Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общедвигательная сфера. Развитие тонкой моторики. 1. Развитие тактильных ощущений. и кинестетического компонента. двигательного акта




Общедвигательная сфера

Воздействие на ребенка на сенсомоторном уровне с учетом общих закономерностей онтогенеза вызы­вает активизацию развития всех высших психических функций и процессов. Поэтому в начале коррекци­онной работы желательно отдать предпочтение этому направлению, что позволит создать предпосылки для последующих этапов работы. Коррекция общедвига­тельной сферы детей с отклонениями в развитии из-


ложена в книге А. В. Семенович. Методологически эта работа опирается на современные представления о за­кономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе. Методически представляет собой адапти­рованный к детскому возрасту вариант базовых телесно ориентированных, кинезиологических, театральных и иных психотехник, адаптированных к детскому воз­расту. Логопедам можно рекомендовать использовать данную методику с большой осторожностью, посколь­ку они не обладают полноценными знаниями в сферах неврологии, нейропсихологии, психофизиологии и не всегда смогут с достаточной уверенностью оценить по­следствия ее применения. Поэтому в работе по данно­му разделу желательно участие нейропсихолога.

Развитие тонкой моторики

Осуществляется логопедом как в системе коррекци­онных занятий, так и в виде рекомендаций родителям. Система упражнений разделена на блоки.

1. Развитие тактильных ощущений

и кинестетического компонента

двигательного акта

Начинаем с обучения ребенка приемам самомасса­жа рук. Самомассаж — один из видов пассивной гим­настики, его необходимо проводить ежедневно, жела­тельно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

• *«Пунктиры». Подушечки четырех пальцев пра­
вой руки установлены у оснований пальцев левой руки
с тыльной стороны ладоней. Движениями назад-вперед
(«пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвига­
ясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.

• «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на
столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитиру­
ем движение пилы по всей поверхности левой ладони в
направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

• «Утюжок». Исходное положение (И. п. ) то же.
Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем ле­
вую. То же для другой руки.

• «Каток». И. п. то же. Костяшками сжатых в кулак
пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ла­
дони, разминая ее. То же для другой руки.

• Упражнения, помеченные этим значком, выполняются
в комплексе.



• «Буравчик». И. п. то же. Фалангами сжатых в ку­
лак пальцев правой руки производим движения по типу
«буравчика» на левой ладони. То же для другой руки.

• «Краб». И. п. то же, пальцы расставлены. Сгибаем
указательный и средний пальцы правой руки и фаланга­
ми пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

• «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.

• «Спиральки». Каждый палец левой руки пооче­
редно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца
правой руки. Большим пальцем правой руки делаем
спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх
от основания к подушечке. То же для другой руки.

После выполнения самомассажа можно приступать к следующим упражнениям.

1. «Горячо — тепло — холодно». Ребенок должен на
ощупь сравнить и определить степень нагрева предме­
тов (грелка — лед — мягкая игрушка — металлическая
ложка... ).

2. «Найди, из чего сделано». Ребенок вначале ощу­
пывает 3—5 игрушек с различной фактурой поверх­
ности, затем кусочки материалов, из которых сделаны
игрушки. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и
материал, из которого она сделана.

3. «Бассейн для пальчиков». В большую коробку с
бортиками высотой 7—8 см насыпать горох (фасоль,
гречневую крупу, рис) и поместить несколько предме­
тов, различных по форме и величине, знакомых ребен­
ку. Он должен опустить кисти рук в «бассейн», найти
предметы, ощупать их и назвать.

4. «Волшебный мешочек». 1-й вариант. Ребенок
должен на ощупь угадать, что находится в мешочке:

а) бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо... );

б) мелкие игрушки; в) геометрические фигуры раз­
личной величины и фактуры (наждачная, бархатная
бумага, плотная фольга); г) буквы и цифры, различные
по размеру и фактуре (для детей, знакомых с ними).
2-й вариант. Ребенку предлагается ощупать предмет
одной рукой, затем: а) рассмотреть рисунки предметов
и выбрать из них такой же; б) нарисовать такой же пред­
мет; в) выбрать среди других такой же предмет одной,
затем другой рукой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...