Как вернуть «Детский взгляд»?
Итак, Взрослый взгляд на мир — это не только приобретение, но и потеря. Накапливая опыт, формируя свое неповторимое индивидуальное «я», осуществляя свое призвание, мы вынуждены платить утратой непосредственности и жизнерадостности, утратой волшебства. Наверное, поэтому взрослость, когда она становится стопроцентной, похожа на болезнь, симптомами которой являются скука, робость (как следствие полного понимания всего спектра необходимостей), вялость чувств, унылый прагматизм, лишающий мир покрова таинственности. Но всякую болезнь нужно лечить, пока она не стала губительной. Конечно, было бы нелепо призывать взрослость отбросить душевный багаж, накопленный годами трудов и переживаний, и «впасть в детство». Да это и невозможно. Возвращение к детскому взгляду должно быть не инволюцией, не бесплодной попыткой вернуть прошлое (которое в принципе невозвратимо). Обращение к Детскому взгляду, восстановление, пусть на совсем короткий период, черт детского мировосприятия призвано сыграть роль волшебного лекарства, живой воды, смывающей ту неизбежную пыль, которой покрывается душа, прошедшая по жизненным дорогам. Возвращение хоть на миг к детскому взгляду — акт обновления. Но как произвести этот таинственный акт? Очевидно, нельзя начать вести себя как дитя: капризничать, позволять себе неконтролируемые эмоциональные вспышки, спонтанные, ничем не скованные поступки. Это будет приобретением лишь поведенческой инфантильности. Возвратившись во «взрослое» поведение, «внутренний ребенок» может наломать дров, ибо он — могучее начало, связанное с силами подсознания, с теми подвалами нашего «я», где как вино в бочках бродят самые разные импульсы и страсти.
Может быть, следует больше играть, пытаться активизировать Детский взгляд через практическое обращение к тому виду деятельности, который занимает такое большое место на первых этапах нашей жизни? Однако игра игре рознь. Азартные игры, связанные с прагматическими моментами, вряд ли вернут нам детскую красочность и незамутненность мировосприятия, ибо они ориентированы на деньги, наживу, непременное верховенство, фактически на разновидность «взрослой власти», которая желает довлеть и поэтому всегда не в ладу с миром. В этом смысле модные нынче коммерческие игры для детей, приучающие их к занятию бизнесом, возможно, и дают детям ряд умений, но гораздо раньше отлучают их от детства, пропитывая «принципом полезности» даже тот нежный возрастной этап, когда человек способен быть максимально бескорыстным и открытым действительности. Другое дело — игры спортивные, а также разного рода викторины, состязания, преследующие не собственно прагматические цели, но включающие момент соревновательности. Й. Хейзинга подчеркивает в своей знаменитой книге, посвященной игре, что такого рода игра очень близка к ритуалу, для нее создается некое сакральное пространство, будь то теннисный корт или шахматная доска. Именно в этом «игровом пространстве» и должна твориться мистерия, уводящая человека от привычной повседневности, позволяющая ему покинуть заботы обыденности и предаться состязательной полуритуальной игре. Идущая по заданным правилам в рамках «магического круга», игра как бы помещает играющего в иное измерение бытия, по крайней мере, на некоторое время. Обыденная жизнь остановлена, обременительным заботам объявлен антракт. Однако «игровое настроение лабильно по своей природе, — пишет Й. Хейзинга — В любую минуту обыденная жизнь может предъявить свои права, например, из-за какого-нибудь толчка извне, нарушения правил игры, либо изнутри самой игры из-за выпадения игрового сознания, разочарования, либо отрезвления играющих»[72]. Стоит добавить, что игровое настроение неизбежно кончается и тогда, когда время игры истекло, ибо игра как особое действо, как ритуал, как особого рода занятие не может охватывать всей жизни, а занимает лишь небольшую ее часть.
В некотором смысле это праздник, но не тот, «который всегда с тобой», а который закономерно кончается с достижением стрелкой часов назначенной точки. На спортивную площадку или в зал викторины приходят другие, а ты уходишь, и что именно унесешь ты в своей душе, зависит не от процесса игры, а от тебя лично. Судя по всему, мы не можем обрести столь желанную для нас новизну и прелесть детского взгляда через внешнее действие. Путь к собственной новизне — это все же путь внутрь, хотя выводит он на самые широкие просторы сегодняшней реальной жизни. Для многих эзотериков переход к «состоянию ребенка» тесно связан с молитвой и медитацией. «Когда вы начинаете медитировать, — пишет Шри Чинмой, — всегда старайтесь почувствовать себя ребенком. (... )... Ребенок — само сердце. (... ) Сначала почувствуйте, что вы — ребенок, а затем постарайтесь почувствовать, что вы находитесь в цветущем саду. Этот цветущий сад — ваше сердце... Если вы сможете оставаться в сердце, то начнете чувствовать внутреннюю мольбу. (... ) Когда ребенок взывает, немедленно его отец или мать приходят к нему. Если вы можете просить глубоко внутри себя покоя, света и истины, и если это — единственное, что удовлетворит Вас, тогда Бог, ваш вечный Отец и вечная Мать, обязательно придет и поможет вам»[73]. «Ребенок — сердце — непосредственность — непредвзятость взгляда» — именно такая взаимосвязь прослеживается в советах Шри Чинмоя. Несколько изменив направленность его поучения, можно сказать, что путь к открытию ребенка в себе лежит через сердце, через внутреннее отстранение от «ментальной суеты», через переживание надежды и перспективы. Для гуру образ ребенка — путь к сердцу и к Богу. Для неверующего, напротив, путь к собственному сердцу — путь к своему детству, а если при этом нам откликнется Бог, то можно лишь благодарить судьбу за неожиданное экзистенциальное открытие. Медитация на «духовное сердце» способна таким образом, раскрепостить наш Детский взгляд, стереть грязь и копоть с красок мира.
О возможности восстанавливать детское мировосприятие говорят и психологи. Они предлагают постепенную регрессию в воспоминаниях, мысленное возвращение назад не для того, чтобы стать «ребенком вообще», но чтобы ощутить с новой силой свое собственное детство. Так, у психолога Джаннет Рейнуотер есть упражнение, которое так и называется «Возрастная регрессия». Необходимо, расслабившись, вообразить экран, на котором «бегут назад годы твоей жизни, и ты можешь остановиться на любом и вспомнить минута за минутой какой-нибудь счастливый день детства. Утро, полдень, вечер, ничего не упуская. Необходимо восстановить как можно подробнее все детали этого дня, людей, которые тебя окружали, их имена, заботы, разговоры. Вспомнить, что ты ел и пил, и какая была погода, и какое настроение. Только тогда, сотканная из мельчайших деталей, вновь вспыхнет картина мира, увиденная детскими глазами, еще не затуманенными последующим неизбежно однобоким опытом. И свет ее распространится на настоящее, растечется по всем его уголкам. Если уловить в себе способность видеть мир своими собственными детскими глазами, она уже не исчезнет, останется с вами, из нее нельзя уйти, как с игровой площадки. Конечно, вновь открытый детский взгляд может и не сопровождать вас ежеминутно, но то, когда и сколько вы глядите на жизнь именно так, не зависит от внешних обстоятельств. Волшебный ключик располагается в собственной душе. Возможно, есть и другие способы возвращения детского взгляда, радостного обновления себя. Каждый волен искать их сам с тем, чтобы обыденная жизнь, наша повседневность никогда не превращалась в тоскливую обыденщину, но всегда была исполнена яркого солнца и глубокого смысла.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|