Описание представителей различных групп детей со стертой формой дизартрии
В качестве примера, иллюстрирующего состояние неречевых и речевых психических функций у детей с минимальной степенью нарушений, приведем данные обследования Оли Р., 5 лет 10 месяцев. Анамнестические данные: семья полная, социальная и речевая среды благоприятные, родители имеют высшее образование, ребенок воспитывался дома матерью. Девочка от первой беременности, протекавшей с токсикозом первой половины, первых срочных родов. Вес при рождении 3560 г, рост 51 сантиметр. Оценка по шкале Апгар 8/9 баллов. Сосала вяло, наблюдались срыгивания, нарушения сна и бодрствования. Раннее психомоторное развитие: удерживает голову с 2 месяцев; сидит с 6 месяцев; ползает с 7 месяцев (характер ползания: на животе назад); ходит с опорой с 10 месяцев, самостоятельно с 1, 1 года. Речевые функции: гуление с 3, 5 месяцев кратковременное, лепет с 7, 5 месяцев, первые слова с I года ле-петного характера, фразовая речь с 2 лет. Речевое развитие протекало с перерывами. Занятия с логопедом не проводились. Перенесенные заболевания: диатез, ОРЗ, ОРВИ, коклюш. Относится к группе часто болеющих детей. Наблюдалась у невропатолога с диагнозом: синдром повышенной нервной возбудимости. После 1 года снята с наблюдения. Данные неврологического обследования: легкая слабость конвергенции и аккомодации, легкая сглаженность правой носогубной складки, диффузное повышение тонуса (переменный тонус) в проксимальных и дистальных отделах конечностей, рефлексы орального автоматизма, отсутствие патологических стопных знаков, легкая интенция или мимопопадание при проведении координаторных проб. Диагноз: перенесенная в анамнезе перинатальная энцефалопатия, дистониче-ский синдром.
Данные ЭЭГ: паттерн ЭЭГ в пределах возрастной нормы, имеются легкие признаки дисфункции подкор-ково-стволовых структур. Данные нейропсихологического обследования: ведущее полушарие левое, выявляется функциональное нарушение межполушарного взаимодействия от ствола головного мозга. Данные логопедического обследования: девочка контактная, активная, самостоятельная в выполнении заданий, интерес к работе и внимание устойчивые. У ребенка отмечаются выраженные нарушения статики и реципрокной координации движений, а также легкая диссоциация между кинетическим и кинестетическим компонентами двигательного акта. Средняя оценка по результатам исследования — 2, 4 балла. Фонематический слух: выявлены нарушения при выполнении заданий (повторение скороговорок, определение, добавление, замена и перестановка звуков в слове). Средняя оценка за раздел — 2, 8 балла. Просодическая сторона речи: темповая и динамическая организация речи, модулированность голоса не нарушены, речь носит легкий назализованный оттенок, дыхание смешанное, длина выдоха 7—8 секунд. Оценка за раздел — 3 балла. Звукопроизношение: межзубный сигматизм свистящих звуков. Оценка за раздел — 3 балла. Лексико-грамматический строй речи: словарный запас соответствует возрастному уровню, отмечаются нарушения номинативной функции, трудности употребления сложных предлогов. Средняя оценка за раздел — 3, 8 балла. Связная речь: при составлении рассказов отмечаются нарушения, вызванные особенностями зрительного восприятия (вектор восприятия справа налево, сверху вниз). Образец рассказа по картине «Осторожно»: «Мама с двумя детьми вышла смотреть ледоход. Еще много людей собрались на берегу посмотреть. А мальчик лег на лед около берега. Дядя несет веревку, наверное, чтобы ему помочь. Другой дядя провалился в лед и не может из-за него выбраться. А-а-а! Дядя несет веревку для того, чтобы вытащить другого дядю, а не мальчика». Средняя оценка за раздел — 3 балла.
Зрительный гнозис: тенденция к инверсии вектора восприятия. Правильно опознала все реальные, наложенные, 4 зашумленных, 4 недорисованных изображения. При опознавании «химер» называла только правые и верхние их части: «бусы, ухо, ручка... ». Пространственные представления: инверсия вектора восприятия справа налево, при копировании фигуры Тейлора отмечаются координатные внутри рисунка, структурно-топологические и метрические ошибки (рис. 6). Средняя оценка за раздел — 2, 5 балла. Слухоречевая память: наблюдается замена слов близкими по звучанию («дрова» — «трава»), объем и прочность соответствуют возрастным нормативам. Зрительная память: отмечены реверсы фигур; объем и прочность соответствуют возрастным нормативам. Средняя оценка за раздел — 3 балла. Общая оценка по пяти разделам (доминирующие симптомы) — 2, 7 балла. При дифференцированном анализе у девочки выявляются преимущественные нарушения двигательной сферы, фонематического слуха, пространственных представлений. Общая оценка по трем разделам (вторичные нарушения) — 3, 2 балла. Заключение логопеда: стертая форма дизартрии. Девочка нуждается в логопедических занятиях с целью коррекции устной речи и пропедевтики нарушений письменной речи. Рекомендовано зачисление на групповые занятия. В качестве примера, иллюстрирующего состояние неречевых и речевых психических функций у детей с выраженной степенью нарушений, приводятся данные обследования Дениса Г., 6 лет (1-й класс массовой школы по программе 1—4). Анамнестические данные: семья полная, социальная и речевая среды благоприятные, родители имеют высшее образование, ребенок воспитывался дома матерью до 3 лет, с 3 лет посещал массовый детский сад. Мальчик от второй беременности, протекавшей с токсикозом первой и второй половины беременности, с угрозой выкидыша на 14-й неделе, ОРЗ во второй половине беременности, первых срочных родов со стимуляцией, гипоксией плода, синей асфиксией. Вес при рождении 3800 г, рост 53 сантиметра. Оценка по шкале Апгар 7/8 баллов. Сосал плохо, наблюдались срыгивания, тремор рук, подбородка, нарушения сна и бодрствования.
Раннее психомоторное развитие: удерживает голову с 2 месяцев; сидит с 6, 5 месяцев; ползает с 7, 5 месяцев (характер ползания: на животе вбок); ходит с опорой с 11 месяцев, самостоятельно с 1, 2 года. Речевые функции: гуление не отмечено, лепет с 7, 5 месяцев, первые слова с 1, 2 года лепетного характера, фразовая речь с 2, 5 лет (короткая фраза без предлога). Речевое развитие протекало скачкообразно. Занятия с логопедом с 5 лет по постановке и автоматизации звуков. Заключение логопеда: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Перенесенные заболевания: диатез, ОРЗ, ОРВИ, оспа, бронхит. Относится к группе часто болеющих детей. Наблюдался у невропатолога с диагнозом: ПЭП, гипертонический синдром. Проведено 2 курса массажа. По исполнении 1 года снят с учета. Данные неврологического обследования: легкое сходящееся (10 градусов) косоглазие за счет левого глаза, снижение конвергенции и аккомодации преимущественно левым глазом, сглаженность левой носогубной складки, тики лицевой мускулатуры, легкая девиация языка влево, умеренно повышенный по смешанному типу тонус, несоответствие мышечного тонуса в проксимальных и дистальных отделах конечностей, больше слева, умеренно выраженные рефлексы орального автоматизма, неуверенность при выполнении коорди-наторных проб (выполняет со второго-третьего раза) в сочетании с умеренной интенцией. Диагноз: перенесенная в анамнезе пренатальная энцефалопатия, гипертонический синдром, тикоидность.
Результаты ЭЭГ: умеренно выраженные признаки дисфункции подкорково-стволовых структур. Данные нейропсихологического обследования: ведущее полушарие левое, имеет место нарушение межполу-шарного взаимодействия от ствола головного мозга. Данные логопедического обследования: мальчик контактен, активен, самостоятелен в выполнении заданий, проявляется интерес к работе, внимание устойчивое. Выраженные нарушения статической координации движений. При выполнении пробы на реципрокную координацию отмечаются гипертонус в обеих руках, синкинезии языка и всего тела, приостановка дыхания, появление вычурных поз. При удержании статической позы языка обнаруживается гипертонус кончика языка, посинение, судорожные подергивания языка, приостановка дыхания. Выявляется отчетливая диссоциация между кинетическим и кинестетическим компонентами двигательного акта. Носогубные складки сглажены, ребенок не может моргать одним глазом, надувать щеки. Средняя оценка за раздел — 1, 7 балла.
Фонематическое восприятие: нарушено воспроизведение сложных ритмов. Трудности вызвало выполнение заданий: повторение скороговорок, слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также имеющих сложную слоговую структуру. Звукослоговой анализ и синтез: отмечаются трудности определения первого согласного и последнего гласного, «перевороты» слов — нос — сон, сравнение слов по звуковому составу (определение количества звуков в слове и нахождение 2, 3, 4-го звука, добавление звука в начало и середину слова, замены звука в начале и середине слова, перестановки звуков в слове), наблюдаются затруднения в синтезировании двусложных слов. Оценка за раздел — 2, 3 балла. Просодическая сторона речи: наблюдается нарушение темповой и динамической организация речи, мо-дулированности голоса, речь носит назализованный и смазанный оттенок, дыхание ключичное, длина выдоха 3—4 секунды. Оценка — 2 балла. Звукопроизношение: боковой сигматизм свистящих звуков, замена шипящих звуков дефектными свистящими в спонтанной речи. Средняя оценка за раздел — 2 балла. Лексико-грамматический строй речи: словарный запас соответствует возрастному уровню, отмечаются трудности называния и определения последовательности времен года, дней недели, нарушения номинативной функции, трудности употребления простых и сложных предлогов. Средняя оценка за раздел — 3 балла. Связная речь: отмечаются нарушения, вызванные инверсией вектора зрительного восприятия (справа налево). Пример рассказа по серии сюжетных картинок «Лягушки»: «Аист, нет, цапля, летает на озере. На ней лягушки висят, держатся за веревку. Здесь лягушки качаются на деревьях на качелях. А здесь они хотят поймать рыбку». Средняя оценка за раздел — 3 балла. Зрительный гнозис: инверсия вектора восприятия (справа налево). Правильно опознаны предметные реальные изображения, буквы; при назывании допущены словесные замены: «горка» — «норка», «кашка» — «чашка». Опознаны 4 зашумленных, 5 наложенных, 5 незавершенных изображений, 4 «химеры». Аналогичные результаты получены при опознавании букв. Пространственные представления: при копировании фигуры Тейлора (рис. 7) обилие координатных (реверс 90 градусов), структурно-топологических и метрических ошибок. Средняя оценка за раздел — 2 балла.
Слухоречевая память: отмечены асемантичные замены («кот» — «нот»), замена слов близкими по звучанию («дом» — «том», «игла» — «игра»), объем и прочность памяти сохранны, непосредственное воспроизведение дефицитарно по сравнению с отсроченным. Зрительная память: объем и прочность сохранны, отмечается дефицитарность непосредственного воспроизведения, перестановка фигур, реверс фигур на 90 градусов. Средняя оценка за раздел — 2 балла. Общая оценка за пять разделов — 2 балла. Общая оценка за три раздела — 2, 7 балла. При дифференцированном анализе у мальчика выявляются преимущественные нарушения двигательной сферы. Заключение логопеда: стертая форма дизартрии, группа риска по нарушениям письменной речи. Ребенок нуждается в проведении логопедических занятий по коррекции устной и пропедевтике нарушений письменной речи. Рекомендованы индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения и развитию просодической стороны речи, групповые занятия, консультация нейропсихолога. В качестве примера, иллюстрирующего состояние неречевых и речевых психических функций у детей с сочетанными нарушениями, приводятся данные обследования Славы С, 7 лет 7 месяцев (ребенок дублирует программу первого класса массовой школы). Анамнестические данные: семья многодетная, социальная и речевая среды неблагоприятные, родители алкоголизированы, ребенок воспитывался дома прабабушкой до 3 лет, на прием приведен старшей сестрой. Мальчик от седьмой беременности, пятых срочных родов со стимуляцией, гипоксией и гипотрофией плода, синей асфиксией. Вес при рождении 2600 г, рост 50 сантиметров. Оценка по шкале Апгар 7/8 баллов. Раннее психомоторное развитие: удерживает голову с 3 месяцев; сидит с 7 месяцев; не ползал; ходит самостоятельно с 1, 2 года. Речевые функции: фразовая речь с 2, 8 лет (короткая фраза без предлога). Занятия с логопедом не проводились. Перенесенные заболевания: ОРЗ, О РВИ, оспа, краснуха. Относится ко II группе здоровья. Наблюдался у невропатолога с диагнозом: ПЭП, задержка психомоторного развития. По исполнении 2 лет снят с наблюдения. Данные неврологического обследования: выраженная слабость конвергенции и аккомодации преимущественно за счет правого глаза, грубая асимметрия носо-губных складок за счет сглаженности правой носогуб-ной складки, выраженная девиация губ и языка вправо, гипотонус преимущественно в дистальных отделах конечностей, больше справа, грубые двухсторонние рефлексы орального автоматизма, мимопопадание при выполнении координаторных проб. Диагноз: перенесенная в анамнезе пренатальная энцефалопатия, легкая задержка психомоторного развития, гипотонический синдром. Результаты ЭЭГ: выраженная дисфункция диэн-цефально-стволовых структур, легкие признаки дисфункции коры преимущественно левого полушария. Данные логопедического обследования: мальчик контактен, малоактивен и несамостоятелен в выполнении заданий, интерес и внимание неустойчивые. Грубо нарушена статика движений. Дефицитарен динамический праксис. При выполнении пробы на реципрокную координацию отмечаются гипертонус в обеих руках, синкинезии языка и всего тела, приостановка дыхания, появление вычурных поз. При удержании статической позы языка обнаруживается посинение, миоклонии и миокимии в языке, приостановка дыхания. Сглажены носогубные складки, затруднено выполнение мимических движений. Средняя оценка за раздел — 1, 7 балла. Фонематический слух: трудности при выполнении практически всех проб. Правильно выполнены пробы: выделение часто встречаемого звука в тексте, выделение первого гласного и последнего согласного, синтез слов из 3 звуков. Средняя оценка за раздел — 1, 3 балла. Просодическая сторона речи: выявляется нарушение темповой организации речи, модулированности голоса (голос хриплый, грубый), речь носит выраженный назализованный и смазанный оттенок, дыхание ключичное, длина выдоха 3—4 секунды. Оценка — 2 балла. Звукопроизношение: межзубный сигматизм, замена шипящих звуков дефектными свистящими, пригубный ламбдацизм, ротоцизм. Средняя оценка за раздел — 1 балл. Лексико-грамматический строй речи: словарный запас в пределах обихода, обобщенные понятия не усвое- ны, 4-й лишний предмет не выделяет, путает признаки и последовательность времен года, суток, дней недели. Фраза развернутая, стереотипная, аграмматичная, отмечаются трудности употребления простых и сложных предлогов. Средняя оценка за раздел — 1, 8 балла. Связная речь: требуются наводящие вопросы и развернутая помощь взрослого, в рассказе отсутствуют связующие звенья, отмечается выраженная бедность словаря, множественные аграмматизмы. Пример* рассказа по сюжетной серии «Ежик»: «Кто здесь нарисован? » — «Ежик». — «Что он делает? » — «Стоит, нет, ходит». — «Что у него в лапах? » — «Платок такий, там покушать ему баба дала». — «Что ты видишь на этой картинке? » — «Другой ежик лег спать, листами покрылся. Нельзя на земле лягать». — «Что на этой картинке нарисовано? » — «Еще ежик гриб будет рвать и за иголки ложить». Средняя оценка за раздел — 1 балл. Зрительный гнозис: инверсия (справа налево, снизу вверх) и фрагментарность вектора зрительного восприятия. Пространственные представления: при копировании фигуры Тейлора отмечается левостороннее игнорирование, обилие реверсий, структурно-топологических, метрических ошибок, персеверации. Средняя оценка за раздел — 2 балла. Слухоречевая память: отмечена замена слов близкими по звучанию («игла» — «игра», «ночь» — «дочь»), наблюдаются асемантичные замены («лес» — «кис»), повышение смыслообразования («дочь легла спать»), * Здесь и далее рассказ приводится без изменений. перевороты слов («кот» — «ток»), объем слухоречевой памяти сужен, избирательность грубо нарушена. Зрительная память: нерезко снижен объем памяти, отмечаются нарушения избирательности, реверс фигур на 90 градусов (рис. 8). Средняя оценка за раздел — 2 балла. Средняя оценка по пяти разделам — 1, 8 балла. Средняя оценка по трем разделам — 1, 2 балла. Заключение логопеда: стертая форма дизартрии, сочетанная с ОНР III уровня. Рекомендованы индивидуальные и групповые занятия, консультация психоневролога с целью уточнения диагноза. Коррекция стертой формы дизартрии у дошкольников Психическое развитие детей со стертой формой дизартрии имеет свою специфику, поэтому при проведении коррекционных мероприятий необходимо учитывать как особенности развития высших психических функций у детей данной категории в целом, так и последовательность основных этапов формирования мозговой организации психических процессов и этапность развития каждой психической функции в онтогенезе. Коррекционная работа включает общие этапы работы для всех групп: развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики, зрительного гнозиса, пространственных представлений, просодической стороны речи, фонематического восприятия. Работа по постановке, автоматизации и введению в речь звуков проводится с детьми, у которых выявлены нарушения звукопроизносительной стороны речи. Для детей с выраженными нарушениями высших психических функций и процессов предусмотрена работа по устранению аномических проявлений в речи. Так как у детей со стертой формой дизартрии нарушены функции и процессы, участвующие в становлении письменной речи, в содержание коррекционной работы необходимо ввести занятия, направленные на профилактику нарушений чтения и письма. Последовательность работы жестко определена, поэтому необходимо соблюдать предложенные этапы и упражнения. Длительность каждого этапа может варьироваться, поскольку тяжесть нарушений у детей со стертой формой дизартрии различна. Занятия можно проводить как в группе (она набирается в соответствии со средними показателями по пробам), так и индивидуально. В отдельную группу входят дети, имеющие соче-танные нарушения: стертая форма дизартрии и общее недоразвитие речи II— III уровня. В этой группе работа по коррекции стертой формы дизартрии дополняется традиционными видами работы по коррекции ОН Р. Работа со всеми дошкольниками начинается с подготовительного этапа. На этом этапе совмещаются занятия по развитию двигательной сферы (общая, тонкая, артикуляционная моторика), постановке и автоматизации навыков правильного дыхания, развитию просодической стороны речи. Необходимо закрепление полученных на занятиях навыков в домашних условиях. Двигательная сфера
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|