Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть2. Повседневность – сфера страстей




Часть2. Повседневность – сфера страстей

Глава 1. Темное и светлое мировосприятие:

          разные способы видеть мир

 На предыдущих страницах я уже говорила о том, как мощно влияет на облик повседневного мира личности система ее соб­ственных мировоззренческих установок. Человек, ориентиро­ванный на Потустороннее, видит реальность no-одному, ори­ентированный на жизнь, — по-другому. Иерархия ценностей, и в особенности верховные ценности, конституируют повсед­невную действительность, поэтому одна и та же жизнь, яв­ленная разным людям, как бы разбивается на относительно самостоятельные миры. Конечно, в повседневной жизни дей­ствуют принципы, выявленные социологами-феноменологами как важнейшие условия коммуникации: принцип взаимозаме­няемости точек зрения и представление о том, что единство цели позволяет считать индивидуальные различия несущест­венными, и все же эта практическая возможность взаимопо­нимания не устраняет несоизмеримости субъективных «все­ленных».

Индивидуально-личностные интерпретации интерсубъектив­ной реальности существуют не только на уровне ее осмысле­ния, рационального понимания или бессознательной установ­ки. Для них характерна эмоциональная форма, переживание, которое дано субъекту непосредственно, и в то же время не скрыто от его сознания, что позволяет делать его предметом последующей рефлексии. Переживание — живой противоре­чивый процесс, оно может выливаться в форму страсти, мощ­ного неудержимого чувства, но может, будто вода, пропиты­вать все мироощущения человека, пребывать с ним постоян­но. Длительные и устойчивые эмоциональные состояния, спле­таясь с другими составляющими внутреннего мира, образуют определенные типы сознания.

В психологии общепризнанным является деление эмоций на положительные и отрицательные. Положительная эмоция определяется г. а к состояние, которое субъект старается длить, воспроизводить, в то время как отрицательная — то состоя­ние, которое он старается свести к минимуму. На физиоло­гическом уровне выявлены центры в мозгу, «заведующие» нашим субъективным «раем» и «адом». При изучении эмоций психологи выяснили также, что отрицательных эмоций у че­ловека гораздо больше, чем положительных, они более диф­ференцированы, конкретны, в то время как положительных Меньше, и они абстрактны, расплывчаты. Как считает А. Н. Лук, можно говорить о 24 положительных эмоциональных переживаниях и 70 отрицательных[27].

Отрицательные эмоции переживаются более интенсивно, вызывают ярко выраженные физиологические реакции и имеют больший арсенал языковых выражений для своей верба­лизации. Интересно то, что положительные переживания обыч­но связаны с интенцией вовне, с направленностью на объект,, со стремлением к внешнему миру, в то время как отрицатель­ные направляют внимание человека внутрь, на собственно субъективный компонент эмоций, как бы ориентируют его на самопогружение. Между положительными и отрицательными: эмоциями существует некая «нейтральная полоса», куда ино­гда помешают эмоции без ярко выраженного «знака», на­пример, удивление, и другие состояния, по большей части свя­занные с познавательным процессом.

Если в мировосприятии человека устойчиво доминируют положительные эмоции, если они составляют основной фон всей его жизни и деятельности, можно говорить о его светлом мировосприятии, если же на первый план выходят гнетущие,, тягостные переживания, тоскливые настроения, мрачные пред­чувствия, то такой тип мировосприятия можно назвать темным.. Сама избранная нами в данном случае терминология имеет свои историко-культурные корни. В мировой мистике «свет» («светлое») связывается с приобщением к Богу, к Абсолюту и ассоциируется с несказанным блаженством, великой радостью. «Темное» («черное») характеризует «изнанку» мира, дьяволь­щину, злые, богоборческие силы. Кроме того, слова «темное» и «светлое» и в обыденном языке употребляются в смысле «плохое» и «хорошее». Например: светлые мечты, темные же­лания. Светлое мировосприятие — мажорное мировосприятие,, жизнерадостное и жизнеутверждающее, в то время как тем­ное — минор, тоска, депрессия.

Разумеется, в ходе жизни каждый человек постоянно пе­реходит от одних эмоциональных состояний к другим. Это диктуется конкретными обстоятельствами, реальной ситуаци­ей, победами и провалами, потерями и приобретениями. Не­даром говорят: «кто всегда ясен, тот просто глуп». Кроме того, эмоциональные состояния сложны и неоднозначны. Мы можем говорить о «светлой печали», «горькой радости», впра­ве вспомнить и о людях, упивающихся собственными страда­ниями, т. е. черпающих положительные эмоции из отрицатель­ных. Ивсе-таки, мне кажется, различие темного и светлого мировосприятия имеет право на существование. Его жизнен­ность иллюстрируется и житейскими, и литературными при­мерами. Различие этих типов видения мира прекрасно выражено в шутке о двух лекторах, один из которых сказал, что «зал наполовину пуст», а другой, что он «наполовину полон». Объективная констатация факта, что в зале занята половина кресел, уступает здесь место эмоциональным оценкам, одна из которых ставит наличному положению вещей знак минус, а другая — плюс. «Светлое» и «темное» мировосприятие воплощено в образах доктора Панглосса из Вольтеровского «Кандида» (здесь оптимизм, как известно, доведен до кари­катурных форм) и ослика Иа из сказки А. Милна, находяще­гося постоянно в печали и унынии.

Феноменология светлого и темного мировоcприятия как двух противоположных моделей повседневной реальности весьма обширна, и включает в себя разнопорядковые явления, не сво­димые друг к другу. Так, применительно к темному мировос­приятию можно говорить о мрачном пессимизме, о возвышен­ном трагическом сознании (а в его рамках — об оптимисти­ческой и пессимистической трагедии), об отягощающих чело­века страхе, стыде, недоверии; о гневе и агрессивном неприя­тии действительности, переходящем в разрушительность; о зависти, отчаянии и т. д. Все эти формы могут сопровождать жизнь человека, выливаясь внешне в совершенно различные типы поведения, в зависимости от нравственных устоев лич­ности. Аналогичное разнообразие мы находим среди феноме­нов светлого сознания, хотя их, как мы уже выяснили, вcе - таки меньше. Попытаемся рассмотреть «темное» мировос­приятие на примере противоречивого трагического сознания, выяснить экзистенциальные причины его существования, его мотивы и основные темы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...