Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Замечание на ответ десятый. Замечание на ответ первый на десять. Замечание на ответ второй на десять. Замечание на ответ третий на десять




Замечание на ответ десятый

В десятом вопросе иеромонах Неофит спрашивал: «аще крестилися исперва тремя первыми персты, то когда той обычай изменили? »

Денисов ответствует, что россияне приняли исперва не тремя, но двема персты креститися, и в доказательство ссылается на предыдущие ответы.

Но, как мы показали в замечаниях на ответы первый и пятый, Россия приняла при святом князе Владимире обычай благословлять именословно, и, значит, для крестного знамения приняла обычай троеперстия, которое и видится в мощах печерских угодников. Поэтому Денисов утверждает несправедливо, что будто бы издревле существовало одно только двуперстное сложение, и неосновательно от предложенного вопроса уклонился.

 

Замечание на ответ первый на десять

Иеромонах Неофит спрашивал поморцев: «колико есть повелений на двуперстное сложение (которое называет нововводным обычаем) и согласуются ли онии различнии повелителие? »

Денисов и здесь уклоняется от прямого ответа на вопрос; ссылаясь на свой пятый ответ и прикрываясь различными пророческими речениями, он утверждает только, что двуперстие не нововводный обычай.

Но вопрос требовал рассмотрения, и решить его в свою пользу Денисов не мог бы, ибо свидетельствующие о двуперстии, как мы показали в замечаниях на пятый ответ, действительно не согласуются между собою. Стоглавый собор повелевает в трёх перстах образовать «преклон небеса и сниде», несогласно с Феодоритовым словом, повелевающим образовать ими Св. Троицу. Иов патриарх также несогласно со Стоглавом, повелевавшим образовать двумя перстами божество и человечество, повелевает образовать преклонённым перстом преклонение небес, а стоящим – вознесение Господне. Стоглавый собор повелевает только указательный перст преклонить, а патриарх Филарет в Великом Катехизисе оба перста наклонити повелевает. Иосиф патриарх вместо указательного перста, который Стоглавом предписывается наклонити, повелевает наклонить великосредний перст, и сам же в Малом Катехизисе и в Книге о вере, приводя слово Максима Грека, повелевает оба перста не наклонити, но протягнути. Все эти разнотолкования и разнообразия перстосложения мы не порицаем, не видим в них что-либо неправославное, даже признаём, что они в своё время имели силу; мы только приводим их с тою целию, чтобы показать, что перстосложение не есть неизменяемый догмат веры, но обряд, который по распоряжению церковной власти может быть изменяем. Денисов же, будучи вопрошён именно о сем различии повелений церковной власти относительно перстосложения, уклонился от того, чтобы ответить прямо, ибо понял, что сим различием распоряжений церковной власти о перстосложении уничтожается догматическая неизменяемость, которую и он сам, и вообще старообрядцы приписывают двуперстию. И такая уклончивость Денисова от решения столь важных вопросов служит явным обличением неправды защищаемого им раскола и его собственной недобросовестности.

 

Замечание на ответ второй на десять

Здесь вопроситель спрашивает неопределённо: «разум двоеперстного сложения не противен ли обычаю восточныя церкви в крестном знамении? » Если речь идёт о «разуме», т. е. о смысле и знаменовании двуперстного сложения, то следовало спросить: не противен ли он учению восточной церкви, а не «обычаю»; и если вопрошавший имел в виду какое-либо несогласие в разуме двуперстного сложения с учением православной церкви, то должен бы прямо и точно указать его и доказать. А когда он этого не сделал, то этим самым открыл возможность Денисову ответить кратко: «не противен», что Денисов и сделал. Вообще такие неопределённые и не подтверждённые доводами вопросы дают отвещателю свободу отвечать по своему усмотрению.

 

Замечание на ответ третий на десять

Вопрос тринадцатый состоял из двух следующих: 1) в двуперстном сложении в трёх перстах, большом и двух малых, которым перстом образуется ипостась Бога Слова? и 2) купно ли во обою естеству, Бога и человека, разумевается?

На первую часть вопроса Денисов ответил справедливо, что которым перстом которое лицо Св. Троицы должно образовать, о том прямых указаний не имеется.

А на вторую половину вопроса: в троическом исповедании, образуемом тремя перстами, ипостась Бога Слова купно ли во обою естеству разумеется? – Денисов ответил несогласно православному учению веры. По его мнению, когда исповедуется троичность лиц, тогда ипостась Бога Слова должно исповедовать нагу от воплощения. В доказательство он приводит и приводит несправедливо исповедание Афанасия Великого, утверждая, что когда он исповедует троическое таинство, «в тех троического исповедания Богословных словесех о воплощении Сына Божия не наглаголует и человеческого во Христе естества в оном единосущном Св. Троицы исповедании не воспоминает, но по троичном единосущественнем исповедании другими словесы о воплощении Сына Божия научает». Денисов забыл или не понял, что св. Афанасий Великий, истинный богослов, когда учит о воплощении Сына Божия, учит о том же лице Бога Слова, которое разумеет во Св. Троице совокупно со Отцем и Св. Духом, и сим явственно доказывается, что когда он исповедует Бога Слова со Отцем и Св. Духом, и тогда не отлучает его от воплощения и не исповедует нага быти от святыя Его плоти. Так нас учит веровать Символ веры: по исповедании веры в Бога Отца учит о Сыне Божием, о Его рождении от Отца прежде век, и прежде нежели приступить к исповеданию о Св. Духе, учит исповедовать воплощение Сына Божия. Итак, по Символу веры, от троического таинства не отлучается и таинство воплощения. Иоанн Дамаскин ясно научает такому исповеданию, говоря: «един есть Христос, Бог совершен и человек совершен, Емуже покланяемся со Отцем и Духом единым и тем же поклонением, не исключая пречистыя плоти Его» (Кн. 3, гл. 8). И посему составитель Поморских Ответов, утверждая, что в двуперстном сложении при образовании Св. Троицы великим и двема малыми перстами второе лицо, т. е. Сын Божий, разумеется наг от воплощения, – учит не согласно с Символом веры и с учением св. Иоанна Дамаскина, за что справедливо подлежит поречению еретичеством.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...