Замечание на 17-ю статью: о молитве Исусове
Здесь в вину церкви Денисов поставляет «отложение общия в древле-православной церкви содержащияся молитвы, неизменно от всех творимыя, яко наедине, тако и вообще, еже есть: Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас». «Сию молитву, говорит он, новопечатныя книги в церковном пении и во общем собрании отставиша, и глаголати не повелеша с клятвенным запрещением, а наедине якоже кто хощет». И потом приводит свидетельства о употреблении молитвы Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас, но все такие свидетельства, которые относятся к уединённой, или келейной молитве. Итак, Денисов утверждает 1) что молитва Иисусова, от всех творимая неизменно, яко наедине, тако и вообще, есть сия: Господи Исусе Христе Сыне Божий, и, значит, употребление молитвы Господи Иисусе Христе Боже наш есть изменение общепринятого в церкви правила и нововнесение; 2) что употребление в общем собрании древней, неизменно употребляемой молитвы Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас в новопечатных книгах отложено с проклятием. И то, и другое Денисов утверждает несправедливо. 1) Многочисленные свидетельства древлеписьменных и древлепечатных книг показывают, что издревле употреблялась в церкви и на общих молениях, и на келейных и сия молитва: Господи Иисусе Христе Боже наш. Свидетельства о сем в древлеписьменных книгах мы оставим за множество их, а приведём только несколько свидетельств из книг старопечатных о употреблении молитвы Господи Иисусе Христе Боже наш а) на соборных, б) на уединённых молениях. а) В Служебниках, напечатанных при всех патриархах, в конце литургии пред достойною на возгласе молитва Иисусова положена так: «Молитвами Пречистыя ти Матере, и всех святых твоих, Господи Исусе Христе Боже наш помилуй нас; людие: аминь».
На повечернице и полунощнице по отпусте в конце ектении: «За молитв Пречистыя Твоея Матере и святых отец наших Господи Исусе Христе Боже наш помилуй нас». В Часослове по оной ектении положена молитва Иисусова такожде, как и в Служебнике, т. е. Боже наш. б) И для келейной молитвы во Псалтири со возследованием начало вечерни повелено творити сице: «За молитв пречистыя ти Матере и всех святых Господи Исусе Христе Боже наш помилуй нас. Аминь». Во той же со возследованием древлепечатной Псалтыри в чине святого причащения начало: «Иерей: за молитв св. отец наших Господи Исусе Христе Боже наш помилуй нас. Аминь». Во той же Псалтыри со возследованием в начале полунощницы: «За молитв святых отец наших Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас». В книге Никона Черногорца в двадесять осмом слове молитва Исусова сущим на безмолвии положена различно. На листе 198: Господи Исусе Христе Сыне Божий, а на обороте того же листа: Господи Исусе Христе Боже. Из приведённых свидетельств явствует, что и молитва Господи Иисусе Христе Боже наш и в соборном, и в келейном молении употреблялась издревле, посему она не есть нововнесение, и, значит, Денисов несправедливо утверждает, что аки бы неизменно творилась только одна молитва Господи Исусе Христе Сыне Божий, а молитва: Господи Иисусе Христе Боже наш не употреблялась. Если бы так действительно было, как утверждает Денисов, это было бы не согласно и с православным богословием: ибо Иисус Христос есть Бог и Сын Божий, существенно рождённый от Отца. Святая церковь сие и исповедует, обеими молитвами: Господи Иисусе Христе Сыне Божий и Господи Иисусе Христе Боже наш, одинаково прославляя Его божество. 2) Несправедливо и то обвинение Денисова против церкви, что будто бы молитва Господи Исусе Христе Сыне Божий от общего собрания отставлена с клятвенным запрещением. Этими словами Денисов, очевидно, намекает на определение собора 1667 г. о молитве Иисусовой, но он при этом умолчал, на кого оное определение положено, тогда как непременно должен был обратить на сие внимание, ибо о молитве Иисусовой в соборных деяниях положено особое разъяснение самих вселенских патриархов за подписом всех членов собора. В разъяснении сем глаголется: «А Иисусову молитву обще, в церквах и в домех, глаголати: Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, аминь, по древнему преданию святых и богоносных отцев, якоже видится и писано во многих древних греческих и славенороссийских харатейных книгах. А кто хощет глаголати упрямства ради токмо едино «Господи Исусе Христе Сыне Божий», а «Господи Иисусе Христе Боже наш» глаголати отвращается, мнится, яко мудрствует и исповедует Христа, яко и Арий, точию Сына Божия быти по благодати, а не Бога истинна, единосущна Отцу… Но и сия молитва: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» не прекословящим свободна есть к читанию; противящиися паки сея молитвы «Господи Иисусе Христе Боже наш» узаконению, да увещаются, еже научитися чести благоговейно, яко святыми отцы преданную». Здесь с совершенною ясностию определяется вселенскими патриархами, что запрещение полагается на тех только, которые отрицают молитву Господи Иисусе Христе Боже наш, а не прекословящим она свободна есть к читанию. Да и может ли быть, чтобы св. церковь возбраняла соборне произносить в молитве Иисусовой слова Сыне Божий, когда сама же произносит их в песнопениях и молитвах? Как, напр., на вечерне в стихе «Свете тихий»: Сыне Божий, живот даяй. На литургии в стихе: «Единородный Сыне и Слове Божий». В стихе: «Приидите поклонимся» и в антифонах: Спаси ны, Сыне Божий. И в Символе веры утро, и вечер, и всегда исповедует веру «во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия».
Итак, Денисов в сей статье несправедливо сказал: 1) что аки бы издревле неизменно говорилась только одна молитва Господи Исусе Христе Сыне Божий, тогда как в древлеписьменных и древлепечатных книгах обретается и молитва Господи Иисусе Христе Боже наш, и что будто бы употребление в церкви сей последней молитвы есть нововнесение. Притом же, если бы в древних книгах и не встречалась сия молитва, ужели св. церковь за то стала бы виновною и лишилась благодати, что Господа Иисуса Христа называет в ней Богом? Видно, что Денисов есть один из тех противящихся в молитве Иисусовой именовать Иисуса Христа Богом, к которым относится определение собора 1667 года. И 2) так же несправедливо Денисов обвинил св. церковь, что аки бы она определением собора 1667 г. запретила с клятвою соборне именовать Иисуса Христа Сыном Божиим. Св. церковь возбранила не употребление молитвы Господи Исусе Христе Сыне Божий, а точию прекословящих и хулящих молитву Господи Исусе Христе Боже наш вразумляла «чести ю благоговейно, яко святыми отцы преданную». Вот цель соборного определения. «Клятвенное запрещение» собора падает только на тех, которые, подобно Денисову, отрицают молитву Господи Иисусе Христе Боже наш, сказуя её быти нововведением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|