Часть2. Повседневность – сфера страстей
Часть2. Повседневность – сфера страстей Глава 1. Темное и светлое мировосприятие: разные способы видеть мир На предыдущих страницах я уже говорила о том, как мощно влияет на облик повседневного мира личности система ее собственных мировоззренческих установок. Человек, ориентированный на Потустороннее, видит реальность no-одному, ориентированный на жизнь, — по-другому. Иерархия ценностей, и в особенности верховные ценности, конституируют повседневную действительность, поэтому одна и та же жизнь, явленная разным людям, как бы разбивается на относительно самостоятельные миры. Конечно, в повседневной жизни действуют принципы, выявленные социологами-феноменологами как важнейшие условия коммуникации: принцип взаимозаменяемости точек зрения и представление о том, что единство цели позволяет считать индивидуальные различия несущественными, и все же эта практическая возможность взаимопонимания не устраняет несоизмеримости субъективных «вселенных». Индивидуально-личностные интерпретации интерсубъективной реальности существуют не только на уровне ее осмысления, рационального понимания или бессознательной установки. Для них характерна эмоциональная форма, переживание, которое дано субъекту непосредственно, и в то же время не скрыто от его сознания, что позволяет делать его предметом последующей рефлексии. Переживание — живой противоречивый процесс, оно может выливаться в форму страсти, мощного неудержимого чувства, но может, будто вода, пропитывать все мироощущения человека, пребывать с ним постоянно. Длительные и устойчивые эмоциональные состояния, сплетаясь с другими составляющими внутреннего мира, образуют определенные типы сознания.
В психологии общепризнанным является деление эмоций на положительные и отрицательные. Положительная эмоция определяется г. а к состояние, которое субъект старается длить, воспроизводить, в то время как отрицательная — то состояние, которое он старается свести к минимуму. На физиологическом уровне выявлены центры в мозгу, «заведующие» нашим субъективным «раем» и «адом». При изучении эмоций психологи выяснили также, что отрицательных эмоций у человека гораздо больше, чем положительных, они более дифференцированы, конкретны, в то время как положительных Меньше, и они абстрактны, расплывчаты. Как считает А. Н. Лук, можно говорить о 24 положительных эмоциональных переживаниях и 70 отрицательных[27]. Отрицательные эмоции переживаются более интенсивно, вызывают ярко выраженные физиологические реакции и имеют больший арсенал языковых выражений для своей вербализации. Интересно то, что положительные переживания обычно связаны с интенцией вовне, с направленностью на объект,, со стремлением к внешнему миру, в то время как отрицательные направляют внимание человека внутрь, на собственно субъективный компонент эмоций, как бы ориентируют его на самопогружение. Между положительными и отрицательными: эмоциями существует некая «нейтральная полоса», куда иногда помешают эмоции без ярко выраженного «знака», например, удивление, и другие состояния, по большей части связанные с познавательным процессом. Если в мировосприятии человека устойчиво доминируют положительные эмоции, если они составляют основной фон всей его жизни и деятельности, можно говорить о его светлом мировосприятии, если же на первый план выходят гнетущие,, тягостные переживания, тоскливые настроения, мрачные предчувствия, то такой тип мировосприятия можно назвать темным.. Сама избранная нами в данном случае терминология имеет свои историко-культурные корни. В мировой мистике «свет» («светлое») связывается с приобщением к Богу, к Абсолюту и ассоциируется с несказанным блаженством, великой радостью. «Темное» («черное») характеризует «изнанку» мира, дьявольщину, злые, богоборческие силы. Кроме того, слова «темное» и «светлое» и в обыденном языке употребляются в смысле «плохое» и «хорошее». Например: светлые мечты, темные желания. Светлое мировосприятие — мажорное мировосприятие,, жизнерадостное и жизнеутверждающее, в то время как темное — минор, тоска, депрессия.
Разумеется, в ходе жизни каждый человек постоянно переходит от одних эмоциональных состояний к другим. Это диктуется конкретными обстоятельствами, реальной ситуацией, победами и провалами, потерями и приобретениями. Недаром говорят: «кто всегда ясен, тот просто глуп». Кроме того, эмоциональные состояния сложны и неоднозначны. Мы можем говорить о «светлой печали», «горькой радости», вправе вспомнить и о людях, упивающихся собственными страданиями, т. е. черпающих положительные эмоции из отрицательных. Ивсе-таки, мне кажется, различие темного и светлого мировосприятия имеет право на существование. Его жизненность иллюстрируется и житейскими, и литературными примерами. Различие этих типов видения мира прекрасно выражено в шутке о двух лекторах, один из которых сказал, что «зал наполовину пуст», а другой, что он «наполовину полон». Объективная констатация факта, что в зале занята половина кресел, уступает здесь место эмоциональным оценкам, одна из которых ставит наличному положению вещей знак минус, а другая — плюс. «Светлое» и «темное» мировосприятие воплощено в образах доктора Панглосса из Вольтеровского «Кандида» (здесь оптимизм, как известно, доведен до карикатурных форм) и ослика Иа из сказки А. Милна, находящегося постоянно в печали и унынии. Феноменология светлого и темного мировоcприятия как двух противоположных моделей повседневной реальности весьма обширна, и включает в себя разнопорядковые явления, не сводимые друг к другу. Так, применительно к темному мировосприятию можно говорить о мрачном пессимизме, о возвышенном трагическом сознании (а в его рамках — об оптимистической и пессимистической трагедии), об отягощающих человека страхе, стыде, недоверии; о гневе и агрессивном неприятии действительности, переходящем в разрушительность; о зависти, отчаянии и т. д. Все эти формы могут сопровождать жизнь человека, выливаясь внешне в совершенно различные типы поведения, в зависимости от нравственных устоев личности. Аналогичное разнообразие мы находим среди феноменов светлого сознания, хотя их, как мы уже выяснили, вcе - таки меньше. Попытаемся рассмотреть «темное» мировосприятие на примере противоречивого трагического сознания, выяснить экзистенциальные причины его существования, его мотивы и основные темы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|