Дистанцирование ради творчества
Творческое мировосприятие требует отойти от привычного. Пока мы находимся в наезженной колее, воспроизводим одни и те же привычные действия, ритуалы, созерцаем один и тот же пейзаж, мир не может в полной мере заиграть для пас всеми своими смысловыми красками. Мы перестаем видеть вещи «сами по себе» и воспринимаем их в одном и том же единожды заданном ракурсе. Единственный доминирующий смысл, например, некая функция предмета, как бы устраняет все другие его смыслы, нивелирует поливариантность видения. Например, дорога, по которой проходишь каждый день. Можно воспринимать ее чисто функционально, тогда мы замечаем, скользкая ли она, где она пересекает трассу, подводит непосредственно к цели или нет. Необходимо ли такое восприятие? Несомненно, да. Иначе мы не сможем пользоваться дорогой как средством для достижения некоего пункта. Достаточно ли такого восприятия дороги? Да, если не выходить за рамки стандартной ситуации. Нет, если двигаясь по этой дороге, мы желаем избежать стандарта и чувствовать себя целостной личностью, творческим субъектом, а не «пешеходом, идущим из пункта А в пункт Б». «Дистанцирование взгляда» от дороги, взятой только как отрезок между двумя точками, позволяет нам увидеть травку на обочине, муравейник, вокруг которого кипит совсем отдельная от нас жизнь, заметить встречных пешеходов. Может быть, дорога станет для нас «дорогой к раю», если в конце пути нас ждет радость, или же «дорогой испытаний», если предстоит претерпеть трудности. Можно так отрешиться от привычного взгляда, что знакомые места покажутся увиденными впервые, и на мгновение возникает вопрос: «Где это я, куда иду? » (Такой эффект порой бывает, когда смотришь на фотографию родного города, сделанную фотографом в необычном ракурсе. Некоторое время невозможно понять, что это за стены, шпили, пока не возникает радостное удивление: да ведь это же место, где я живу... )
Уход из приевшейся точки наблюдения, смена угла зрения, дистанцирование («большое видится на расстоянии») —-все это «зрительные» обозначения для отхода от привычного,, взятого в более широком смысле слова. Чтобы увидеть новые грани мира, чтобы можно было творчески пережить его и творчески выразить свое переживание в произведении искусства, необходим побег от стандарта. Тем более, что стандарт не только лишает нас восприятия других сторон предмета, ко, нередко, вообще уничтожает видение. Того, к чему мы привыкли, мы вообще не замечаем. Становимся слепы. Часто бывает, что человек не замечает благ, которые имеет, любви, которая его окружает, комфорта, в котором протекает его жизнь. И не потому лишь, что он, человек, «плох», а потому, что никогда не отходил от привычного, пи с кем и ни с чем его не сравнивал, для того чтобы наличное рельефно обнаруживало себя. В этом случае, чтобы незамечаемые реалии были обнаружены (и осознаны как ценности! ) необходимы толчок, препятствие, контрастный фон. Сознание, видение, творчество просыпаются при выпадении из заданной схемы, при неожиданном сопоставлении прежде казавшихся знакомыми моментов, при их взаимной игре на фоне друг друга. Понимание необходимости такого дистанцирования для того; чтобы оживилось и заиграло творческое воображение, привела к возникновению понятия остранения, введенного В. Шкловским. Аналогичным понятием (и приемом) пользовался Б. Брехт. В. Шкловский считал, что нужно заменить эффект «узнавания» многократно виденной вещи на ее восприятие '«как бы впервые», для этого надо затруднить восприятие, намеренно продлить его. «Целью образа является не приближение значения его к нашему пониманию, а создание особого восприятия предмета, создание «видения» его, а не «узнавания»[61]. (Так, в театре для раскрепощения новых смыслов и открытия «вещей как они есть» используется целый ряд приемов. Это прежде всего разные способы разрушения самой «иллюзии реальности», свойственной театру, подчеркивание искусственности, нарочитости, придуманности театрального действа. На сцене прямо на глазах зрителей меняются декорации, исполнитель не перевоплощается в персонажа пьесы, а «держит дистанцию» по отношению к нему, применяются прямые обращения к публике, зонги, комментарии происходящего на подмостках. Все это позволяет открыть для зрителя творческую лабораторию авторов спектакля, выявить для них тонкий механизм создания театральной мистерии, дать возможность как бы соучастия в той истории, которая разыгрывается перед ними. Этот начатый в зале совместный творческий процесс «производства смыслов» продолжается и много после спектакля, когда те, кто видел пьесу, разошлись по домам, но продолжают переживать ее перипетии и думать о ней. Достаточно интересным выступает и будящий мысль прием «перспективы, уходящей в бесконечность», чаще всего имеющей вид «театра в театре». Этот прием предполагает, что
Важнейшим способом стимулирования творчества и освобождения нашего сознания от тенет привычки является одиночество или, вернее, добровольное 'уединение. Об уединении как способе вырваться за пределы давящего общественного мнения говорили немецкие романтики и американские трансценденталисты. Как известно, Генри Торо провел некоторое
Уединение, сознательное одиночество высоко ценят поэты. Вот как пишет об этом Р. -М. Рильке: «Есть только одно, что необходимо нам: это одиночество, великое одиночество духа. Уйти в себя, часами не видеться ни с кем — вот чего надо, добиться. Быть одиноким, как это с каждым из: нас бывает в детстве, когда взрослые ходят мимо, и их окружают вещи, которые нам кажутся большими и важными, и взрослые выглядят такими занятыми, потому что тебе непонятны их дела, И когда ты, наконец, увидишь, что всё их дела ничтожны их: занятия окостенели и ничем уже не связаны с жизнью, почему бы и впредь не смотреть на них, как смотрит ребенок, смотреть, как на что-то чуждое, из самой глубины своего мира, из беспредельности своего одиночества, которое само по себе есть труд, и отличие, и призвание? »[62]. Одиночество для Рильке — катализатор творческого видения, избавление от «картины мира», навязанной другими, это возможность: чувствовать видеть и мыслить по-новому, по-своему, так, как это можешь делать только ты. Обратившись к цитате из Рильке, мы затронули тему «детского взгляда», и именно ему будут посвящены мои дальнейшие размышления. Чаще всего люди нуждаются в «обновлении сидения» все-таки не ради приобретения «мира иного» и даже не ради творческого порыва (это удел художников), но ради восстановления жизнерадостности, смыслонаполненности, а приобрести их не так уж и просто. Думается, одним из способов «обновления своего «я» мог бы стать поворот сознания, который можно обозначить как возвращение Детского взгляда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|