Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие речевого дыхания. Развитие силы голоса. Развитие диапазона голоса. Мимические упражнения




Развитие речевого дыхания

Упражнения выполняются в положении сидя или стоя (дыхание четырехфазное).

• «Львенок греется». Вдох. Мягким долгим выдо­
хом (беззвучно произнося слог «ха») греем последо­
вательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени,
стопы, «хвост». Упражнение способствует разогре­
ву голосовых связок и всегда предшествует речевым
упражнениям.

• «Надоедливый комар». Руки вытянуть перед гру­
дью ладонями друг к другу. Вдох — руки развести в сто­
рону. Выдох — очень медленно («чтобы не спугнуть ко­
мара») соединяем руки, одновременно произнося звук
«з-з-з», затем следует резкий хлопок ладонями.

• «Морж». Ладони рук лежат на диафрагме, плечи
расправлены. Вдох. На одном выдохе произносим 5—10
звуков «ф», затем чередуем звуки «ф», «в». При произ­
несении каждого звука помогаем себе, прижимая диа­
фрагму.

• «Пушинка». И. п. то же. Вдох. На одном выдохе
произносим 3—7 слогов «фу». При произнесении каж­
дого слога помогаем себе, прижимая диафрагму.

• «Тряпичная кукла-2». Упражнение аналогично
дыхательному (Блок 3). При выдохе произносится не­
прерывный длительный звук «м».

• «Бамбук». Ноги на ширине плеч, туловище со­
гнуто и расслаблено. Вдох. На выдохе медленно вы­
прямляем позвоночник, представляя, что каждый по­
звонок — это звено молодого бамбука. Одновременно
прерывисто произносим звук «м», как бы посылая его в
каждый позвонок-звено.

• «Корни». Вдох. На выдохе после полузевка тянем
звук «а», представляя, что наши ноги превращаются в
корни деревьев и вместе со звуком уходят в землю.

• «Резиновый круг». Вдох. На выдохе произносим
звук «о», представляя себя кругом, который сдувается
(вначале громко, затем все тише и тише).

• «Фонарь». Вдох. На выдохе тянем звук «я», пред­
ставляя, что в груди находится столп света, который
вырывается наружу вместе со звуком.

• «Антенна». Вдох. На выдохе произносим звук «и»,
представляя себя длинной тонкой направленной вверх
антенной.




• «Разноцветный фонтан». Произносим 3—5 звуков
(«а, о, я, э, и»), представляя себя разноцветным фонта­
ном воды, который пробивается наружу.

• «Кто больше? ». Упражнение направлено на уве­
личение длины выдоха. Вдох. На выдохе произносятся
цепочки гласных звуков (далее открытые слоги с этими
же звуками):

а, ао, ау, аэ, аы, аоу, аоэ, аоы, аоуэ, аоуы, аоуэы; о, оа, оу, оэ, оы, оау, оаэ, оаы, оауэ, оауы, оауэы; у, уа, уо, уэ, уы, уао, уаэ, уаы, уаоэ, уаоы, уаоэы; э, эа, эо, эу, эы, эао, эау, эаы, эаоу, эаоы, эаоуы; ы, ыа, ыо, ыу, ыэ, ыао, ыау, ыаэ, ыаоу, ыаоэ, ыаоуэ.

Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи)

Развитие силы голоса

Все упражнения выполняются с соблюдением пра­вильной техники дыхания.

• Увеличение силы голоса {«а», «о», «у», «э», «ы»)\

аааааааа.

• Увеличение силы голоса (парные согласные):

ффффвввв.

• Уменьшение силы голоса («а», «о», «у», «э», «ы»)\

а а а а а а.

Уменьшение силы голоса (парные согласные):

ЗЗЗЗССсс.

• «Ухабы»:

УУУУУУУУУУУУУУУ, оооооОООООООооо.

• «Междометия». Произносим тише — громче:
«аи аи аи», «ой ой ой», «эй эй эй».

• «Имитации». Подражаем рычанию собаки («р»),
гудку парохода («у»), вою ветра («в»), жужжанию пчелы
(«ж»), писку комара («з»), насосу («с») и т. д., произнося
звуки тише или громче в зависимости от удаления объ­
екта.

Развитие диапазона голоса

Все упражнения выполняются с соблюдением пра­вильной техники дыхания.

• «Имитации». Подражание голосам взрослых жи­
вотных и птиц и их детенышей. Упражнение можно до­
полнить имитацией движений животных и птиц.

• Повышение и понижение голоса по схеме, в соот­
ветствии с движением руки логопеда (гласные, слоги).

• «Маляр». Имитируем движение маляра, который
красит забор, одновременно с движениями руки вниз-
вверх понижается и повышается голос.

• «Этажи». Выбирают любое односложное слово из
трех звуков (бом, дом, ... ). Логопед произносит его мак­
симально низко, затем предлагает ребенку произнести
его чуть выше, затем сам произносит еще выше и т. д.


Упражнение можно сопровождать показом картинки дома или подъемом на лестницу.

• «Сказки». Разыгрываем сказки по ролям («Три
медведя», «Маша и медведь» и др. ).

Раздел завершается работой над интонированнос -тью речи.

Мимические и артикуляционные упражнения

Мимические упражнения

Перед выполнением упражнений проводится мас­саж (самомассаж) лица. Теплыми 2, 3, 4-м пальцами, сложенными вместе, погладить лицо в направлениях: от основания шеи к подбородку, начиная со средней части шеи, от середины подбородка к мочкам ушей, от уголков губ к козелкам ушей, от носа к вискам, от сере­дины лба к вискам. Затем в этих же направлениях про­водится разминание, пощипывание, похлопывание. Заканчивается массаж легкими похлопываниями лица подушечками четырех пальцев.

Затем выполняются мимические упражнения, как то: нахмурить лоб, брови, зажмурить оба, один глаз, подмигнуть, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...