! Ни одно чувство ребенка не должно быть отвергнуто и обесценено. Например, поломка игрушки для ребенка может быть катастрофой, а для взрослого – ерундой.
3. 199 Ситуация. Когда бабушка читает внучке Оле (5 лет) сказки, то удивляется, насколько жестокие вещи порой там описываются – разрубленное на куски тело, отсеченные головы, поедание детей. ? Напугает ли пятилетнюю девочку страшная сказка? Решение. Есть большая разница между прослушиванием книги и просмотром фильма. Чтение и слушание позволяют ребенку вызвать в своем воображении именно такие образы ужасного и жуткого, с которыми он может справиться. При просмотрах такая саморегуляция невозможна. Маленькие дети, кроме того, более внимательны, а потому и более чувствительны к тому, что они видят. 3. 99 Ситуация. Можно часто наблюдать, как взрослые делают замечания детям дошкольного возраста типа: «Не морщи лоб! »; «Не хмурь брови! »; «Не шмыгай носом! » и т. п. ? Является ли такое поведение ребенка следствием дурной привычки, плохого воспитания? ? Каким должно быть поведение взрослого в таких ситуациях? Решение. В данном случае мы имеем дело с так называемыми нервными тиками, которые могут быть простыми (зажмуривание), сложными (выражение лица радостное, испуганное и др. ), генерализованными (тик распространяется на все мышцы лица и верхнюю половину туловища). Большинство таких тиков имеют генетическую природу и передаются по наследству. Простые и сложные тики могут быть спровоцированы перенапряжением, стрессом, депрессией, сложной обстановкой дома, в школе, сильным испугом. ! При появлении нервных тиков нельзя ребенка ругать, а необходимо выявить причины и устранить их. Кроме того, нужно укреплять нервную систему ребенка. Тик – не повод для насмешек и нотаций. 3. 201 Вопрос. Почему, общаясь именно со сверстниками, даже непонятливыми, ребенок значительно больше расширяет свой словарный запас, чем при общении с родителями?
Ответ. Потребность быть понятым в общении, игре заставляет ребенка высказываться яснее и правильнее. В результате развивается речь. Обращенная к сверстнику, она становится более связной, понятной, развернутой и лексически богатой. 3. 202 Ситуация. Детям 5–6 лет показали фильмы. В них мужчина и женщина выполняли нетипичную для них (с точки зрения половой принадлежности) работу: мужчина был няней, а женщина – капитаном большого теплохода. После просмотра фильмов ребятам был задан вопрос: «Кто был няней, а кто – капитаном? » ? Дайте прогноз возможных ответов детей. Решение. В ответах детей будет утверждаться противоположное тому, что они видели буквально минуту назад на экране. Это объясняется тем, что дети хорошо усвоили типичные для каждого пола образцы поведения и социальные роли мужчин и женщин. 3. 203 Ситуация. Приемные родители, удочерившие девочку, покупали ей много игрушек. На вопрос: «Как ты в них играешь? » – Оля ответила: «Я на них смотрю». А когда ее спросили, почему она не разговаривает с куклами, девочка объяснила: «Они не живые! » ? О чем говорит неумение Оли играть в ролевые игры? Решение. Неумение играть в ролевые игры – свидетельство задержки интеллектуального развития ребенка, даже если он при этом умеет читать. 3. 204 Ситуация. В основе воспитания должны лежать не такие методы, как насилие, манипулирование, наказание, осуждение, а иной тип взаимоотношений, при котором происходит личностный рост, развитие творческой активности, снижение эмоциональной напряженности и конфликтности. ? Каким должен быть воспитатель? Решение. Воспитатель должен: ♦ быть искренним, быть с ребенком таким, каков есть на самом деле; ♦ принять ребенка без каких–либо условий, создать такую атмосферу, в которой малыш чувствовал бы себя естественно и непринужденно;
♦ быть эмпатичным – способным вжиться во внутренний мир ребенка, проникнуться его мыслями, чувствами, переживаниями; ♦ быть, что называется, человеком с высоким болевым порогом. 3. 205 Ситуация. Существуют две модели воспитания: 1) сконцентрированная на личности взрослого; 2) сконцентрированная на личности ребенка. ? Раскройте их принципиальные различия. Решение. 1. Модель, сконцентрированная на личности взрослого, – модель авторитарного воспитания. Дети учатся: ♦ подстраиваться под ситуацию; ♦ зависеть от внешнего контроля; ♦ зависеть от взрослого; ♦ подавлять свои чувства; ♦ подчиняться чужому влиянию; ♦ игнорировать наказания. В основе воспитания: ♦ авторитет; ♦ контроль; ♦ указание; ♦ наказание. 2. Модель, сконцентрированная на личности ребенка. Дети учатся: ♦ уважать себя и других; ♦ брать на себя ответственность за свои поступки; ♦ думать самостоятельно; ♦ адекватно выражать свои чувства; ♦ понимать других и сочувствовать им; ♦ свободно решать проблемы. В основе воспитания: ♦ активное слушание; ♦ обсуждение; ♦ ограничения; ♦ поддержка. 3. 206 Вопрос. Как осуществляется активное слушание при воспитании, сконцентрированном на личности ребенка? Ответ. Активное слушание: ♦ помогает взрослому интерпретировать чувства ребенка и «возвращать» ему их назад; добиваться того, чтобы ребенок лучше осознал чувства; ♦ помогает ребенку ощутить поддержку взрослого. Активное слушание сопровождается речью, улыбкой, кивком и другими действиями, выражающими согласие (или несогласие) с услышанным. 3. 207 Вопрос. Почему важно учить ребенка называть свои чувства? Ответ. Ребенок, который может точно описать то, что он переживает: ♦ скорее разберется в своих желаниях; ♦ скорее может быть понят другими; ♦ развивает свой словарный запас; ♦ обогащает свои мыслительные процессы; ♦ совершенствует свой коммуникативный опыт. Задача взрослого: ♦ понять чувства ребенка;
♦ помочь ребенку понять самого себя и в трудной ситуации облегчить его страдания. ! Ни одно чувство ребенка не должно быть отвергнуто и обесценено. Например, поломка игрушки для ребенка может быть катастрофой, а для взрослого – ерундой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|