Трагическое сознание
Трагическое сознание — тип сознания, широко распространившийся в XX веке. Мы все так или иначе причастны к его надрывности, его безумным надеждам, страстным самообманам и апокалиптическим предчувствиям. Трагическое — нерв нашего столетия, породившего книги А. Камю и Ф. Кафки, картины П. Пикассо и С. Дали, создавшего реальный фашизм и полную драматизма советскую историю. Но что такое трагическое сознание? Как расшифровать термин «трагическое» применительно не к театральным подмосткам, а к реалиям действительности? Со словом «трагическое» сразу ассоциируется нечто грозное, мрачное, глубоко печальное, но в то же время — возвышенное. Истинный трагизм высок, в нем есть дерзость и пафос, отчаяние и отсвет духовного взлета. В этой «полетности», некоей экзистенциальной удали явно просматривается отличие трагического переживания от пессимизма. На первый взгляд, пессимизм и трагичность — явления одного ряда.. Это типы сознания, приписывающие действительности знак минус, преломляющие мир через такие эмоциональные состояния, как тоска, страх, безнадежность, предчувствие гибели,, вина, одиночество, бессмысленность и т. д. Однако трагическое сознание резко отличается от пессимизма своей глубинной двойственностью, внутренней противоречивостью, саморазорванностью. Пессимизм целостен, это однозначно негативная оценка бытия: мир плох, несовершенен, история бессмысленна, ее ждет дурной конец, реальны лишь страдания, а наслаждение — обман. Никаких разночтений, ненужных рефлексий, никакой суеты. Вердикт вынесен и пересмотру не подлежит. Пессимизм песет в себе смирение по отношению к несовершенству мира, покорность перед его несправедливостью и жестокостью: «Что поделаешь, такова жизнь... ». И поскольку жизнь такова, классический восточный пессимизм — буддизм, и его западный восприемник А. Шопенгауэр, предлагают бестрепетно сделать один-единственный разумный, с их точки зрения, вывод: угасить желания и волю к жизни. Уснуть. Раствориться в нирваническом «ничто». Тогда, разумеется, никаких проблем. Именно поэтому один из великих гуманистов XX века А. Швейцер называл пессимизм пониженной волей к жизни. Чтобы делать пессимистические выводы, надо уже заранее потерять душевную энергичность и «упругость», угаснуть, покориться.
Совершенно другую картину являет трагическое сознание. Это сознание борцов и бунтарей, восстающих против фундаментальных основ бытия, которые заведомо неподвластны человеческой воле и человеческому действию. Это сознание тех, кто внутренне не смирился, кто посягает на основы как Универсума, так и своего собственного «я», если они не устраивают человеческую душу. Трагическое сознание всегда имеет два полюса: отрицание и утверждение, безнадежность и надежду, униженность и гордыню. Да, мир плох, даже ужасен для человека, — как бы говорит трагическое сознание, — но это не причина для согласия со злом, героика возможна даже в обреченности, и, может быть, именно тогда она особенно ценна. Трагическое сознание — манифестация абсолютных прав субъективности, ее несмирения и ее бесконечного страдания перед лицом многократно превосходящих ее сил. Это вызов слепому року, моральное отрицание дисгармонии, неприятие мира, где господствует смерть и гибель ценностей, и в то же время — явная или тайная мечта о лучшем. Пессимист не мечтает, а просто уходит от мира. Обладатель трагического мировосприятия остается на своем месте до конца, пытаясь найти выход из безвыходности и, солнце во мраке. По мнению ряда авторов XX века, трагичность — неизбежный спутник человеческого сознания вообще[28]. Наше существование изначально трагично, этот трагизм коренится в самом способе нашего бытия, и потому неотъемлем от нас. Трагизм определяется наличием в человеческой жизни смыслов. Наша конечность, отграниченность от действительности и других существ, неизбежно частная точка зрения порождают для нас противостояние субъекта и объекта, «я» и «другого», заставляют осмысливать бытие в категориях начала и конца, жизни и смерти. Те субъективные «фильтры», через которые мы воспринимаем мир, создают универсум как смысловой, семантический, вызывающий всю гамму переживаний, свойственных индивидуальности, которая вычленила себя из объективной безбрежности Абсолюта. Человек, «интендирующий смыслы», — существо глубоко одинокое, оторвавшееся от пуповины Универсума, маленький младенец Вселенной, слабый и неразумный, но осмеливающийся несмотря ни на что утверждать свое трагическое право на отдельность, неслитность, самостоятельность перед лицом Континуальности и Бесконечности, Вечности и Необходимости. Именно из этого проистекают основные «темы» трагического сознания.
Тема фатальности судьбы и груза человеческой ответственности за собственные поступки — одна из наиболее древних трагических тем, запечатленных в образе царя Эдипа. Эдип вступает в единоборство с роком, пытается, исходя из своих нравственных человеческих представлений, вести себя соответственно моральным нормам, однако терпит сокрушительное поражение и несет всю полноту воздаяния за содеянное. Он виноват без вины и наказан за виновность, причина которой — не он сам. Все совершается помимо его сознательной воли, но его же собственными руками. Его трагедия — в бессилии совладать с предписаниями судьбы, в столкновении морального требования и внеморального закона. В XX веке тема судьбы и взаимоотношений с ней поднималась в работах философов-экзистенциалистов. Слепая судьба помещает человека в определенную эпоху, страну, семью (он об этом не просил! ), мы оказываемся заброшенными в бытие и, казалось бы, не отвечаем за несовершенство мира, и все же на нас грузом лежит «экзистенциальная вина». Живя в этом мире (приняв его! ), мы как бы санкционируем его существование и, стало быть, берем на себя бремя ответственности за то, что мир таков. Как говорит М. М. Бахтин, у нас нет «алиби в бытии», мы отвечаем перед ближними и дальними, перед Богом и людьми, отвечаем за свои поступки и помыслы. Нам не избежать и ответственности перед самим собой, а попытка свалить эту ответственность на рок, судьбу, законы, обстоятельства категорически не принимаются во внимание.
Тема судьбы и ответственности имеет не менее трагедийный накал, когда речь идет о расхождении в деятельности человека цели и результата. Поколения русских революционеров искренне полагали, что служат великому делу освобождения родины от эксплуатации и гнета. Множество честных людей в нашей стране «служили делу партии», не жалея своего здоровья и сил, потому что ориентировались на вполне благородные цели: свобода, братство, материальный и духовный расцвет. Но «исторический фатум» пел свою песню, далекую от субъективных иллюзий и надежд, он вел наличное общество не к расцвету, а к распаду, и когда речь идет о том, что теперь тысячам людей твердят «вы виноваты», это истинная трагедия и подрыв их жизненных основ. «Прозрение» — особенно позднее — всегда трагично, впрочем, как и «прозрение» будущего, которое все равно не можешь изменить. Вторая важная тема трагического сознания — раздвоение человека между его «высшей» и «низшей» природой: чувственным и духовным началом, удовольствием и смыслом. Далеко не всякий автор может сказать, как это сделал Клайв Льюис: «Высшее не стоит без низшего». Многие великие умы, задающие тон в духовной жизни своего времени, не способны на компромиссы, или же невозможность компромисса заложена в той системе ценностей, которой они предаются безраздельно. Так, аскетический, монашеский идеал, символизирующий полноту духовной жизни (христианской, индуистской или какой-либо другой) категорически отвергает плотские радости, приобретающие в этом случае облик «дьявольских соблазнов», греховных устремлений и низких корыстных побуждений. Пример Л. Толстого или М. Ганди показывает, сколь драматичными являются борьба с человеческой природой, попытка перекроить ее по «чисто духовному образцу», восстать против требований естества.
Однако противоречие между социально-ценностным и чуветвенно-страстным может приобретать и другой вид. Это показал З. Фрейд в образе трагически-разорванного «я» обычного рядового европейца, отнюдь не стремящегося к религиозному Идеалу, но Желающего быть просто добропорядочным обывателем. Непосредственные эмоционально-чувственные побуждения, изгнанные в сферу бессознательного, и социальные нормы, образующие «супер-эго», вступают в непримиримый конфликт. «Эго» постоянно оказывается между молотом и наковальней. Тщась разрешить это противоречие между двумя равносильными побуждениями, оно изобретает иллюзорные миры, совершает побеги от собственных побуждений возвышает, сублимирует собственную природу, стараясь окончательно изменить ее ведущие черты, и никогда не побеждая. Очевидно, главный трагизм человека, если рассматривать его с позиций психоаналитика, состоит в абсолютной невозможности победить себя самого. Еще одно проявление трагизма, связанного со страстями, — в осознании их внутренней пустоты, когда они оторваны от смыслообразующих факторов. Погоня за наслаждениями как таковыми упирается в скуку самоповторов, в тоску и горечь, в желание найти смысл и идеал при полной невозможности по каким-либо субъективным причинам это сделать. Типичный пример трагедийного сознания мы находим, в «Мифе о Сизифе» Альбера Камю. Писатель совершенно явственно осознает ущербность действительности, лишенной Бога, высших ценностей, ведущих социально значимых и этически важных ориентиров. Он страдает от этого и именно такую бездуховность называет абсурдностью. Однако принятая им точка зрения «рационалиста» запрещает ему усматривать в действительности, существующей помимо нашего индивидуального сознания, наличие ценностных Абсолютов. Вслед за Ф. Ницше он считает подобный взгляд единственно честным, не затуманивающим голову сладкими иллюзиями. Посадив себя в рационалистически-нигилистическую клетку, Камю тоскует об идеале, об ориентирах-опорах. Его Сизиф безысходно трагичен, ибо не может найти единственный смысл — смысл собственного бессмысленного усилия, он не верит именно в то, о чем взыскует. Если трагедии неверия подвержены атеисты и нигилисты, то у религиозного сознания свои противоречия и проблемы, свой путь душевных мук, не имеющих окончательного разрешения. Так, трагичным для верующего выступает осознание глубочайшего разрыва между великим, всемогущим Богом и конкретными преходящими вещами, смертными, грешными, несовершенными. С этим невозможно согласиться, это трудно принять как данность. О трагической бренности, виновности и падшести перед лицом Бога всего, что наполняет нашу повседневную жизнь, мучительно размышляют многие крупнейшие авторы: Августин Блаженный и Б. Паскаль, С. Къеркегор и В. Соловьев, Л. Шестов и К. Барт. Как любить конкретных людей, когда они — лишь бледная тень идеала? Как сносить старение и умирание любимых — эту печать греха на материальном мире? Как поднять сию бренную действительность до ее совершенного прообраза в Божественном уме? Как снять с нее проклятие и вырвать из бездны гордыни и пагубного своеволия?
Христианство и авторы, воспитанные в христианской культуре, дают на эти вопросы ответы, также ведущие нас по пути трагизма и страдания. Выход — в покорности Богу, в снискании Божественной благодати, которая постигается в страхе и трепете. Путь к блаженству пролегает через страдание, страх, тревогу. Совсем иначе пытаются разрешать коллизию между вечным и преходящим авторы-индуисты. Они ищут ее решение за рамками трагического сознания, через сознательный выход из него. Постижение ананды (блаженства), лежащей в сердце вещей, за их внешними, преходящими чертами, связано с отрешенной бытийной радостью, спокойствием, любовью. Величайшей трагедией для людей выступает внешнее (со стороны общества) или внутреннее (путь разочарования) разрушение той ценностной системы, которая лежала в основе их мировосприятия, деятельности, жизненной ориентации. Для многих это фактически крушение мира. Внешнее разрушение принятой системы ценностей осмысливается как трагическая несправедливость, посягательство на святыню, и требует от человека отстаивания попранных ценностей. Это ведет к сознательному самопожертвованию (символическому или реальному), уничтожению самого себя вместе с разрушенной ценностной структурой или гибели в борьбе за ее восстановление. Внутреннее крушение ведущих ценностей дает другой вариант трагизма: чувство потерянности, уничтожение значимости собственного «я», глубокое одиночество и переживание бессмысленности жизни. Пути выхода из такого рода трагических ситуаций предлагают авторы-психоаналитики, в частности Э. Фромм, который подчеркивает вредность полного отождествления себя с-той или иной законченной ценностной структурой. Если ты живешь в модусе «иметь» и «владеешь» некими ценностными представлениями как целостной и неподвижной вещью, то ее всегда можно у тебя отнять, а тебя разрушить как «владельца». Трагизм преодолевается лишь на путях открытости, способности меняться, адаптироваться в новых условиях, изменчивом потоке бытия. Однако многим и многим людям такой выход не доступен. Они живут и погибают, руководствуясь трагическим сознанием, полностью и навсегда идентифицируя себя с уходящими в прошлом жизненными ориентациями. Третью тему трагического сознания, которую я хочу осветить здесь, можно назвать «индивидуальность и обезличенный мир». Речь идет о глубоком безысходном одиночестве человека, как правило, творца — художника, писателя, философа — в повседневной жизни, где все заняты решением прагматических задач и осмысливают действительность в рамках принятого стереотипа. Трагедия непонятости, отсутствие адекватного контакта с окружающими, невозможность в связи с этим в полной мере реализовать себя — удел таких оригинальных натур. Своеобразие рождается в одиночестве, но оно и ведет к одиночеству. Оригинальная индивидуальность ищет выход к Другим, строит духовные и эмоциональные мосты, но все они обрушиваются, потому что то ли значимый Другой оказывается измысленным (плодом поэтической фантазии), то ли этот Другой, даже реально обладающий всевозможными достоинствами, не в силах проникнуть во внутренний мир необычной личности. Очень точно трагичность такой ситуации выразила в своих стихах М. Цветаева: Что мне делать, слепцу и пасынку В мире, где каждый и отч и зряч, Где по анафемам, как по насыпям Страсти! — Где насморком Назван плач! Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший — сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью В мире мер? Трагедия оригинального мировосприятия в принципе неразрешима и оттого становится еще острее. Or чего же зависит жизнь трагического сознания, широта распространения его основных сюжетов, его глубина и интенсивность? Эти вопросы требуют серьезного углубленного исследования, однако я назову по крайней мере три момента, влияющих на то, погружаются люди в переживание трагизма илиже смотрят на жизнь иными глазами. 1. Характер эпохи. Как известно, переломные эпохи, когда рушатся прежние ценности и социальные установления, порождают мощный всплеск трагического мирочувствования. Спокойные периоды исторического развития (разумеется, относительно спокойные! ) в массе настраивают людей на более 2. Тип человека, темперамент, характер. Можно предположить, что меланхолические и холерические натуры более склонны вносить элементы трагического сознания в жизнь, нежели уравновешенные флегматики и бравурные сангвиники. Переживание трагизма свойственно любому человеку, но устойчивое видение мира через призму трагизма не может 3. Установки сознания. Каждый из нас может сужать или расширять сферу трагического в своей жизни, делать его пребывание в нашей душе более или менее постоянным. Это зависит от того, как мы оцениваем трагическое сознание. Если у нас есть сознательная или бессознательная установка на Так вопрос о трагическом сознании последовательно ведет к феномену Светлого сознания, ибо только такой подход сможет достроить до целостности картину эмоционально-ценностной жизни человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|