Упражнения, выполняемые двумя руками вместе
Упражнения, выполняемые двумя руками вместе
1. «Ковшик». Обе ладони соединены ребрами на сто
ле, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются,
большие пальцы прижаты к указательным пальцам.
2. «Пароход». Обе ладони соединены ребрами на
столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкаса
ются, большие пальцы оттопырены вверх — труба па
рохода.
3. «Гнездо с яйцами». Обе руки соединены в том же
положении, что и в предыдущем упражнении, но боль
шие пальцы опущены внутрь.
4. «Крыша дома». Локти опираются на стол, ладони
направлены вверх, пальцы обеих рук плотно прижаты и
соприкасаются подушечками, кисти максимально раз
двинуты.
5. «Скворечник». Локти опираются на стол, ладони
направлены вверх, пальцы обеих рук немного согнуты
и соприкасаются подушечками, большие пальцы за
гнуты внутрь ладоней.
6. «Очки». Локти опираются на стол, пальцы обеих
рук собраны в кольцо и соединены.
7. «Ворота». Локти опираются на стол, ладони на
правлены вверх, подушечки среднего и безымянного
пальцев обеих рук соединены, указательные пальцы и
мизинец выпрямлены, большие пальцы плотно прижа
ты к указательным.
8. «Мостик». Локти опираются на стол, средний,
безымянный пальцы и мизинец обеих рук плотно при
жаты и соединяются горизонтально подушечками, ука
зательные пальцы вытянуты вверх, большие пальцы
прижаты к ним.
9. «Корни». Локти опираются на стол, ладони при
жаты тыльной стороной, пальцы опущены вниз.
10. «Мельница». Локти опираются на стол, ладони
направлены вверх, пальцы обеих рук вытянуты и пере
плетены. Движения производят вытянутыми пальцами,
не расцепляя их — мельница работает.
11. «Корзинка». Ладони направлены к себе, пальцы
обеих рук переплетены внутрь ладоней, большие паль
цы замкнуты в кольцо.
12. «Колокольчик». Локти опираются на стол, ладо
ни направлены вверх, пальцы обеих рук переплетены,
средний палец правой руки опущен вниз — язычок ко
локольчика.
3. Динамическая координация движений
Движения выполняются одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.
1. «Кулачок». Рука лежит на столе тыльной сторо
ной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы, начиная
с большого, и разжимаем, начиная с мизинца.
2. «Здравствуй, пальчик». Локти опираются на стол,
все пальцы поочередно прикасаются к большому поду
шечками — здороваются.
3. «Человечек бегает». Указательный и средний пальцы
выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим паль
цем. Выпрямленные пальцы передвигаются по столу.
4. «Бинокль». Локти опираются на стол, ладони под
няты вверх, большие пальцы соединены горизонталь
но. Остальные пальцы, начиная с указательного по
очередно приставляют к большим (движения рук могут
быть как одновременные, так и последовательные) до
образования «бинокля».
5. «Мишка косолапый». Все пальцы, кроме средне
го, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх —
голова медведя. Выполняют движения поочередно
большим и указательным пальцами — безымянным и
мизинцем, как бы имитируя походку медведя.
6. «Игра на рояле». Ладони лежат на столе в позе пи
аниста (пальцы слегка согнуты). Попеременно посту
кивают первым — вторым, первым — пятым пальцами.
7. «Краб». Ладони направлены вниз, пальцы пере
плетены внутрь, большие пальцы направлены к себе.
«Краб» движется по столу влево-вправо путем поочередной перестановки большого пальца правой руки — остальных пальцев правой руки — большого пальца левой руки — остальных пальцев левой руки.
4. Развитие реципрокной координации движений рук
1. «Стул». Локти опираются на стол. Левая ладонь
поднята вертикально вверх, пальцы плотно сжаты. Пра
вая рука согнута в кулак и приставлена к нижней части
ладони левой руки, затем положение рук меняется.
2. «Стол». Левая рука, согнутая в кулак, ребром сто
ит на столе. Правая рука выпрямлена, накрывает сверху
левую. Затем положение рук меняется.
3. «Указатель». Локоть левой руки опирается на
стол, ладонь повернута к себе, пальцы сложены в ку
лак, большой палец отставлен в сторону. Правая рука
выпрямлена, ладонь вниз, пальцы плотно прижаты.
Пальцы правой руки прикасаются в горизонтальном
положении к основанию мизинца левой руки. Затем
положение рук меняется.
4. «Птенцы». Левая рука лежит на столе ладонью
вверх, пальцы прижаты и выпрямлены вверх. Правой
рукой обхватываем пальцы левой. Затем положение рук
меняется.
5. «Прятки». Локти опираются на стол, ладони при
жаты тыльной стороной. Левая рука согнута в кулак и
находится сзади правой (прячется), ладонь правой руки
выпрямлена. Затем положение рук меняется.
6. Рисование. Одновременно одной рукой рисуют
круги, другой — квадраты.
7. Имитация игры на рояле, гитаре, балалайке,
скрипке и т. д.
Детям второй и третьей групп (со средней и выраженной тяжестью нарушений) рекомендуем на 2-м и 3-м этапах добавить «Разноцветные прищепки». Пластмассовые прищепки закрепляются во время выполнения упражнений на пальцы рук продолжительностью от 3 до 10 минут по схеме:
1 —3-й день — большой палец;
4—6-й день — большой и указательный пальцы;
7-й день — большой, указательный и средний пальцы;
10—12-й день — большой, указательный пальцы;
13— 15-й день — большой палец.
В дни, не указанные в схеме, прищепки прикреплять не надо.
Постановка и развитие навыков правильного дыхания
Дыхание является физиологической основой речи. Кроме того, правильное дыхание способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции. Обучение правильному смешанно-диафрагмальному дыханию проводится поэтапно (система упражнений также разделена на блоки).
Воспользуйтесь поиском по сайту: