Государство Цзинь (1115-1234 гг.) и культура чжурчжэней
⇐ ПредыдущаяСтр 75 из 75
Типичная планировка городищ: Политически империя Цзинь наследует многонациональному государству Бохай и прекращает владычество киданей (Ляо), затем, захватывая большую часть земель китайской династии Сун, культура Цзинь питается соками всех названных держав. Эволюция материальной культуры всюду вызвана усилением государственного воздействия: распространением ремесленного производства, ростом и развитием городов, расселением колонистов. Чжурчжэни фигурируют в летописях с VI-VII вв. как потомки народа, известного Китаю с I тыс. до н. э. С IX-X вв. они заселяют земли к востоку от центральной Маньчжурии, их имя вытесняет этноним мохэ. Архаизм общества, описанный источниками, противоречит данным археологии и 300-летнему государственному опыту населения. Наименьшей административной единицей была пятерка дворов, а наибольшей — 10 тысяч, таково (от пятерок до тумена) было и членение армии. Тягчайшими считались преступления против личности (убийство) и имущественные (ограбление). Семью преступника ожидало рабство, получившее в Цзинь огромное развитие — по два-три раба имел каждый двор. Существовала каторга. В 1135 г. был перенят китайский управленческий аппарат. Население делилось на пять разрядов: чжурчжэни — бохайцы — кидани — китайцы, бывшие в Ляо — китайцы из сунских областей. Жилища сохраняют два прежних типа: полуземлянки с очагами и наземные жилища с канами. Обогреваемые через каналы лежанки проходят по трем или двум сторонам прямоугольного дома. Согласно летописям, дома целиком деревянные (с дощатой, берестяной, соломенной крышей), входами обращены на восток или юго-восток. Археология выявляет и южные входы. На некоторых поселениях насчитываются углубления от 50 жилищ.
Металлические изделия: Сохраняются прежние виды кладбищ: курганные, число которых растет, и грунтовые. По-прежнему погребения бывают трех разновидностей: трупоположения на спине, вторичные (содержащие разрозненные кости) и трупосожжения на стороне. Доля последних нарастает. Под насыпями хоронили в мелких, на высоту гроба, ямах или на горизонте. Курганам с сожжениями придана прямоугольная или квадратная форма. Такие погребения устраивались на подсыпках и имели столбовые постройки (типа помостов или навесов). В захоронениях по-прежнему находится пара сосудов и ограниченный личный инвентарь: бронзовые украшения, наконечники стрел, части портупеи, нож. Преобладает гончарная сероглиняная керамика, лощеная и ангобированная: горшки, корчаги, вазы и кувшины. Украшает их валик на шейке, пояски штампованного и линейно-волнистого орнамента по плечикам. Сохраняются лепные баночные сосуды мохэского типа. «Когда выходят в бой — все в тяжелых панцирях, искусны в стрельбе с коня», — пишут летописи о чжурчжэнях. Перед нами регулярная армия, выученная в центральноазиатских, а не дальневосточных традициях. В колчанах трехлопастные стрелы сменились гранеными бронебойными и срезнями, используются наконечники z-образного сечения. Хотя по летописям бой начинали конные бронированные копейщики, в памятниках встречается мало копий, зато много боевых топоров (занимающих второе место после лука со стрелами). Личное оружие отличалось от состава государственных арсеналов, рассчитанных на гарнизон, — только из городов происходят своеобразные пики с крюками или ножами на втулках, требовавшие особой строевой выучки. Отряд в 50 воинов был самостоятельным и разделялся на две группы: 20 бронированных копейщиков и 30 панцирных лучников.
Чжурчжэньские городища, продолжая мохэскую традицию, разделяются на равнинные, горные и укрепленные пункты. От предшествующих их отличают башни (полукруглые выступы: угловые и регулярные фронтальные), значительное увеличение высоты валов (до 4-8 м) и их крутизна. Стены периметром до 2 км образованы утрамбованными чередующимися слоями земли и глины толщиной по 5-6 см. Снаружи они поливались водой и зимой становились ледяными. Перед воротами строился полукруглый вал — прием, перенятый от киданей. Часто равнинные городища окружены неукрепленными поселениями. Горные городища в Приморье составляют большинство и принадлежат периоду борьбы с монголами. Они создавались на севере и востоке страны по общему плану. Хотя укрепления имели свободную форму, т. к. зависели от конфигурации вершины, они подчинены строгому канону. Внутри стен выделяются три зоны: жилая (для которой на склонах создавались террасы), административная (защищенная дополнительным валом прямоугольной формы) и военная ставка (2-3 жилища в квадрате самостоятельных стен). Идею укреплений на горах чжурчжэни получили от корейцев, террасирование склонов — черта китайская, создание слоеных валов — китайское изобретение, воспринятое через киданей, планировка валов, идущих либо по гребню, либо по устью распадка, — признак аборигенных мысовых городищ. На примере чжурчжэньских крепостей вновь хорошо видна роль государства в органичном объединении разнородных культурных традиций.
Чжурчжэньские поясные наборы. Бронза О размерах городов свидетельствует не только величина укреплений, но и плотность застройки. На наиболее изученном Шайгинском городище в Приморье раскопками вскрыто 278 жилищ, 86 амбаров, 65 хозяйственных дворов, 6 общественных зданий, 8 мастерских. Китайские летописи утверждают, что до XI в. у чжурчжэней не было железа. Археология опровергает тенденциозные свидетельства. В многоотраслевом хозяйстве решающую роль играла металлургия. В государстве Цзинь усовершенствовали и развили чугунное литье. Массовость и стандартизация металлического инвентаря — следствие узкой специализации ремесленников. Наиболее крупные города (как Шайгинское городище) были административными и торгово-ремесленными центрами, в которых ремесленники работали на заказ, на рынок и, видимо, объединялись в профессиональные корпорации. Качество продукции было очень высоким, контроль над ним осуществляло государство. Так, один из департаментов ведал литьем, т. е. металлообработкой. На бронзовых зеркалах отмечены место отливки и имя контролера. Развитие производства обусловило расцвет внутренней и внешней торговли. Чжурчжэньские зеркала достигали на западе Древнехакасского государства. В стране отливалась своя и ходила китайская бронзовая монета, обращались серебряные слитки. Существовали мощеные дороги. Гонцам выдавались серебряные пластины — пайцзы, подтверждавшие их полномочия. На них гравировались два слова: «Должно спешить», — и им никто не перечил. Издавна вывозились золото, жемчуг и лошади.
В стране был распространен буддизм. Культовые изделия находят не только в городах, но и в поселениях. Однако мировая религия захватила далеко не все общество. В империи Цзинь создали две разновидности иероглифического письма — так называемое большое (с 1119 г. ) и малое (1138 г. ) чжурчжэньское письмо. В них средствами китайской (словесно-слоговой) письменности велась запись некитайской речи, что привело ко многим вариантам записи одних и тех же слов. Письмо существовало дольше государства — до середины XVII в. В России его памятник (стела с надписями об основании буддийского храма в 1413 г. ) известен в местности Тыр на Нижнем Амуре. Империя Цзинь гибнет в борьбе с монгольским нашествием. Часть страны, защищаясь от врага, на короткий срок выделяется в чжурчжэньское государство Восточное Ся (1217-1234). К его памятникам в Маньчжурии и Приморье относится большинство горных городищ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|