Глава 2. Влюбленность. Крылатый эрос
Глава 2. Влюбленность Крылатый эрос В жизни каждого человека бывает момент, когда надо оглянуться назад. Этот момент не обязательно переломный, роковой, судьбоносный. Просто всякое существо, обладающее сознанием и памятью, время от времени испытывает острое любопытство к собственному пройденному пути, перебирает бусинки воспоминаний: вот мои победы, вот досадные промахи, развлечения, увлечения, провалы... А вот — драгоценные из драгоценных — мои звездные часы. Оглядываясь назад, почти каждый может выделить среди текущих настроений и состояний, трудов и страстей золотые дни своих влюбленностей. Дни, озаренные особым светом. Были ли они счастливыми в полном смысле слова? Наверное, нет, ибо влюбленность бывала безответной, завершалась разочарованием, или не вырастала в любовь. Были ли они прекрасными? Конечно же, да. В те дни все виделось сквозь «волшебные очки» — самые лучшие очки в мире, помогающие увидеть другого человека таким, каким его задумал Бог. Вот почему я попробую описать, что же это такое Влюбленность. Рассказать о ней не как поэт, а как философ (хотя каждый философ в глубине души чуточку поэт). Может быть, нарисованная мною картина покажется близкой и вам, мои читатели, но если нет, это будет означать лишь то, что люди многоразличны, и богатство и разнообразие душ поистине неисчерпаемо. В моей юности по радио и на школьных вечерах часто звучали стихи, в которых была назидательная строчка: «Любовь — не вздохи на скамейке и не прогулки при луне». Мне и моим подругам стихи не нравились, от них попахивало классным собранием на морально-нравственные темы, а нам хотелось именно «вздохов на скамейке» и «прогулок при луне», чего-то необыкновенного и таинственного, с чем связывалось в нашем сознании любовь, не отличимая от влюбленности.
Лишь потом, когда прошли годы, и все мы сделались безнадежно и бесповоротно взрослыми, явилось осознание того, что Любовь (если речь идет действительно о любви) — вещь очень серьезная. В сущности это то, о чем следует писать прозой, а не стихами. Поэзия схватывает лишь мгновения радости и печали, а любовь, измеряемая годами, достойна многотомного романа, где, как и в жизни, находится место всему: труду, служению, смирению. Любовь — нелегкая ноша, не всякий приобретает ее, но и не всякий справляется с нею. Многие из нас либо не повстречали, либо потеряли ее. Опыт — поучительный и печальный — разделил в моем сознании Великую Прозу Любви и Поэтическое Колдовство Влюбленности. Разделил, но не разорвал их органического единства. Для меня и теперь влюбленность — живое сердце любви, се свежий исток, родник, омывающий каждую клеточку, каждую грань сложных человеческих отношений. Однако влюбленность может составлять и особую, своеобразную действительность, мини-реальность, когда лик мира разительно меняется, и мы проживаем период, качественно отличный от того, что было вчера. А потом минувшая влюбленность остается позади, как прекрасная горная вершина, где ты однажды побывал, но к которой больше нет возврата. Что же отличает состояние влюбленности от всех иных состоянии человеческой души, что делает ее и притягательной, и опасной? Думаю, первый признак влюбленности —- восхищение, второй — индивидуальная, глубоко личностная направленность его на конкретного человека. Влюбленность — всегда индивидуальный выбор (даже если она приходит десятый раз! ), пылкий и требовательный, это маленький фейерверк, которым освещается жизнь. Николай Бердяев называл подобное чувство любовью-эросом, выводя это понятие из Платоновского учения об эросе — восходящей любви, любви к идеям, красоте, божественному совершенству. Правда, у Н. Бердяева любовь — эрос, связанная с восхищением и желанием взаимности, получает в конечном счете негативную оценку. Он не отвергает ее, но считает глубоко трагичной, в то время как истинно достойной полагает христианскую любовь, любовь-жалость, любовь ко всем, а не к избранному...
Я думаю, что такое противопоставление, хотя оно и достаточно традиционно для христианского мироотношения, не совсем основательно. Богу — богово, кесарю — кесарево. Крылатый эрос влюбленности существует так же реально, как снисхождение к слабым и сочувствие к страдающим. Они не отрицают друг друга, в обычной жизни нередко идут рука об руку, и тем важнее своеобразие каждого из них. Разницу между ними весьма чутко чувствует любой человек, который хоть раз задавался вопросом: любят меня или всего лишь жалеют? И насколько радостнее ему, если ответ — «Любят! » Значит, избирают из многих, значит, надеются на лучшее во мне, значит я — не нищий, а принц, и влюбленному нужны крылья, чтобы подняться ко мне! Влюбленность означает, что именно с этим человеком я ощущаю минуты радости даже в самых трудных, скучных и печальных обстоятельствах. Почему-то считается, что в браке любовь-эрос непременно гибнет (очевидно, по принципу «для лакея нет героя»). Клайв Льюис, известный английский эссеист, кротко и терпеливо уговаривает своих читателей смириться с тем, что влюбленность уходит, как и молодость, зато остается союз, поддерживаемый волевыми усилиями, привычкой. «Влюбленность — вещь хорошая, но не наилучшая», — а, стало быть, можно прожить и без нее. Прожить-то конечно можно, только как? Без влюбленности, без восхищения своей «половинкой» брак превращается в выполнение долга, в рутинный быт, в лучшем случае — во взаимопомощь, потому что даже искренняя дружба несет на себе отпечаток взгляда через «волшебные очки». Утеря влюбленности, очарованности индивидуальностью близкого человека, может быть, самая тяжелая утрата в семейной жизни, самая страшная брешь, нанесенная ей обыденностью. Страшная, но необязательная. Семьи, в которых влюбленность сохраняется всю жизнь, существуют. Много ли их? — скептически спросит читатель. Немного. Впрочем, как на свете вообще немного всего настоящего. Рискну утверждать: пожизненная влюбленность, превозмогшая испытания повседневностью, — вернейший признак истинной и счастливой любви.
Замечу, что хотя чаще всего о влюбленности говорят применительно к отношениям мужчины и женщины, сама она, как духовный феномен гораздо шире. Можно быть влюбленным в своих родителей или своего ребенка, испытывать благоговейный восторг перед учителем, восхищаться и тянуться к другу или подруге. Влюбленность не знает возрастных границ, Это не детская болезнь, с необходимостью уступающая место ядреному взрослому здоровью, лишенному всяческих восторгов и иллюзий. Влюбиться способен любой человек, у которого не уснула душа. «Волшебные очки влюбленности» — вещица хрупкая, их очень легко сломать, но тот, кто умеет носить их, оказывается как бы вне течения времени. Разумеется, влюбленность старика или старушки и юноши или девушки отличается рядом нюансов, но ей-богу, только нюансами. Я знала пожилых людей, способных так светло очаровываться и видеть своих избранников так поэтически, что им могли позавидовать молодые. И это не были люди масштаба великого Гете, которого обычно приводят как пример живости чувств. Обычные наши отечественные бабули и дедули. Но души их были живыми и юными, не соответствовали бренному телу. В то же время можно быть календарно молодым, и совершенно, абсолютно мертвым внутренне. Все печальники русской литературы — это люди, не способные влюбиться, оттого и маются, и ищут смерти. Невозможность влюбиться (или быть влюбленным) — свидетельство того, что человек изнутри покрылся корой, одеревенел, не способен видеть чужую индивидуальность, отличать, выбирать, не может удивляться и не желает тянуться вверх. Повторяю: влюбленность — взлет, притяжение высоты, той манящей высоты, которой обладает в наших глазах Другая Личность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|