1.5.2 Перечень дополнительной литературы
1. 5. 2 Перечень дополнительной литературы
1. 5. 3 Информационное обеспечение дисциплины
2 ПЛАНЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Введение в клиническую психологию. История зарождения и развития клинической психологии. План:
1. Соотношение терминов «клиническая» и «медицинская психология». 2. Предмет и задачи клинической психологии. 3. Современные теории в клинической психологии.
4. Структура клинической (медицинской) психологии (по К. Е. Платонову). 5. Связь различных областей клинической психологии с разными видами клиник. 6. Факторы, детерминирующие развитие клинической психологии. 7. Методы клинической психологии.
Клиническая психология – наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.
Структура клинической (медицинской) психологии (по К. Е. Платонову).
Точкой отсчета зарождения клинической психологии можно считать призыв медиков «лечить не болезнь, но больного». Именно с того времени начало происходит взаимопроникновение психологии и медицины. Пионерами привлечения психологии к решению клинических вопросов и превращению ее из философской в естественнонаучную сферу знания стали французские психиатры и невропатологи: Т. Рибо, И. Тэн, Ж. -М. Шарко и его ученики А. Бине, П. Жане и др. 1. Зарождение и развитие клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов. К началу XX в. общая психология также стала развиваться в рамках естественнонаучной парадигмы, трактующей психику в качестве свойства высокоорганизованной материи. Смена методологических оснований привела к развитию самостоятельных, а не связанных только лишь с клиническими задачами экспериментальных исследований нарушений психики и поведения, в результате чего появилась теоретическая возможность выделения клинической психологии в качестве составной части психологической, а не психиатрической науки.
В школе З. Фрейда были вскрыты психогенные причины различных психических расстройств. Исследованиями И. Павлова было обнаружено влияние типов нервной системы на характер протекания различных соматических процессов. Работы У. Кэннона открыли влияния сильных эмоций и стресса на физиологические процессы в желудочно-кишечном тракте и на вегетативные функции.
Тема 2. Психология здоровья. План: 1. Психология здоровья как проблема, аспект научной и практической деятельности клинических психологов.
2. Основные критерии общего и психического здоровья (по материалам ВОЗ). 3. Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ – 10).
Содержание психологии здоровья в узком смысле – это профилактика и охрана здоровья, предотвращение болезней, выявление форм поведения, повышающих риск заболевания, совершенствование системы здравоохранения. Содержание психологии здоровья в широком смысле составляют научный и педагогический вклад психологии в профилактику и охрану здоровья, ориентированную на определенную модель здоровья.
Степени состояния психического здоровья (С. Б. Семичов, 1979)
Общее здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических недостатков, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
Основные критерии общего здоровья (по ВОЗ): 1. структурная и функциональная сохранность органов и систем 2. свойственная организму индивидуально достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде 3. сохранность привычного самочувствия.
Критерии психического здоровья (по ВОЗ): 1. осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я» 2. чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях 3. критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам 4. соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям 5. способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами 6. способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать планы 7. способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) издана система классификации всех болезней МКБ – международная классификация болезней. Цифра указывает на соответствующую версию (пересмотр) – версия пересматривалась каждые 10-15 лет. МКБ-10 как общая система всех болезней содержит 21 главу (I - XXI), глава V охватывает психические расстройства. В части V (F) психические расстройства подразделяются на 10 главных групп, а, в общем, имеют шестизначный код. Например, код F3 обозначает Аффективные расстройства, код F6 расстройства личности и поведения. В США существует классификация, которая используется только для рассмотрения психических расстройств DSM-IV. Две названные классификации являются конкурирующими.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|