1 рабочая программа. 1. 1 цели и задачи изучения дисциплины. 1. 2 требования к уровню освоения дисциплины. Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО
1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1. 1 Цели и задачи изучения дисциплины
Цель дисциплины: ознакомить студентов со структурой современной клинической психологии, ее теоретико-методологическими основаниями, основными разделами, содержанием исследовательской и практической деятельности клинических психологов.
Задачи дисциплины:
· раскрыть структуру современной клинической психологии;
· изложить базисные теоретические исследования клинических психологов как основу, фундамент практической деятельности;
· показать плодотворность взаимосвязи развития теории и практики отечественной клинической психологии;
· особое внимание уделить ознакомлению студентов с прикладными аспектами деятельности клинических психологов: диагностика, экспертиза, психологическая коррекция, психотерапия, реабилитация больных людей.
1. 2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения дисциплины студенты должны:
Овладеть компетенциями:
Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО
Общенаучные компетенции (ОК):
- способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);
- способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
- использование научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, овладение современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
- готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9).
Перечень дополнительных компетенций
Иметь представление: о структуре современно клинической психологии, содержании исследовательской и практической деятельности практических клинических психологов.
Знать: содержание основных категорий клинической психологии, основы патопсихологии, нейропсихологии, психологии соматического больного, аномального онтогенеза.
Уметь: проводить диагностику психических процессов, свойств и состояний психики пациента с помощью клинического интервью и экспериментально-психологических методов исследования в клинике, а также экспертизу, психологическую коррекцию и реабилитацию.
Овладеть компетенциями:
Методические: умение диагностировать нарушения психической деятельности, умение соотносить особенности нарушений с соответствующим патопсихологическим регистр-синдромом. Умение относить отдельные симптомы нарушений к определенному нейропсихологическому синдрому и фактору.
Социальные: умение самопрезентации и профессиональной презентации.
Организационные: умение организовать процесс комплексной экспертной, диагностической, психокоррекционной работы.
1. 3 Аудиторная работа
1. 3. 1 Лекции
№ п/п
| Тема лекции
| Краткое содержание
| Кол. часов
З/С
|
| Введение в клиническую психологию
| 1. Предмет, структура и методы клинической психологии.
2. Ведущие области клинической психологии, предмет и задачи этих областей: патопсихология, нейропсихология, психология соматических больных, возрастная клиническая психология.
3. Связь различных областей клинической психологии с разными видами клиник.
4. Клиническая психология как область профессиональной деятельности, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей.
5. История зарождения и становления клинической психологии.
6. Идея связи телесных (соматических) процессов с «душевными», связи мозга и психики, ее проявления и реализации на разных этапах развития человеческого общества и медицины.
7. Зарождение и развитие клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов.
8. Необходимость научно обоснованных принципов и методов практической
| |
|
|
| Психология здоровья
| Психология здоровья как проблема, аспект научной и практической деятельности клинических психологов.
Разнообразие задач:
· профилактические
· лечебные
· реабилитационные
· консультативные
Психология здоровья как психологическая культура человека.
Основные критерии общего и психического здоровья (по материалам ВОЗ).
Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ – 10).
| |
|
|
| Характеристика основных разделов клинической психологии: патопсихология
| 1. Основные категории теоретического аппарата клинической психологии:
· категория «фактора» в нейро- и патопсихологии, типы факторов
· категория психологического синдрома
· психическая активность, психические процессы, интеллект, эмоции, воля, темперамент, характер, личность, мотивация, потребности, стресс, фрустрация, сознание и самосознание, конфликт, кризис, психогенез, психологическая защита, алекситимия
2. Качественный, системно-структурный подход к квалификации нарушений психической деятельности.
3. Направленность клинико-психологических исследований на раскрытие «внутренней» структуры психических процессов и их изменений.
4. Предмет, задачи, методы патопсихологии.
5. Патопсихологическая характеристика познавательных психических процессов: ощущения, восприятие, внимание, память.
6. Патопсихологическая характеристика познавательных психических процессов: мышление, интеллект, эмоции, воля, сознание.
| |
|
|
| Психология индивидуальных различий: патопсихология.
| Проявление отклонений от нормы на различных уровнях индивидуальности. Индивидуальные особенности и патологические проявления характера.
Индивидуальные особенности и патологические нарушения личность
Психология девиантного поведения.
Классификация девиантного поведения.
2. Агрессивное, аутоагрессивное поведение.
3. Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности.
4. Сексуальные девиации и перверсии
5. Характерологические и патохарактерологические реакции
| | 0, 5
| 0, 5
|
| Нейропсихология: предмет, задачи, методы.
| 1. Определение предмета нейропсихологии.
2. Теоретические и практические задачи нейропсихологии.
3. Основные категории нейропсихологии.
4. Теория мозговой системно-динамической локализации ВПФ.
Основные положения о системном строении ВПФ.
2. Три структурно-функциональных блока, обеспечивающих интегративную деятельность головного мозга, выделенные А. Р. Лурия.
3. Особенности работы энергетического блока.
4. Особенности работы блока приема, переработки и хранения экстероцептивной информации.
5. Особенности работы блока программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности
| | 1, 5
| 1, 5
|
| Основные нейропсихологические синдромы по локализации поражения коры больших полушарий головного мозга.
| 1. Синдромы поражения зрительных долей.
2. Синдромы поражения височных долей.
3. Синдромы поражения теменных долей.
4. Синдромы поражения зоны ТРО.
5. Синдромы поражения премоторной зоны.
6. Синдромы поражения префронтальной зоны.
| |
|
|
|
| ИТОГО:
| |
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: