Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Солдат и общество. Жизнь военных в мирное время




Глава 6. Солдат и общество

Жизнь военных в мирное время

После окончания обучения солдат, как правило, мог рассчитывать, что его жизнь будет проходить в основном в условиях мира. И хотя во все времена в различных частях империи велись войны, порой жестокие, большая часть армии обычно в них не участвовала, и многие солдаты так никогда и не принимали участия в боях. Как писал Р. Мак-Муллен, «многие молодые солдаты никогда не наносили ударов противнику где-либо еще, кроме как в тавернах». Поэтому было необходимо найти для солдата какое-нибудь занятие, так как армия, которая ничем не занята, вскоре становится деморализованной и даже опасной.

Та же проблема с нахождением занятия для солдат в их казармах может возникнуть и в современных армиях. Обычно она решается так: солдату придумывают задания, которые мало что могут дать с точки зрения практической пользы. Они занимаются побелкой стен или наведением глянца на дощатые полы. Причем очень часто сами командиры не совсем виноваты в том, что дают такие пустые задания. К тому же современная армия не является такой застывшей структурой, как это было во времена Древнего Рима. Частям часто приходится менять места дислокации, техника и вооружение быстро устаревают, поэтому солдат приходится заново обучать работе на новых образцах. Как следствие, надежды на то, что солдат, которые не имеют достаточной нагрузки, можно будет приспособить для выполнения хозяйственных работ, в наше время не всегда оправдываются. Более того, во многих странах гражданские организации, такие как, например, профсоюзы, активно выступают против того, чтобы армия была задействована в выполнении работ, не связанных с военной службой.

Отношения римского солдата с гражданскими властями были совсем не такими. Поскольку большая часть войск была сосредоточена в наименее развитых районах империи, то в некотором смысле солдаты являлись проводниками цивилизации. И конечно же армия была ключевым фактором романизации провинций империи. К тому же большая часть солдат владела навыками и техникой, неизвестными местному населению, и их применение в гражданской жизни вызывало у местного населения чувство восхищения, смешанное с раздражением. Следовательно, римский солдат был способен выполнять задачи, важные как для местного населения, так и для имперской администрации. К таким первостепенным задачам относилось строительство дорог. Читатель, вероятно, помнит, как Юлий Аполлинарий поздравляет себя с повышением, которое освободило его от утомительных обязанностей каменотеса. Его служба проходила в только что завоеванной провинции Аравия, и его подразделение трудилось в каменоломнях. Камень предназначался, скорее всего, для строительства дороги. Помимо дорожного строительства, очевидно являвшегося обязанностью военных, солдаты часто привлекались к строительству и ремонту каналов, водохранилищ, акведуков и выполняли другие общественные работы.

Во времена ранней империи строительные работы, выполнявшиеся силами армии, велись на военных объектах, по крайней мере в первую очередь. Постепенно по разным причинам произошла перемена во взглядах и на гражданское строительство. Главной причиной этого стал тот факт, что в армии были собраны наиболее грамотные архитекторы и геодезисты. Эти люди проходили подготовку в легионах, а затем переводились в штабы наместников провинций или в преторианскую гвардию в Рим. Таким образом, с точки зрения технологий гражданская администрация провинции находилась в зависимости от армии. Так, например, Плиний написал письмо императору Траяну с просьбой предоставить геодезиста для того, чтобы тот рассчитал возможность соединить каналом озеро близ Никомедии (совр. Измит, Турция) в провинции Вифиния (в Малой Азии). В ответ Траян рекомендовал ему обратиться к правителю ближайшей к Вифинии провинции, где стояли римские легионы, Нижняя Мезия Кальпурнию Мацеру. (То есть в ближайшей к Вифинии провинции (по ту сторону проливов), Фракии, легионов не было, а вот в Нижней Мезии, примыкавшей к Дунаю, бывшему здесь пограничной рекой (совр. Северная Болгария и румынская Добруджа), стояло 2 легиона. – Ред. ) Второй причиной стало то, что со времен Адриана армия стала более статичной, что обусловливало необходимость строительства стационарных лагерей и фортификационных укреплений. После завершения строительства военных объектов логичным шагом стало использование труда солдат в строительных работах в городах, где они базировались, с целью как украсить, так и укрепить их. Но главная причина использования труда военных строителей при возведении гражданских объектов лежит в катастрофической нехватке гражданских ресурсов в связи с убылью населения в результате эпидемий, а также финансовой нестабильностью, вызванной инфляцией в результате войн Марка Аврелия и его наследников. Стремление гражданской администрации не снижать темпов строительства привело к тому, что все большая их часть стала приходиться на военных. В III в. армия выполняла все больше задач, которые на самом деле должны были возлагаться на гражданские структуры. К чему это могло привести, изложено в труде Historia Augusta, там, где говорится о работах армии в Египте при императоре Пробе (Проб Марк Аврелий, р. в 232 г., правил в 276-282 гг., убит солдатами во время их восстания в Паннонии): «Работы, которые он заставлял выполнять своих солдат, до сих пор можно увидеть в разных городах Египта. На Ниле было сделано так много, что сам факт повышения объема работ привел к росту поступления податей зерном. Трудом военных возводились мосты, храмы, колоннады, общественные здания, открывались для судоходства реки, осушались болота, на месте которых появлялись поля и фермы». Не случайно биограф императора отметил, что Проб никогда не позволял своим солдатам бездельничать. Несмотря на все дискуссии относительно этой книги, они не могут заслонить собой реальную картину, нарисованную в этом описании, свидетельства которой сохранились и более чем через столетие после тех событий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...