Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трава фиалки — herba violae. Корневища и корни родиолы розовой — Rhizomata et Radices rhodiolae roseae




ТРАВА ФИАЛКИ — Herba Violae

 

Задание 1. Сравните по гербарным образцам, рис. 4. 7 и описанию, приведенному в табл. 4. 2, фиалку трехцветную и сходные виды. Запишите в лаборатор ный журнал название сырья, лекарственных растений и семейства на русском и латинском языках.

 

Т а б л и ц а 4. 2

 

Отличительные признаки травы фиалки от сходных видов


8 8                       Фенольные соединения. Тема 4. Простые фенолы и их производные

 

 

Рис. 4. 7. Фиалка трехцветная (а); лист фиалки трехцветной (б); фиалка полевая (в)

 

Задание 2. Проведите анализ травы фиалки в сравнении со стандартнымобразцом сырья (цв. вкл. II, рис. 3). Запишите, используя схему 10, основные вне шние признаки исследуемого сырья. Напишите русские и латинские названия воз можных примесей.

Внешние признаки по ст. 62 ГФ XI. Смесь олиственных стеблей с цветками

 

и плодами разной степени развития и отдельных стеблей, цельных или из-мельченных листьев, цветков, плодов. Стебли простые или ветвистые, слабо-ребристые, внутри полые, длиной до 25 см. Листья очередные, обычно черешковые, простые, с двумя крупными перисто-рассеченными или перисто-раздельными прилистниками; нижние — широкояйцевидные, верхние — про-долговатые, по краю тупозубчатые или крупногородчатые, длиной до 6 см, шириной до 2 см. Цветки одиночные, неправильные. Чашечка из 5 зеленых чашелистиков. Венчик из 5 неравных лепестков, нижний крупнее остальных, со шпорцем у основания. Плод — одногнездная, продолговато-яйцевидная коробочка, раскрывающаяся тремя створками. Семена овальные, гладкие. Цвет листьев зеленый, стеблей — зеленый или светло-зеленый, верхних лепест-ков — фиолетовый с 5—7 темными полосками, темно-синий, бледно-жел-тый или бледно-фиолетовый, средних лепестков — синий или светло-жел-тый, нижних — желтый или светло-желтый; семян — светло-бурый. Запах сла-бый. Вкус сладковатый с ощущением слизистости.

 

Задание 3. Сравните числовые показатели, характеризующие доброкачественность травы фиалки по ГФ XI и PhEur. Обратите внимание на количество действующих веществ в сырье.

 

Числовые показатели. Экстрактивных веществ, извлекаемых водой, — не менее 30 %; влажность — не более 14 %; золы общей — не более 13 %; золы,


Анализ ЛРС, содержащего производные простых фенолов

8 9
     
     

 

нерастворимой в 10 %-ном растворе хлористоводородной кислоты, — не бо-лее 3 %; пожелтевших листьев и стеблей — не более 7 %; других частей расте-ния (плодов, створок плодов, корней, в том числе отделенных при анали-зе) — не более 3 %; органической примеси — не более 3 %; минеральной при-меси — не более 1 %.

 

Числовые показатели по PhEur. Сумма флавоноидов в пересчете на вио-лантин — не менее 1, 5 %; индекс набухания — не менее 9 % для порошка (сито 355); влажность — не более 12 %; золы общей — не более 15, 0 %.

 

Задание 4. Известно, что траву фиалки применяют как отхаркивающее, потогонное и диуретическое средство. Запишите в лабораторном журнале препара ты фиалки.

 

КОРНЕВИЩА И КОРНИ РОДИОЛЫ РОЗОВОЙ — Rhizomata et radices Rhodiolae roseae

 

NB! Восстановление зарослей после сбора сырья происходит через 15—20 лет.

 

Задание 1. Изучите по гербарномуобразцу и рис. 4. 8 родиолу розовую. За пишите в лабораторный журнал название сырья, лекарственного растения и семей ства на русском и латинском языках.

 

Поясните, с какими морфологиче-скими особенностями связано народное название растения «золотой корень».

 

Задание 2. Проведите анализ корневищ и корней родиолы розовой в срав нении со стандартным образцом сырья. Запишите, используя схему 12, основные внешние признаки исследуемого сырья. Обратите внимание на цвет излома и за пах сырья.

 

Внешние признаки по ст. 75 ГФ XI. Куски корневищ и корней различной формы. Куски корневищ длиной до 9 см, толщиной 2—5 см, твердые, мор-щинистые, со следами отмерших стеб-лей и остатками чешуевидных листьев. От корневища отходят немногочислен-

 

Рис. 4. 8. Родиола розовая:


 

а — внешний вид растения; б — внешний вид сырья


9 0                       Фенольные соединения. Тема 4. Простые фенолы и их производные

 

ные корни длиной 2—9 см, толщиной 0, 5—1 см. Поверхность корневища

 

и корня блестящая, серовато-коричневого цвета; при отслаивании пробки обнаруживается золотисто-желтый слой. Цвет на изломе — розовато-корич-невый или светло-коричневый. Запах специфический, напоминающий запах розы. Вкус горьковато-вяжущий.

 

Задание 3. Изучите числовые показатели, характеризующие доброкачественность корневищ и корней родиолы розовой. Вспомните, к какому классу феноль ных соединений относится салидрозид.

 

Числовые показатели. Салидрозида — не менее 0, 8 %; влажность — не бо-лее 13 %; золы общей — не более 9 %; других частей растения (листьев, стеб-лей, в том числе отделенных при анализе) — не более 4 %; органической примеси — не более 1 %; минеральной примеси — не более 3 %.

 

Задание 4. Известно, что корневища и корни родиолы розовой применяюткак адаптогенное средство. Запишите в лабораторном журнале препараты роди олы розовой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...