Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Характеристика основных разделов клинической психологии: нейропсихология.




Тема 5. Характеристика основных разделов клинической психологии: нейропсихология.

План:

1. Определение предмета нейропсихологии.

2. Основные положения о системном строении ВПФ.

3. Особенности работы энергетического блока.

4. Особенности работы блока приема, переработки и хранения экстероцептивной информации.

5. Особенности работы блока программирования, регуляции и контроля над протеканием психической деятельности.

6. Основные нейропсихологические синдромы по локализации поражения коры больших полушарий головного мозга.

 

Предмет нейропсихологии – закономерности нарушения и восстановления высших психических функций при локальном поражении коры больших полушарий головного мозга.

2. Теоретические и практические задачи нейропсихологии.

Нейропсихология – одна из областей психологического знания – решает как теоретические, так и практические задачи.

В теоретическом плане ее предметом является мозговая организация психических функций, изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различиях видов психической деятельности.

В практической сфере нейропсихология вносит свой вклад в решение таких задач медицинской психологии, как диагностика и реабилитация. Объединенные общим методическим подходом – методом синдромного анализа нарушения высших психических функций при различных формах мозговой недостаточности

В нейропсихологии выделяют три группы нейропсихологических синдромов.

· агнозии – гностические расстройства, отражающие нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестетического) при сохранности элементарной чувствительности;

· афазии – нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария головного мозга (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности;

· апраксии - нарушения произвольных движений и действий, совершаемых с предметами, возникающие при локальных поражениях вторичных и третичных полей двигательного анализатора и не сопровождающиеся элементарными двигательными расстройствами (параличи, парезы, тремор).

·

Теория мозговой системной динамической локализации ВПФ.

Важнейшей теоретической предпосылкой нейропсихологической теории является понимание ВПФ как функциональной системы, состоящей из иерархически связанных между собой звеньев. При этом выделяются звенья, инвариантные для выполнения функциональной системой своей роли – цель, результат и вариативные – операции, средства достижения цели.

       Такой подход позволил сформулировать теорию мозговой системной динамической локализации психологических функций.

        Согласно данной теории, всякая психологическая функция обеспечивается системной интегративной работой различных мозговых структур, каждая из которых вносит свой специфический вклад в реализацию определенного звена функциональной системы

 

Первый блок мозга на различных ролях участвует в осуществлении любой психической деятельности. Особенно в процессах внимания, памяти, эмоциональных состояниях и сознании в целом.

С помощью первого блока воспринимается и перерабатывается любая интероцептивная информация о состоянии внутренней среды организма и регулируются эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.

 

Второй блок включает в себя основные анализаторные системы:: зрительная, слуховая, кожно-кинестетическая.

Корковые зоны второго блока расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Все три анализаторные системы организованы по общему принципу, состоят из периферического и центрального отделов.

Третий структурно-функциональный блок мозга включает следующие структуры:

· Моторные отделы коры лобных долей

· Премоторные отделы коры лобных долей

· Префронтальные отделы коры лобных долей

       Лобные отделы коры больших полушарий головного мозга характеризуются большой сложностью строения и большим числом двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами.

        К третьему блоку относится вся конвекситальная лобная кора со всеми ее корковыми и подкорковыми структурами.

        Анатомическое строение третьего блока мозга обуславливает его ведущую роль в программировании и контроле за протеканием ВПФ.

Тема 3. Основные нейропсихологические синдромы по локализации поражения коры больших полушарий головного мозга.

План:

1. Синдромы поражения зрительных долей.

2. Синдромы поражения височных долей.

3. Синдромы поражения теменных долей.

4. Синдромы поражения зоны ТРО.

5. Синдромы поражения премоторной зоны.

6. Синдромы поражения префронтальной зоны.

 

 

Систематика нейропсихологических симптомов.

Нейропсихологические синдромы классифицируют по локализации поражения и клинической картине.

По клинической картине (феноменологический подход) различают следующие НПС: афазии, апраксии, агнозии, аграфия, алексия, акалькулии

По локализации поражения различают следующие НПС:

· Поражение зрительных долей

· Поражение височных долей

· Поражение теменных долей

· Поражение зоны ТРО

· поражение премоторной зоны

· поражение префронтальной зоны

Синдромы поражения зрительных долей.

Нарушения проявляются в виде:

· зрительных агнозий (предметная, оптико-пространственная, буквенная, симультанная, лицевая, цветовая);

· модально-специфические нарушения внимания (игнорирование левой части зрительного пространства);

· оптико-пространственная апраксия (страдает пространственная организация двигательных актов);

· оптико-мнестическая афазия (трудности называния предметов).

Синдромы поражения височных долей.

Височные нейропсихологические синдромы различаются в зависимости от стороны поражения в связи с четкой латерализацией мозговых механизмов речевых функций. Они возникают при поражении полей 42, 22 (вторичных и третичных) слухового анализатора, проявляются в виде:

· Слуховых агнозий (речевая акустическая, слуховая, аритмия, амузия, нарушение интонационной стороны речи);

· Акустико-мнестическая афазия (нарушение памяти на речевые и музыкальные звуки);

· Слуховое невнимание (игнорирование поступающей в левое ухо информации при дихотомическом прослушивании);

· Модально-неспецифические нарушения памяти (трудности удержания следов любой модальности);

· Эмоциональные нарушения (чрезмерные по силе пароксизмы сопровождающиеся галлюцинациями, деперсонализации и дереализации);

· Нарушения сознания (трудности в ориентировке во времени, месте, симптомы «уже виденного», «никогда не виденного»).

 

Синдромы поражения теменных долей.

Возникают в связи с поражением вторичных полей теменной коры (1, 2 и частично 5) и третичных (39, 40). Проявляются в виде:

· Тактильные агнозии (астериогноз – тактильная предметная агнозия, пальцевая агнозия, тактильная алексия, нарушение схемы тела – соматоагнозии);

· Афферентная моторная афазия (трудности артикуляции);

· Кинестетическая апраксия (страдает кинестетическая основа движений – «рука – лопата»);

· Синдром тактильного невнимания (игнорирование прикосновений к левой руке).

2. Синдромы поражения зоны ТРО.

Зона ТРО обеспечивает наглядный пространственный и «квазипространственный» анализ и синтез, необходимый для комплексного отражения внешнего мира.

       Нарушения этой зоны выражаются следующими синдромами:

· Конструктивная апраксия (нарушение ориентировки в объективном пространстве);

· Аграфия (трудности дифференцировки букв в правильном и зеркальном изображении);

· Алексия (нарушение чтения из-за плохой ориентировки в пространственном изображении букв);

· Акалькулия (нарушение счета из-за трудностей перехода через разряд числа);

· Семантическая афазия (нарушение понимания обращенной к больному речи);

· Амнестическая афазия (расстройство номинативной функции речи).

3. Синдромы поражения премоторной зоны.

     Премоторные отделы коры включают вторичные корковые поля двигательной системы (6, 8, 44, 45).

       Нарушения проявляются следующими синдромами:

· Кинетическая апраксия (нарушение плавности, автоматизированности, последовательности двигательных актов);

· Эфферентная моторная афазия (скандированность речи – телеграфный стиль);

· Динамическая афазия («дефект речевой инициативы»;

· Двигательное невнимание (прекращение выполнения действий левой рукой);

· Нарушение динамики протекания интеллектуальных и мнестических процессов (невозможность менять алгоритм решения задачи на правильный).

 

4. Синдромы поражения префронтальной зоны.

       Префронтальная кора головного мозга образует передний ассоциативный комплекс корковых зон, характеризующихся большой сложностью выполнения функций, главными среди которых являются регуляторная и активационная.

        Выделяют три основных варианта синдромов, связанных с поражением префронтальной зоны:

· Префронтальный конвекситальный синдром – лобный (диссоциация между относительной сохранностью непроизвольной и дефицитарностью произвольной регуляции психических процессов, регуляторная апраксия – невозможность выполнения двигательной программы, эхопраксия – невозможность выполнить вербальную инструкцию, нарушение регулирующей функции речи, инактивность – исчезновение инициативы);

· Префронтальный базальный синдром (нарушение пластичности психических процессов);

· Префронтальный медиальный синдром (нарушения сознания и памяти

Отдельно рассматривают нейропсихологические синдромы «расщепленного мозга»:

· Синдром аномии (нарушается перенос информации и невозможность называния предметов);

· Синдром «дископии-дисграфии» (невозможность письма левой рукой в сочетании с невозможностью срисовывать правой рукой – при смене рук задание выполняется).

3 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...