«Мы поссоримся и помиримся…» (Служба Посредничества в классе)
Идея № 28 «Мы поссоримся и помиримся…» (Служба Посредничества в классе)
Современные социологи отмечают, что отсутствие у подрастающего поколения практических знаний теории конфликта, навыков позитивного поведения в конфликтных ситуациях серьезно осложняет эмоционально-психологическую атмосферу в классных коллективах, влияет на индивидуальное развитие детей. Существовать в современном мире без конфликтов практически не возможно, но научить подростков уметь правильно выстроить линию своего поведения в ситуациях конфликта при взаимоотношениях с родителями, с одноклассниками с учителями, с окружающими – одна из реально выполнимых задач педагогов и практических психологов школы. Реализация идеи создания в классе службы посредников поможет решить эти задачи. Основные этапы программы: 1. Проведите первичное изучения уровня конфликтов в своем классном коллективе ( приложения №№ 2. Познакомьте учащихся своего класса с основными положениями теории конфликтов. Оформите в классе стенд по теории конфликтов ( приложение № ). 3. Предложите воспитанникам поразмышлять о причинах конфликтов в классе и возможных конфликтных ситуациях на улице, в семье, с учителями. Познакомьте всех учащихся с видами конфликтов, расскажите о возможных причинах их возникновения. Попросите учащихся, вспомнить в каких конфликтах им проходилось принимать участие, поразмышлять о реальных причинах ссоры или конфликта с окружающими по форме:
Предложите участникам подумать, была ли возможность:
· избежать конфликта · найти его «другое разрешение (можно на примере обыгрывания «общей ситуации»). После общего обсуждения этих вопросов, педагог поговорите о том, что статистика показывает (и мнение ребят это подтверждает), что «разгорание» конфликта чаще всего происходит потому, что участникам конфликта не с кем посоветоваться по поводу происходящего. Многие утверждают, что если бы удалось в противостоянии сторонам обратиться к третьей, независимой стороне, конфликт мог и не зайти «так далеко». Предложите создать в классе «Службу посредничества». Специальные посредники будут внимательно выслушивать и помогать разрешать все возникающие споры. В классе разрабатывается система обращения к посредникам, определяются «правила посредничества», возможно, символика и проч. Возможно, что посредниками захотят стать все дети в классе, по очереди или посредниками будут выбраны 5-6 человек из класса (наиболее компетентных и беспристрастных, по мнению учащихся). Направьте будущих посредников на обучение в назначенное время. 4. Определите процедуру организации обращения к посреднику в классе(1 раз в неделю в специально установленный день, в любое время, по мере возникновения конфликта и др. ) учитывая мнение учащихся и самих посредников. Обеспечьте посредников всем необходимым для процедуры посредничества( помещение, бланки, специальное время). 5. Ззанимайтесь в дальнейшем подготовкой и консультированием посредников, развивая их коммуникативные навыки, но не в коем случае не вмешивайтесь в процедуру посредничества. Постоянно напоминайте детям, что процесс посредничества представляет собой трехсторонний разговор посредника и участников конфликта. При этом главное условие – взаимное желание сторон разрешить проблему, их спокойное и конструктивное участие в обсуждении. Посредники не рассматривают конфликты, нарушающие человеческое достоинство личности или имеющие противоправный характер – это задача администрации школы.
6. Стимулируйте во всех возможных случаях обращение детей к посреднику и стремитесь к самостоятельной работе посредника. 7. Расширяйте коммуникативные навыки воспитанников, расширяйте их знания в области социальной конфликтологии и поведения в обществе (навыки активного слушания, общения, толерантности, эмпатии и взаимоподдержки и др. ) 8. Один раз в неделю проводите анализ деятельности посредничества ( не деятельности отдельного посредника, а эффективности всей службы для психолого- эмоционального состояния в классе). 9. Не реже одного раза в классе проводите в классе «Разговор по душам». Темы для «общего размышления» определяйте совместно с учащимися и посредниками( хорошо. Если они будут носить морально-этический характер. ) Не в коем случае не «рассматривайте» конкретные, реальные примеры конфликтов в классе. Ниже приведены инструкции и бланки, необходимые для работы посредников. Порядок процесса посредничества (инструкция для посредника)
Уважаемый Посредник! Ты взял на себя очень важную и ответственную роль. Твоя помощь очень важна для тех, кто будет к тебе обращаться. В своей деятельности тебе следует ВСЕГДА помнить: 1. Все проблемы и откровения, которыми будут делиться с тобой, должны быть конфидициальны. 2. Твое участие в разрешении конфликта должно быть исключительно беспристрастным 3. Не оказывай давление на стороны-участники, их откровенность и решение по преодолению разногласий должны быть самостоятельными 4. Разговор с участниками должен быть максимально доброжелательным и спокойным, проявляй одинаковое внимание сторонам 5. Ты вправе остановить обсуждение проблемы, если: - она не относится к рассмотрению на уровне посредника - если сторона (стороны) не готовы к откровенному разговору и взаимному разрешению проблемы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|