно, чередуясь с рабочими ходами, а все сразу и кроме того при ускоренном вращении распределительного вала. Этот принцип обеспечивает более высокую производительность обработки.
Автоматы, на которых заготовки обрабатываются по схеме на рис. 3.22, получили название автоматов последовательного действия. Восьмишпиндельные автоматы этого типа имеют две позиции, на которых может производиться подача и зажим материала и, соответственно, поворот шпиндельного блока может осуществляться сразу на две Рис. 3.23. Общий вид шестишпиндельного токарного автомата. позиции. Это позволяет последовательно обрабатывать заготовки простых деталей на половине позиций и снимать с автомата за цикл работы сразу две готовые детали. Шестишпиндельные автоматы также могут выпускаться для параллельной обработки двух потоков заготовок, однако в отличие от восьмишпиндельных они не могут быть перенастроены на однопоточный режим. В автоматах параллельного действия заготовки на всех позициях обрабатываются только одной группой инструментов и поэтому за цикл работы на них получают столько готовых деталей, сколько рабочих позиций имеет автомат. Назначение и область их применения те же, что и у одношпиндельных фасонно-отрезных автоматов. В настоящее время в промышленности эксплуатируется большая гамма отечественных многошпиндельных автоматов (см. таблицу 3.5), Несмотря на большое разнообразие моделей и модификаций многошпиндельных автоматов, их устройство и компоновка практически одинаковы (см. рис. 3.23). Основные узлы автомата крепятся на станине 1, которая одновременно является резервуаром для смазки и охлаждающей жидкости. Станина, передняя стойка со шпиндельным блоком 4 и поперечными суппортами 8, траверса 5 с распределительным валом и задняя стойка 6 с коробкой передач образуют замкнутую раму, обеспечивающую высокую жесткость всей конструкции. Вращение шпинделям передается от коробки передач центральным валом, проходящим внутри цилиндрической направляющей продольного суппорта 7. Направляющие трубы 3 с прутками поддерживаются дополнительной стойкой 2.
На рис. 3.24 приведена кинематическая схема шестишпиндельного автомата мод. 1Б240-6К, состоящая из нескольких кинематических цепей.
Цепь главного привода: от электродвигателя 1 вращение передается через клиноременную передачу со шкивами 2-3, зубчатые колеса 4-5, а, Ь, с, d на центральный вал IV и далее через колеса 6-7 одновременно шести рабочим шпинделям XXI. Частота вращения шпинделей определяется следующим уравнением кинематического баланса: откуда формула настройки гитары а, b,с,d
Привод вращения распределительного вала осуществляется тремя разнымикинематическими цепями, соответственно, во время рабочего хода, холостого хода и при наладке автомата. При рабочем ходе он приводится во вращение от центрального вала IV через зубчатые колеса 8-9, е,f, g, h, 10-11, электромагнитную муфту 12, колеса 13-14, 15-16 и червячную передачу 17-18. Частота его вращения при этом определяется следующим уравнением кинематического баланса: Откуда формула настройки гитары с учетом аналогичной формулы предыдущей гитары будет
При холостом ходе включается муфта 19, а муфта 12 выключается и распределительный вал получает быстрое вращение по укороченной цепи от вала I через зубчатые колеса 20-21, 15-16 и червячную передачу 17-18. Частота ускоренного вращения распределительного вала равна При постоянных кулачках угол поворота распределительного вала при выполнении холостых ходов всегда один и тот же и равен для данного автомата 215° (см. ниже рис. 3.31). Таким образом, продолжительность холостого хода составляет Переключение муфт 12 и 19 осуществляется кулачками командо-аппарата, барабан которого закреплен на валу XVIII, получающем вращение непосредственно от распределительного вала через колеса 42-43-44-45 с общим передаточным отношением 1:1. По окончании холостого хода распределительный вал резко затормаживается до скорости рабочего вращения путем подачи на электромагнитную муфту 12 удвоенного напряжения. При наладке автомата распределительный вал приводится во вращение от отдельного электродвигателя 22 через зубчатые колеса 23-24-25. электромагнитную муфту 26, колеса 15-16 и червячную передачу 17-18. При этом муфты 12 и 19 выключены, а затормаживание распределительного вала до полной остановки осуществляется муфтой 27. При необходимости распределительный вал можно повернуть вручную с помощью ключа за конец вала червяка 17. Привод вращения резьбонарезного шпинделя (см. дополнительную схему) включает две цепи - нарезания и свинчивания, переключение которых осуществляется электромагнитными муфтами 28 и 33. В обоих случаях резьбонарезной шпиндель вращается в одном направлении с рабочим шпинделем и нарезание происходит: за счет отставания инструмента от заготовки (правая резьба), тогда переключением на другую цепь с быстрым вращением инструмента обеспечивается свинчивание; за счет обгона инструментом заготовки (левая резьба), тогда для свинчивания используется цепь с меньшей частотой его вращения. Разность между частотами вращения шпинделей заготовки (nшп) и инструмента (nин) соответствует частоте вращения инструмента, определяемой скоростью резания при резьбонарезании (nрез), то есть
. При правой резьбе цепь нарезания проходит от центрального вала IV, через колеса i,j,k,l, электромагнитную муфту 33, колеса 34-35, 29-30, 31-32 до приводной втулки XIX резьбонарезного шпинде ля с метчиком или плашкой. При этом муфта 28 должна быть выключена. Уравнение кинематического баланса I откуда При отключении муфты 33 и включении муфты 28 инструменталь-ный шпиндель начнет вращаться с частотой свинчивания (nин,св) от цепи: центральный вал IV, колеса i,j, муфта 28, колеса 29-30, 31-32 и 1 втулка XIX. При этом уравнение кинематического баланса будет Откуда Из приведенных формул настройки пар сменных колес следует, что частоты вращения инструмента при свинчивании и нарезании правых резьб соотносятся как
а для левых резьб такое cоотношение имеет место между частотами, наоборот, при нарезании и свинчивании инструмента. При нарезании резьбы самооткрывающейся головкой настраивается только цепь нарезания. Привод вращения быстросверлильного шпинделя осуществляется по цепи от центрального вала IV, через колеса 37-38, 39-и на приводную втулку XIX, передающей вращение инструментальному шпинделю с закрепленным в нем сверлом. Инструмент и заготовка вращаются навстречу друг другу и частота вращения сверла (nрез), определяемая скоростью резания, будет определяться суммой . Частота вращения быстросверлильного шпинделя (nин) определяется уравнением Откуда число зубьев сменного колеса n равно Привод вращения инструментального шпинделя при развертывании (см. дополнительную схему) обеспечивает вращение инструмента в одном направлении с заготовкой, но с меньшей скоростью, по цепи от центрального вала IV через колеса 37-40-41-p на приводную втулку XIX. При этом nрез - nшп - nин, а число зубьев сменного колеса р равно Привод шнекового транспортера для уборки стружки осуществляется от отдельного электродвигателя 59 через червячную передачу 60-61. Основные узлы и механизмы автомата Шпиндельный блок (рис. 3.25) представляет собой барабан, в расточенных отверстиях которого по окружности смонтировано шесть рабочих шпинделей с механизмами подачи и зажима прутков. Он установлен в передней стойке на двух опорных поверхностях, к которым он после поворота прижимается рычагами механизма фиксации. В качестве передней опоры шпинделей 10 применен двухрядный роликовый подшипник 13, задней - два радиально-упорных шарикоподшипника 8. Осевая нагрузка воспринимается упорным шарикоподшипником 9. Опоры собраны с предварительным натягом.
В центральное отверстие блока запрессована круглая направляющая 15 продольного суппорта, внутри которой размещен центральный приводной вал. Зажим прутка осуществляется затягиванием в коническую расточку шпинделя зажимной цанги 14 с помощью свинченной с-ней трубы 11 в результате поворота рычажков 5 от смещения влево муфты 7. При выходе больших плеч рычажков 5 на цилиндрический участок муфты 7 положение вилки 6 на направляющей скалке 17 фиксируется защелкой 16. Тарельчатые пружины 4 обеспечивают необходимое усилие зажима и выполняют одновременно функции упругого компенсатора, позволяющего зажимать прутки с переменным в пределах допуска диаметром. Подача прутка производится перемещением подающей цанги 12, свинченной с трубой 2, кулачковым механизмом подачи прутка (на рисунке не показан) через обойму 3 с поддерживающим кольцом 1. Перемещение трубы с цангой вперед ограничивается диском 18, а выпадению ее из шпинделя при отсутствии прутка препятствует диск 19. Продольный суппорт (рис. 3.26) представляет собой шестигранную каретку 4, которая перемещается по пустотелой гильзе 7 и удерживается от проворота вокруг ее оси ползуном 6, скользящим по направляющей планке 5, закрепленной на траверсе автомата. Клиньями 9 и 10 устанавливается окончательное положение граней каретки по отношению к рабочим шпинделям, а также регулируется рабочий зазор между ползуном 6 и планкой 5> Подача суппорта осуществляется рычагом 8 через шток 1, соединенным с кареткой 4 шарниром 3. Такое соединение обусловлено перекосом гильзы 7 при подъеме шпиндельного блока перед его поворотом. Для точного позиционирования в крайнем рабочем положении применяется жесткий упор 2. Привод подачи продольного суппорта (рис. 3.27) позволяет изменять величину рабочего хода при использовании постоянных кулачков на распределительном валу. Он включает: спаренный барабанный кулачок 1, толкатели 2 и 4, рычаг 5, зубчатую колодку 6, шарнирно связанную с шатуном 3, рычаг 7 и тягу 8. Длина рабочего хода суппорта 9 настраивается перестановкой колодки 6 по зубчатому сектору рычага 5, который поворачивается вокруг осей О! иОг в зависимости от перемещения толкателей 4 и 2. Положение I соответствует началу быстрого подвода, положение II - началу рабочего хода и положение III - началу быстрого отвода суппорта. Рис. 3.28. Схема расположения поперечных суппортов.
Поперечные суппорты (рис. 3.28) шестишпиндельного автомата смонтированы: верхние 1 и 2 - на траверсе автомата, а средние 3 и 6 и нижние 4 и 5 - на торце корпуса шпиндельного блока. Средний поперечный суппорт 6 предназначен для установки отрезного резца и по своей конструкции несколько отличается от остальных суппортов. Вблизи него расположен поворотный упор 7. Подача суппортов осуществляется от индивидуальных кулачков, закрепленных на распределительном валу, причем для верхних суппортов они сменные, а для остальных - постоянные. Механизм поворота шпиндельного блока показан на рис. 3.29. При ускоренном вращении распределительного вала 1 водило 3 с роликом 2 поворачивает четырехпазовый мальтийский крест на 90°, что обеспечивает через зубчатые передачи 60/50 и 80/144 поворот шпиндельного блока на 60°. Мальтийский крест и зубчатое колесо Z = 60 смонтированы на диске 5 и их взаимное угловое положение регулируется эксцентриком на оси 4, входящим в радиальный паз зубчатого колеса. Эта регулировка позволяет менять конечное положение шпиндельного блока после его поворота, что необходимо для наладки и дальнейшей надежной работы фиксирующего механизма. В ложе шпиндельного блока выполнены карманы, в которые перед поворотом подается масло под давлением, и блок всплывает на 0,08-
Рис. 3.30. Механизм фиксации шпиндельного блока автомата мод. 1Б240-6К.
0,1 мм. Подъем блока контролируется индикатором 6, а два ролика 7 ограничивают его перемещение в горизонтальной плоскости как при подъеме, так и при его повороте. В зафиксированном положении шпин- колеса Z= 144 регулируется экцендрическим цилиндрическим пояском колеса Z - 144 регулируется эксцентричными осями 8 и устанавливается равным 0,02-0,03 мм. Механизм фиксации шпиндельного блока приведен на рис 3 30 Его работа сблокирована с работой поворотного механизма так, что началу поворота шпиндельного блока предшествует его расфиксация, а после поворота следует фиксация его положения На участке А фиксирующего кулачка 4 распределительного вала \ происходит поворот рычага 6 против часовой стрелки, в результате чего тягой 7 поворачивается рычаг 10, который через тяги 8 и 3 выводит нижние концы сначала рычага 11, а затем и рычага 1 из замков 12 шпиндельного блока. После этого происходит поворот блока во время которого ролик 5 скользит по цилиндрическому участку кулачка 4. В конце поворота шпиндельного блока кулачок 4 своим участком Б поворачивает рычаг 6 по часовой стрелке и в таком же направ- лении рычаг 10. Под действием пружин 2 и 9 рычаги 1 и 11 западают в очередные замки 12, осуществляя предварительную фиксацию шпиндельного блока, при которой между опорными площадками рычага 1 и замка 12 образуется зазор 1-1,5 мм, настраиваемый механизмом поворота шпиндельного блоха. Окончательная фиксация происходит на участке В кулачка 4, при взаимодействии с которым рычаг 6 дополнительным поворотом рычага 10 опускает рычаг 11, в результате чего шпиндельный блок совершает поворот в обратном направлении (по часовой стрелке) до упора плоскости замка 12 в опорную площадку рычага 1. Показанные на схеме регулируемые зазоры 4, 20 и 9 мм обеспечивают отмеченную выше последовательность работы рычагов 1 и 11, а также изменяют в нужном направлении усилия пружин во время фиксации и расфиксации шпиндельного блока. Координация работы основных узлов и механизмов автомата в течение одного цикла показана на циклограмме, приведенной на рис. 3.31. (Станочное оборудование автоматизированного производства. Т.2. Под ред. В.В. Бушуева. – М.: Изд-во «Станки», 1994.-656 с.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|