«О доченька, разве ты не любишь того, что люблю я?»
«(Однажды, когда) пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, находился у одной из своих жён, одна из матерей правоверных[1] послала (ему) со слугой деревянное блюдо с едой. (Та жена, у которой находился Пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, ) ударила рукой (по этому блюду) и разбила его; что же касается (Пророка, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, ) то он собрал (куски блюда), положил на них эту еду и сказал: “Ешьте[2]”. И он задержал посланца вместе с этим блюдом, пока они не поели, а потом отдал ему целое блюдо, а разбитое оставил (у себя)».
См. «Сахих аль-Бухари». 46. Книга о захваченном несправедливо. Глава 17: О том случае, когда кто-нибудь разбивает чужое блюдо или что-то другое. Хадис 1074 (2481). _______________________________ [1] Иначе говоря, другая жена Пророка, да благословит его АЛЛАХ и приветствует. [2] В другой версии хадиса приходит, что Пророк ﷺ сказал: «Ваша мать приревновала», имея ввиду мать правоверных. См. «Сахих аль-Бухари». Книга брака. Хадис 5225 " И Пророк высказал оправдание за это, сказав: «Ваша мать приревновала», чтобы это не порицалось. Однако эта ревность – в обычае жён мужчины, имеющего несколько жён, ревность имеется в её душе, и её невозможно отвратить". См. «Фатх аль-Бари». – Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею АЛЛАХ, сказала:
«Часто бывало так, что во время месячных я пила, а потом передавала (чашу) Пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, он же прикасался губами к тому месту, которого касались мои губы, и пил. И часто бывало так, что во время месячных я откусывала кусок мяса, которое было на кости, а потом передавала (кость) Пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, и он прикасался губами [1] к тому месту, которого касались мои губы».
«Мухтасар Сахих Муслим». 4. Книга о месячных (хайд). Хадис 181 __________________ (1) То есть откусывал. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею АЛЛАХ, сказала:
«(Однажды) я спросила (пророка, да благословит его АЛЛАХ и приветствует): “О посланник АЛЛАХа, скажи мне, если бы ты остановился в долине, где есть и уже объеденные, и нетронутые деревья, к каким из них ты пустил бы пастись своего верблюда? ” — и он сказал: “К тем, с которых никто ничего не ел”».
(Передатчик этого хадиса сказал: «Задавая этот вопрос, ) ‘Аиша, да будет доволен ею АЛЛАХ, имела в виду, что кроме неё Посланник АЛЛАХа, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, не брал в жёны девственниц». [1]
Сахих аль-Бухари. 67. Книга брака. Хадис 5077 ____________________________ [1] Все жёны пророка, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, кроме ‘Аиши, были вдовами или разведёнными. Передают со слов Му’азы, что ‘Аиша, да будет доволен ею АЛЛАХ, сказала:
«После ниспослания того аята(, в котором сказано): “Ты (можешь) отложить (очередь), кого хочешь из них, и (можешь) принять, кого хочешь, а (что касается) той, которую пожелаешь ты из тех, кого ты удалил, то не будет (в этом) греха для тебя” [1],
Посланник АЛЛАХа, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, обычно спрашивал разрешения у той жены из нас, очередь которой была в этот день, если хотел пойти вместо неё к другой». (Му’аза сказала): – Я спросила: «И что же ты говорила (ему в таких случаях)? »
Она сказала: «Я говорила: “Если бы это зависело от меня, (я бы сказала, что) не хочу уступать тебя никому другому”».
Хадис привёл аль-Бухари 4789. ____________________________ [1] Сура " Аль-Ахзаб", айат 51, https: //quran-online. ru/33: 51
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею АЛЛАХ, сказала:
«Я всегда ревновала к тем (женщинам), которые (предлагали) себя в дар Посланнику АЛЛАХа, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, [1] и говорила: “Разве женщина (может) дарить себя? ” (Однако, ) когда АЛЛАХ Всевышний ниспослал (аят, в котором говорится):
“Ты (можешь) отложить (очередь), кого хочешь из них, и (можешь) принять, кого хочешь, а (что касается) той, которую пожелаешь ты из тех, кого ты удалил[2], то не будет (в этом) греха для тебя” [3],
я сказала: “Я вижу, что Господь твой всегда сразу же выполняет твои желания! ”»
аль-Бухари 4788, Ибн Абу Шейба 3/562. ____________________________________ [1] То есть предлагали ему себя в жёны, не требуя за это неотчуждаемого брачного дара /махр/.
[2] Имеются в виду те жёны, очередь которых была отложена. Это разрешение касается только Пророка, да благословит его АЛЛАХ и приветствует.
[3] Сура " Аль-Ахзаб", айат 51, https: //quran-online. ru/33: 51
Аиша, да будет доволен ею АЛЛАХ, рассказывала:
«Я и посланник АЛЛАХа, мир ему и благословение АЛЛАХа, купались из одного сосуда, стоявшего между нами, [в котором встречались наши руки]. Пророк все время опережал меня, и тогда я говорила: “Позволь и мне, позволь и мне! ”»
Муаза, передавшая этот хадис от Аиши, сказала: «Тогда они оба находились в состоянии полового осквернения».
Этот хадис в одноименных сочинениях «ас-Сахих» передали аль-Бухари, Муслим и Абу Авана. Этот хадис приведен в варианте Муслима. Дополнение к хадису, заключенное в квадратные скобки, приводится у Муслима, а также в одном из вариантов хадиса у аль-Бухари. Аль-Бухари озаглавил главу, в которой приводится этот хадис, словами: «Глава о купании мужчины вместе со своей супругой». Ибн Хаджар в «аль-Фатх» (1/290) сказал следующее: «Ад-Давуди, используя этот хадис в качестве аргумента, считал дозволенным, чтобы мужчина видел гениталии своей жены, и, наоборот, чтобы женщина видела гениталии мужа. Этот вывод подтверждается рассказом Ибн Хиббана со слов Сулеймана ибн Мусы, у которого однажды спросили: “Можно ли мужчине видеть гениталии своей жены? ” Сулейман ответил: “Я спросил Ату, а он ответил: «Я спрашивал об этом Аишу, и она сказала…»”, и далее идет сходный по смыслу хадис, который является главным аргументом по этому вопросу». ع َ ن ْ ع َ ا ئ ِ ش َ ة َ — ر ض ى ا ل ل ه ع ن ه ا — ق َ ا ل َ ت ْ ك ُ ن َ ّ ا ن َ غ ْ ت َ س ِ ل ُ و َ ع َ ل َ ي ْ ن َ ا ا ل ض ِ ّ م َ ا د ُ و َ ن َ ح ْ ن ُ م َ ع َ ر َ س ُ و ل ِ ا ل ل َ ّ ه ِ — ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م — م ُ ح ِ ل ا َ ّ ت ٌ و َ م ُ ح ْ ر ِ م َ ا ت ٌ.
ق ا ل ا ل ش ي خ ا ل أ ل ب ا ن ي: ص ح ي ح
Сообщается, что ‘Аиша сказала: «Мы купались в повязках[1], когда находились с Посланником АЛЛАХа, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, будучи как в ихраме, так и вне ихрама».
См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 249. Также этот хадис передал аль-Байхакъи 1/181-182. Шейх Мукъбиль назвал этот хадис достоверным. См. «Сахих аль-муснад» 1626. Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/». Его иснад является достоверным. Аль-Мунзири сказал: «Его иснад хороший». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2/6. ____________________________ [1] Имеются в виду повязки, которыми женщины связывали свои косы, на которые они наносили благовония, камедь и тому подобные вещи, в результате чего эти повязки были запачканы ими. См. «‘Аун аль-Ма’буд». Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею АЛЛАХ, что жёны Посланника АЛЛАХа, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, разделялись на две группы, к одной из которых принадлежали ‘Аиша, Хафса, Сафиййа и Сауда, а другую составляли собой Умм Саляма и все остальные жёны Посланника АЛЛАХа, да благословит его АЛЛАХ и приветствует. Мусульмане узнали о том, что Посланник АЛЛАХа, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, (больше всех) любит ‘Аишу, и, если кто-нибудь из них желал сделать подарок Посланнику АЛЛАХа, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, он дожидался, пока Посланник АЛЛАХа, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, не появлялся в доме ‘Аиши, и посылал свой подарок ему туда. (Однажды жёны Пророка, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, принадлежавшие к той группе, к которой относилась) Умм Саляма, сказали ей: «Скажи Посланнику АЛЛАХа, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, чтобы он сказал людям, что, если кто-нибудь захочет подарить что-то Посланнику АЛЛАХа, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, пусть посылает свой подарок, у какой бы из своих жён он ни находился».
Умм Саляма передала ему их слова, но (Пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, ) ничего не ответил ей, а когда они спросили её (об этом, Умм Саляма) сказала: «Он ничего не сказал мне».
Они сказали ей: «Поговори с ним (ещё раз)», и она обратилась к (Пророку, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, ) с этим, когда он снова пришёл к ней, но он (опять) ничего не сказал ей, когда же они спросили её (об этом, Умм Саляма) сказала: «Он ничего не сказал мне». Они сказали: «Обращайся к нему, пока он не ответит тебе”, и когда (Пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, снова) пришёл к (Умм Саляме), она опять обратилась к нему (с той же просьбой), и тогда он сказал ей:
«Не досаждайте мне (разговорами об) ‘Аише, ибо, поистине, (ни разу) не ниспосылались мне откровения в то время, когда я находился в постели какой-либо женщины (из вас), кроме ‘Аиши! »
(Услышав это, Умм Саляма) сказала: «Я приношу АЛЛАХу покаяние за то, что досаждала тебе, о Посланник АЛЛАХа! »
А потом (жёны Пророка, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, относившиеся к группе Умм Салямы, ) позвали к себе дочь Посланника АЛЛАХа, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, Фатиму и послали её к Посланнику АЛЛАХа, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, чтобы она сказала: «Поистине, твои жёны заклинают тебя АЛЛАХом относиться к ним так же, как ты относишься к дочери Абу Бакра[1]! »
И она передала (это Пророку, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, ) который спросил:
«О доченька, разве ты не любишь того, что люблю я? »
(Фатима) сказала: «Конечно! » − а потом вернулась и рассказала им (обо всём). Они сказали: «Пойди к нему (ещё раз)», но (Фатима) отказалась (делать это). Тогда они послали (к Пророку, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, ) Зайнаб бинт Джахш, которая стала говорить с ним без должного почтения и сказала: «Поистине, твои жёны заклинают тебя АЛЛАХом относиться к ним так же, как ты относишься к дочери Ибн Абу Кухафы[2]! » При этом (Зайнаб), которая повернулась к сидевшей (там) ‘Аише и принялась ругать её, говорила очень громким голосом, так что Посланник АЛЛАХа, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, даже стал смотреть, будет ли (‘Аиша) отвечать (ей тем же).
Что же касается (‘Аиши), то она отвечала Зайнаб (и говорила с ней), пока не успокоила её, и тогда Пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, посмотрел на ‘Аишу и сказал:
«Она − настоящая дочь Абу Бакра! » [3]
Этот хадис передал аль-Бухари (2581). Также этот хадис передали ат-Тирмизи (3879), ан-Насаи (7/68) и в «Сунан аль-Кубра» (8847), Ибн Хиббан (7109). См. «Сахих ан-Насаи» (3960). ____________________________ [1] Пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, одинаково справедливо относился ко всем своим жёнам, да будет доволен ими АЛЛАХ, и ни в чём не ущемлял их законные права, но больше всех любил ‘Аишу, что вызывало ревность других.
Хафиз ан-Науауи касательно слов: «они просят тебя проявлять справедливость... », сказал: “Жёны Пророка (мир ему и благословение АЛЛАХа) требовали от него равноправия в проявлении любви сердцем (что является невозможным)”. См. “Шарх Сахих Муслим” 15/205.
[2] Ибн Абу Кухафа − кунья Абу Бакра, да будет доволен им АЛЛАХ.
[3] То есть она столь же благородна и хорошо воспитана, как и её отец. Передают, что Анас сказал:
«У Пророка, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, было девять жён[1], и после распределения [ночей] между ними он приходил к первой только через девять [дней], они же каждую ночь собирались в доме той жены, к которой он [должен был] прийти. [Однажды, когда они собрались] в доме ‘Аиши, туда пришла Зайнаб, и [пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, ] протянул руку к ней[2]. Она сказала: – Это — Зайнаб, и Пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, [убрал] руку. Потом две [женщины] стали громко спорить, и [в это время] объявили о начале молитвы. Мимо проходил Абу Бакр, который услышал голоса [жён Пророка, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, ] и сказал: – О Посланник АЛЛАХа, выходи на молитву и набей им рты землёй. [Когда] пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, вышел [из дома], ‘Аиша сказала: –Сейчас пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, совершит молитву, а потом придёт Абу Бакр и [что-нибудь] со мной сделает! Когда же Пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, совершил молитву, к ней [действительно] пришёл Абу Бакр. Он резко [отчитал] её и сказал: –Неужели ты поступаешь так?! »
См. Мухтасар Сахих Муслим. Хадис № 845. Глава 31. О распределении [ночей] между жёнами. ______________________________
[1] Здесь имеются в виду те жёны, пережившие пророка, а именно: Аиша, Зайнаб, Сауда, Умм Саляма, Умм Хабиба, Джувайрия, Сафия, Хафса и Маймуна
[2] Пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, сделал это по ошибке, решив, что перед ним находится хозяйка дома ‘Аиша [٣ ٦ ٩ ٠ ] ٢ ٩ - (١ ٤ ٧ ٨ ) و ح َ د ّ َ ث َ ن َ ا ز ُ ه َ ي ْ ر ُ ب ْ ن ُ ح َ ر ْ ب ٍ ، ح َ د ّ َ ث َ ن َ ا ر َ و ْ ح ُ ب ْ ن ُ ع ُ ب َ ا د َ ة َ ، ح َ د ّ َ ث َ ن َ ا ز َ ك َ ر ِ ي ّ َ ا ء ُ ب ْ ن ُ إ ِ س ْ ح َ ا ق َ ، ح َ د ّ َ ث َ ن َ ا أ َ ب ُ و ا ل ز ّ ُ ب َ ي ْ ر ِ ، ع َ ن ْ ج َ ا ب ِ ر ِ ب ْ ن ِ ع َ ب ْ د ِ ا ل ل ه ِ ، ق َ ا ل َ: د َ خ َ ل َ أ َ ب ُ و ب َ ك ْ ر ٍ ي َ س ْ ت َ أ ْ ذ ِ ن ُ ع َ ل َ ى ر َ س ُ و ل ِ ا ل ل ه ِ ﷺ ، ف َ و َ ج َ د َ ا ل ن ّ َ ا س َ ج ُ ل ُ و س ً ا ب ِ ب َ ا ب ِ ه ِ ، ل َ م ْ ي ُ ؤ ْ ذ َ ن ْ ل ِ أ َ ح َ د ٍ م ِ ن ْ ه ُ م ْ ، ق َ ا ل َ: ف َ أ ُ ذ ِ ن َ ل ِ أ َ ب ِ ي ب َ ك ْ ر ٍ ، ف َ د َ خ َ ل َ ، ث ُ م ّ َ أ َ ق ْ ب َ ل َ ع ُ م َ ر ُ ، ف َ ا س ْ ت َ أ ْ ذ َ ن َ ف َ أ ُ ذ ِ ن َ ل َ ه ُ ، ف َ و َ ج َ د َ ا ل ن ّ َ ب ِ ي ّ َ ﷺ ج َ ا ل ِ س ً ا ح َ و ْ ل َ ه ُ ن ِ س َ ا ؤ ُ ه ُ ، و َ ا ج ِ م ً ا س َ ا ك ِ ت ً ا ، ق َ ا ل َ: ف َ ق َ ا ل َ: ل َ أ َ ق ُ و ل َ ن ّ َ ش َ ي ْ ئ ً ا أ ُ ض ْ ح ِ ك ُ ا ل ن ّ َ ب ِ ي ّ َ ﷺ ، ف َ ق َ ا ل َ: ي َ ا ر َ س ُ و ل َ ا ل ل ه ِ ، ل َ و ْ ر َ أ َ ي ْ ت َ ب ِ ن ْ ت َ خ َ ا ر ِ ج َ ة َ ، س َ أ َ ل َ ت ْ ن ِ ي ا ل ن ّ َ ف َ ق َ ة َ ، ف َ ق ُ م ْ ت ُ إ ِ ل َ ي ْ ه َ ا ، ف َ و َ ج َ أ ْ ت ُ ع ُ ن ُ ق َ ه َ ا ، ف َ ض َ ح ِ ك َ ر َ س ُ و ل ُ ا ل ل ه ِ ﷺ ، و َ ق َ ا ل َ: «ه ُ ن ّ َ ح َ و ْ ل ِ ي ك َ م َ ا ت َ ر َ ى ، ي َ س ْ أ َ ل ْ ن َ ن ِ ي ا ل ن ّ َ ف َ ق َ ة َ »، ف َ ق َ ا م َ أ َ ب ُ و ب َ ك ْ ر ٍ إ ِ ل َ ى ع َ ا ئ ِ ش َ ة َ ي َ ج َ أ ُ ع ُ ن ُ ق َ ه َ ا ، ف َ ق َ ا م َ ع ُ م َ ر ُ إ ِ ل َ ى ح َ ف ْ ص َ ة َ ي َ ج َ أ ُ ع ُ ن ُ ق َ ه َ ا ، ك ِ ل َ ا ه ُ م َ ا ي َ ق ُ و ل ُ: ت َ س ْ أ َ ل ْ ن َ ر َ س ُ و ل َ ا ل ل ه ِ ﷺ م َ ا ل َ ي ْ س َ ع ِ ن ْ د َ ه ُ ، ف َ ق ُ ل ْ ن َ: و َ ا ل ل ه ِ ل َ ا ن َ س ْ أ َ ل ُ ر َ س ُ و ل َ ا ل ل ه ِ ﷺ ش َ ي ْ ئ ً ا أ َ ب َ د ً ا ل َ ي ْ س َ ع ِ ن ْ د َ ه ُ ، ث ُ م ّ َ ا ع ْ ت َ ز َ ل َ ه ُ ن ّ َ ش َ ه ْ ر ً ا - أ َ و ْ ت ِ س ْ ع ً ا و َ ع ِ ش ْ ر ِ ي ن َ - ث ُ م ّ َ ن َ ز َ ل َ ت ْ ع َ ل َ ي ْ ه ِ ه َ ذ ِ ه ِ ا ل ْ آ ي َ ة ُ: {ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ن ّ َ ب ِ ي ّ ُ ق ُ ل ْ ل ِ أ َ ز ْ و َ ا ج ِ ك َ } [ا ل أ ح ز ا ب: ٢ ٨ ] ح َ ت ّ َ ى ب َ ل َ غ َ {ل ِ ل ْ م ُ ح ْ س ِ ن َ ا ت ِ م ِ ن ْ ك ُ ن ّ َ أ َ ج ْ ر ً ا ع َ ظ ِ ي م ً ا } [ا ل أ ح ز ا ب: ٢ ٩ ]، ق َ ا ل َ: ف َ ب َ د َ أ َ ب ِ ع َ ا ئ ِ ش َ ة َ ، ف َ ق َ ا ل َ: «ي َ ا ع َ ا ئ ِ ش َ ة ُ ، إ ِ ن ّ ِ ي أ ُ ر ِ ي د ُ أ َ ن ْ أ َ ع ْ ر ِ ض َ ع َ ل َ ي ْ ك ِ أ َ م ْ ر ً ا أ ُ ح ِ ب ّ ُ أ َ ن ْ ل َ ا ت َ ع ْ ج َ ل ِ ي ف ِ ي ه ِ ح َ ت ّ َ ى ت َ س ْ ت َ ش ِ ي ر ِ ي أ َ ب َ و َ ي ْ ك ِ »، ق َ ا ل َ ت ْ: و َ م َ ا ه ُ و َ ي َ ا ر َ س ُ و ل َ ا ل ل ه ِ ؟ ف َ ت َ ل َ ا ع َ ل َ ي ْ ه َ ا ا ل ْ آ ي َ ة َ ، ق َ ا ل َ ت ْ: أ َ ف ِ ي ك َ ي َ ا ر َ س ُ و ل َ ا ل ل ه ِ ، أ َ س ْ ت َ ش ِ ي ر ُ أ َ ب َ و َ ي ّ َ ؟ ب َ ل ْ أ َ خ ْ ت َ ا ر ُ ا ل ل ه َ و َ ر َ س ُ و ل َ ه ُ ، و َ ا ل د ّ َ ا ر َ ا ل ْ آ خ ِ ر َ ة َ ، و َ أ َ س ْ أ َ ل ُ ك َ أ َ ن ْ ل َ ا ت ُ خ ْ ب ِ ر َ ا م ْ ر َ أ َ ة ً م ِ ن ْ ن ِ س َ ا ئ ِ ك َ ب ِ ا ل ّ َ ذ ِ ي ق ُ ل ْ ت ُ ، ق َ ا ل َ: «ل َ ا ت َ س ْ أ َ ل ُ ن ِ ي ا م ْ ر َ أ َ ة ٌ م ِ ن ْ ه ُ ن ّ َ إ ِ ل ّ َ ا أ َ خ ْ ب َ ر ْ ت ُ ه َ ا ، إ ِ ن ّ َ ا ل ل ه َ ل َ م ْ ي َ ب ْ ع َ ث ْ ن ِ ي م ُ ع َ ن ّ ِ ت ً ا ، و َ ل َ ا م ُ ت َ ع َ ن ّ ِ ت ً ا ، و َ ل َ ك ِ ن ْ ب َ ع َ ث َ ن ِ ي م ُ ع َ ل ّ ِ م ً ا م ُ ي َ س ّ ِ ر ً ا ».
Передают, что Джабир ибн ‘АбдуЛЛАХ, да будет доволен АЛЛАХ ими обоими, сказал:
[Однажды] Абу Бакр пришёл, чтобы попросить разрешения [войти к] Посланнику АЛЛАХа, да благословит его АЛЛАХ и приветствует. Он увидел сидевших у его двери людей, ни один из которых не получил разрешения [на это], Абу Бакру же было позволено [войти], и он вошёл. Потом пришёл ‘Умар, попросил разрешения [войти] и получил разрешение [на это]. [Войдя], он увидел опечаленного Пророка, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, который молча сидел в окружении своих жён, и сказал [себе]: «Я непременно скажу что-нибудь, чтобы рассмешить пророка, да благословит его АЛЛАХ и приветствует». Потом он сказал: «О посланник АЛЛАХа, видел бы ты, как я подошёл к Бинт Харидже[1] и дал ей по шее, когда она потребовала у меня [средства на её] содержание». [Выслушав его], Посланник, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, АЛЛАХа улыбнулся и сказал:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|