Глава 5. Религия и брак
Глава 5. Религия и брак Религия Те, кто посвящает себя искусству войны, часто не отличаются особой религиозностью. Однако, как для всех общих утверждений, для этого тоже существуют многочисленные исключения. Например, среди тех, кто принимал участие в Крестовых походах, многие испытывали искреннее горячее желание обращать заблудших в христианство. Но наверное, все же больше было таких, кто хотел завоевать новые земли для христианства и в первую очередь для себя. Армия Кромвеля действительно исповедовала пуританство, однако к религиозным чувствам там примешивались мощные политические и общественные мотивы. Но армии времен гражданских войн и Крестовых походов являются особыми формированиями, так как они созданы для специальных целей. А эти цели, в свою очередь, были тесно связаны с религией. В обычной профессиональной армии, как правило, отсутствует единство религии. Вместо этого там рядом сосуществуют самые различные верования. Римская армия времен ранней империи не являлась исключением из этого правила. Там исповедовалась свобода культов, конечно, в разумных пределах. Солдаты верили в огромное множество божеств, начиная с тех, что считались покровителями военных в узком смысле этого слова, и кончая самыми экзотическими, от традиционных богов государственной религии Рима и до местных богов и богинь, таких как Косидий и Ковентина, божества, в которых верили в Британии.
Культ штандартов При таком разнообразии верований было очень важно найти для них какое-то объединяющее начало. Тертуллиан (р. между 150 и 160 гг. – ум. в 222 г. Христианский писатель, родился в языческой семье в Карфагене, позже адвокат в Риме, в зрелом возрасте принял христианство, возвратился в Карфаген и стал писателем. – Ред. ) сообщает о культе штандартов: «Религиозная система римской армии полностью посвящена культу штандартов. Знаменам приносятся клятвы, штандарты становятся выше любого божества». (Эта традиция сохранилась и в современных армиях. – Ред. ) В Дура-Эвропосе, отдаленном форпосте на восточной границе, во время раскопок 1931-1932 гг. среди прочих документов XX когорты (Пальмира) был обнаружен список праздников. Самым удивительным было то, что только некоторые из них напрямую относились к армии. Большинство из них совпадало с римским религиозным календарем. Заслуживает внимания тот факт, что в списке не было упомянуто ни одно чужеземное божество. Еще более удивительным данный факт является в свете того, что гарнизон города по большей части состоял из представителей восточных провинций. [41]
Таким образом, в римской армии также наблюдалась явная тенденция к романизации. [42] Именно с этой целью и был составлен ежегодный календарь праздников. В армии полностью поддерживали государственную религию.
Орел Культивирование корпоративного духа важно для любой военной структуры, и здесь идеальным является как раз создание культа знамени (о чем и сообщает Тертуллиан). Ведь знамена формируют у солдат части, которой они принадлежат, чувство идентичности. В легионе предметом особого поклонения считался орел. Тацит описал, как Германик в борьбе против херусков воспользовался необычным совпадением: «Он увидел прекрасное предзнаменование: в лес влетали восемь орлов. „Вперед! – воскликнул он. – Следуйте за римскими птицами, душами наших легионов! “» Другой стороной картины было то, что потеря орла была почти равносильна потере самого легиона. Это было худшим из несчастий, которое могло произойти с легионом. После потери орла легион обычно подлежал расформированию. Так случилось с тремя легионами Вара в 9 г. н. э. (погибшими в Тевтобургском лесу в Германии), а позже то же самое произошло с еще четырьмя легионами, расквартированными на Рейне, некоторые из которых сдались Цивилису, а другие лишились своих орлов во время восстания 69-70 гг. н. э. Но, как известно, правил без исключений не бывает. Веллей сообщает о том, как V легион под командованием Лоллия лишился своего орла во время боя в Германии в 16 г. до н. э. Некоторые ученые считают, что речь идет о V легионе (Жаворонков), и если это так, то потеря орла в данном случае не привела к расформированию легиона. В 66 г. н. э., как свидетельствует Светоний, лишился орла XII (Молниеносный) легион. В то время этот легион под командованием Гая Цестия Галла сражался в Иудейской войне (Иудейская война 66-70 гг. началась уничтожением в Иерусалиме восставшими евреями римского гарнизона. Тогда Гай Цестий Галл, префект Сирии, имея 20 тысяч, подошел к Иерусалиму, занял часть города, но после неудачного штурма Храмовой горы отступил, потеряв 6 тысяч человек. – Ред. ). И конечно, этот легион продолжал существовать и дальше. Разумеется, в описанных случаях речь, возможно, шла о временной потере орлов, но, так или иначе, потеря орла не обязательно вела к расформированию легиона.
Орел хранился в I когорте, которая несла ответственность за его сохранность. Позже офицером, ответственным за эмблему легиона, стал центурион в ранге первого копья. Непосредственным носителем был аквилифер. Во времена республики орел изготавливался из серебра. Затем орлы стали делаться из все более ценных материалов. Например, Дион Кассий рассказывает о том, что орлы легионов Помпея в 45 г. до н. э. держали в своих когтях золотые молнии. Во времена империи орлы легионов полностью изготавливались из золота или из позолоченного серебра. В каждом легионе строилось специальное помещение, где хранился орел легиона, а также штандарты и значки манипул и когорт. (Автор не упомянул общевойсковое знамя – командующий римским войском имел красное знамя. Такое знамя (vexillum) с изображением богини победы Виктории на шаре (III в. н. э. ) хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. – Ред. ) Во времена империи к ним прибавились так называемые imagines, представлявшие собой штандарты с портретами императоров. Дион Кассий дает следующее описание орла легиона: «Там находится небольшая рака, в которой хранится орел из золота. Каждый легион в армии имеет своего такого орла, который никогда не покидает зимних квартир, если только не выступает весь легион. Орел установлен на длинном шесте, заостренном книзу так, чтобы он мог быть прочно укреплен на земле. Его несет один человек». Орлу поклонялись почти как божеству, были случаи, когда им пытались воспользоваться как убежищем. Тацит приводит инцидент, когда во время восстания 14 г. н. э. едва не был убит глава делегации сенаторов Мунаций Планк: «Солдаты сгрудились вокруг них и уже готовы были убить всех, в первую очередь Планка. Его ранг не позволял ему просто убежать, и в его положении единственным шансом на спасение был лагерь I легиона. Там он попросил убежища, обняв орла и штандарты. Но если бы аквилифер Калпурний не предотвратил убийство Планка, произошло бы то, чего не позволяли себе даже злейшие враги. Легат римского народа в римском лагере оросил бы алтарь богов собственной кровью».
Празднества Поскольку атрибуты легиона занимали устойчивые позиции в религиозной жизни армии, вполне естественно, что в честь этих символов устраивались празднества. Самым значительным из этих праздников была годовщина создания легиона (natalis aquilae). Об этом празднике упоминается, в частности, в одном из документов наместника империи в Испании. Там говорится, что праздник в честь дня формирования VII легиона Парного посвящается Юпитеру Всемогущему. Вторым важным праздником в римской армии являлся так называемый «фестиваль роз знамен» (rosaliae signorum), который проводился дважды в мае, 10-го и 31-го числа. Однако некоторые историки считают, что этот фестиваль не является чисто военным праздником, просто он был перенесен в армию из гражданской жизни. Справедливо отмечая, что штандарты и знамена всегда играли особую роль в жизни армии и использовались во многих церемониалах, такие ученые полагают, что «фестиваль роз» просто-напросто был привязан к военным знаменам, чтобы подчеркнуть роль этих святынь для военных. Может быть, это так, однако стоит еще раз обратить внимание на то, что праздник годовщины формирования легиона был посвящен не святыням легиона, а Юпитеру Всемогущему, главному божеству Капитолийской триады, который считался главным защитником Римского государства. Посвящение военных праздников ему и двум другим божествам триады было вполне обычным случаем в армии, хотя римские солдаты гораздо реже посвящали их Юноне, чем Юпитеру и Минерве. Но иногда празднества посвящались военным святыням, правда, обычно вместе с ними упоминались и римские божества. Причины этих ссылок на многочисленных богов следует искать в религиозном мировоззрении среднего солдата. Возможно, на самом деле он больше верил в воинское умение и удачу своей части, однако не считал лишним на всякий случай заручиться поддержкой как можно большего количества почитаемых в Риме божеств. Такая традиция вызвана еще и тем, римляне привыкли уподоблять одних божеств другим. То есть даже такое незначительное божество, как Косидий, наделялся чертами одного из главных римских богов Марса. Тогда предметом почитания вполне мог стать некий бог Марс Косидий.
Именно культ символов легиона (signa) стал причиной того, что полковая касса хранилась вместе со штандартами под наблюдением сигнифера. На практике это означало, что комнаты по обе стороны от штандартов (sacellum) служили своего рода офисами, где производились расчеты и велись финансовые записи. Там же находилось и хранилище для ценностей.
Официальная религия Все божества, которым поклонялись солдаты римской армии, для удобства могут быть отнесены к двум большим группам. В первую группу можно включить богов, относившихся к официальной государственной религии. Праздники в их честь были включены в официальные календари, например в Feriale Duranum. У богов же солдаты черпали и личные добродетели, такие как мужество и дисциплина, без чего не обойтись в армии. Ко второй группе относятся все прочие культы, в основном не римские, которые почитались в военных частях, но которые не были включены в официальный календарь. Официальные боги, статуи некоторых из них стояли в храме воинской части, в основном относились к Капитолийской триаде (Юпитер Всемогущий, Царственная Юнона и Минерва). Кроме того, там же было принято помещать статую римского бога войны Марса, а также богиню победы Викторию. Среди божеств также пользовались особым уважением Urbs Roma, чей культ был введен Адрианом, а также Disciplina, Fortuna, Honos, Pietas (Пиетата, олицетворенная детская любовь), Virtus и Bonus Eventus. В III в. Геркулес, который долгое время считался покровителем сословия всадников, вместе с Марсом стал еще одним покровителем легионов, расквартированных на Рейне и Дунае. Возможно, это произошло после того, как атрибуты германского бога Донара (Тора) стали приписывать римскому Геркулесу. Поэтому неудивительно, что император Максимиан (240-310 гг., император в 286-305 гг. (соправитель Диоклетиана) и в 307-310 гг. ) взял себе еще одно имя Геркулиус, как бы противопоставляя себя Диоклетиану, который именовался ни больше ни меньше как Юпитер.
И наконец, заслуживает внимания факт, что среди статуй богов, рядом со штандартами, в полковом храме почетное место было зарезервировано для статуи находящегося на троне императора.
Неофициальные культы Гораздо больший интерес вызывает каждый из существовавших во времена Древнего Рима негосударственных культов. Однако не следует забывать, что только немногие из этих богов были именно военными божествами. Солдаты – выходцы из всех краев империи – брали с собой в армию своих богов, поэтому порой в частях буйным цветом расцветали самые экзотические верования, которые самым невероятным образом соседствовали друг с другом. Например, I когорта стрелков племени гаммии (Сирия) привезла с собой в Карворан (Британия) из Сирии в качестве покровительницы свою богиню Гаммию. Солдаты германских легионов, расквартированных на территории нынешней Голландии, выбрали своими патронами Марса, а также двух кельтских богинь, Беду и Фиммилену. А моряки в Мизенах, в основном выходцы из эллинистических восточных провинций, особо почитали бога Серапия. Не будучи консерваторами в вопросах религии, солдаты, помимо собственных богов, охотно принимали и местные верования. Примером может служить культ богини Ковентины в Британии, который имел место вплоть до конца IV в., чему остались многочисленные свидетельства. Другими местными божествами Британии, почитаемыми римскими солдатами, были, в частности, Белатукадр и Косидий – в районе строительства вала Адриана, а также Мапон.
Юпитер Долихенский (бог неба и земли) Однако существовали два культа, которые были широко распространены именно среди военных. К первому из них относится культ Юпитера Долихенского, названный так по имени горы в Коммагене, который до сих пор известен в тех местах как Телль-Дулук и почитается с древних времен. Поскольку это божество ассоциировалось с другим Юпитером, его супругу было принято звать Юноной. В армии он пользовался популярностью, несомненно, за то, что был тесно связан с железом или, как говорилось в легенде, «рожденный там, где родилось железо». На западе культ этого божества достиг своего пика в III столетии. Это произошло благодаря хорошо продуманной политике духовных властей, которым удалось вызвать ассоциации и связать Юпитера Долихенского с другими богами. Так вместе они постепенно и были вытеснены христианством.
Митраизм Вторым был культ Митры. Несмотря на то что этот культ впервые был завезен в романский мир еще в I в. до н. э. киликийскими пиратами, захваченными Помпеем, митраизм начал прочно укрепляться на западе империи лишь начиная со II в. н. э. Своего пика этот культ достиг в III в. Он был распространен как среди купечества, так и среди военных, но влияние этого культа, пусть и сильное, все же было ограниченным. Во-первых, туда не допускали верующих, а во-вторых, общины были построены по принципу тайных обществ. Элитарный характер этих общин, которые, кстати, были небольшими по численности, подчеркивается тем, что их членами были в основном офицеры. Это подчеркивается надписями на стене Адриана. Из десяти надписей, посвященных Митре, пять или шесть сделаны префектами, еще двое были центурионами, один – кандидатом на звание центуриона. Наконец, последняя надпись была сделана выходцем с востока.
Христианство Наконец, настала очередь затронуть христианство. В первые три века нашей эры эта религия совсем не была распространена в армейских кругах, хотя, конечно, и там имелось некоторое количество христиан. Даже после того, как Рим стал христианской империей, быстрого перехода военных в новую религию не произошло. Скорее наоборот, армия оставалась последним оплотом язычников. Поворотный пункт наступил во второй половине III в. До этого рядовой состав армии, призванный в основном из сельской местности, оставался верным традициям язычества. Примечательно то, что в местах расположения римских легионов в Британии практически невозможно обнаружить следы христианства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|