Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Упражнения для языка. 4. Упражнения для постановки. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза. Развитие пространственных представлений




3. Упражнения для языка

Начинаем с выполнения статических упражнений «язык за зубами, рот открыт», «лопаточка», «чашечка» и др. Далее переходим к выполнению упражнений по развитию динамической артикуляции (упражнения выполняются 4—5 раз).

• И. п. — рот открыт, язык лежит плоско, кон­
чик языка у нижних передних резцов. На счет «один»
острым кончиком языка коснуться внутренней сторо­
ны левой щеки, на счет «два» — внутренней стороны
правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.



• И. п. — рот открыт, кончик языка прижат к вну­
тренней стороне нижних зубов. При толчке от корня
язык своей средней частью должен сомкнуться с аль­
веолами верхних зубов, сохраняя положение кончика
языка, от чего образуется щелчок.

• И. п. — губы улыбаются, кончик языка находится
между неплотно сжатыми зубами. С усилием проталки­
ваем язык сквозь зубы, стараясь продвинуть как можно
дальше, и втягиваем его обратно.

4. Упражнения для постановки

НАРУШЕННЫХ ЗВУКОВ

Одновременно с описанными выше упражнениями выполняются серии упражнений для коррекции всех нарушенных звуков. Каждый логопед имеет излюблен­ные упражнения, и мы рекомендуем дать их как можно больше. На протяжении последующих этапов этот блок продолжают отрабатывать в домашних условиях.

Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений

Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза

Работу по развитию зрительного восприятия, ана­лиза и синтеза важно вести в следующей последова­тельности.

1. Различение предметов по форме.

2. Различение предметов по цвету.

3. Узнавание, сравнение реальных изображений
предметов.

4. Синтез реальных изображений предметов (раз­
резные картинки, пазлы, «заплатки»).

5. Узнавание схематических, силуэтных, пунктир­
ных и контурных изображений.

6. Узнавание и исправление недорисованных изо­
бражений, правильно расположенных в пространстве.

7. Угадывание предметов по отдельным деталям.

8. Узнавание и исправление недорисованных изо­
бражений, расположенных в пространстве под углом в
45, 90, 135 градусов.

9. Узнавание зашумленных изображений.

 

10. Узнавание наложенных изображений.

11. Узнавание «химер» (двойных изображений).

12. Анализ изображений (сходство — отличие).

13. «Лабиринты».

Развитие пространственных представлений

Пространственные представления — сложная мно­гофакторная структура психики. Их развитие в онто­генезе проходит длинный путь от ориентации в схеме тела до вербальной маркировки пространства («впере­ди», «сзади», «под», «над» и т. д. ). Работу над освоением пространства необходимо разбить на следующие этапы: освоение пространства собственного тела, уточнение и


обогащение представлений о внешнем пространстве, определение пространственных направлений по отно­шению к себе, определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование, простран­ственная ориентация на листе бумаги, вербальная мар­кировка пространства. Работа по уточнению простран­ственных представлений также должна быть жестко ие­рархически выстроена; только после овладения одним этапом можно переходить к следующему.

Соматогнозис

Освоение телесного пространства — наиболее он­тогенетически ранняя система ориентации, поэтому формирование пространственных представлений пра­вильно начинать именно с этого этапа работы. Ребенок должен прежде всего осознать собственное тело, знать части тела и их взаимное расположение, усвоить, что взаиморасположение частей тела неизменно.

«Верх — низ»

Условно поделить вместе с ребенком перед зерка­лом его тело на верхнюю и нижнюю части (по линии талии). Детально обговорить с ним, какие части тела располагаются внизу, а какие вверху. Связать направ­ления пространства собственного тела с движениями: верх — встать на цыпочки, подпрыгнуть, поднять руки; низ — присесть, наклониться, опустить руки.

Примеры упражнений.

• Назови и покажи верхние, затем нижние части
тела, сначала стоя у зеркала, потом по памяти.

• Назови, что выше (ниже) всего, сначала стоя у
зеркала, затем по памяти.

• «Путаница». Логопед неверно называетчасти тела,
находящиеся вверху (внизу), или их расположение от­
носительно друг друга. Ребенок должен его исправить.
Затем они могут поменяться ролями.

• «Верх». Покажи и назови действия, которые мож­
но совершать верхними частями тела (повороты, накло­
ны головы, махи руками, вращение туловища и т. д. ).

• «Низ». Покажи и назови действия, которые мож­
но совершать нижними частями тела (приседание, махи
ногами, вращение бедрами и т. д. ).

«Спереди — сзади»

Условно поделить вместе с ребенком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади.

Примеры упражнений.

• Назови и покажи части тела, которые находятся у
тебя спереди (сзади), сначала стоя у зеркала, затем по
памяти.

• «Скажи, где? ». Логопед дотрагивается до разных
частей тела ребенка, надо назвать часть тела и сказать,
где она расположена (спереди или сзади).

• «Вперед». Выполнять движения только в направ­
лении вперед (ходьба, прыжки, сгибание колен, махи
руками, наклоны головы и т. д. ).


• «Назад». Выполнять движения только в направле­
нии назад (ходьба, прыжки, махи руками, ногами, от­
кидывание головы и т. д. ).

• «Путаница». Аналогично упражнению, описан­
ному ранее в разделе «Блок 1. Верх — низ».

• «Совмещение понятий». Логопед называет (пока­
зывает) часть тела, ребенок должен сказать, где она на­
ходится: лицо — вверху спереди, пятки — внизу сзади
и т. д.

«Право лево»

Условно поделить с ребенком его тело на левую и правую половины в соотнесении с правой и левой рукой (по средней линии тела). Этот этап в освоении телесно­го пространства наиболее сложен, поскольку не имеет­ся зрительных маркеров, способных облегчить ребенку формирование правильных представлений (правая и ле­вая части тела одинаковы). Следовательно, вначале не­обходимо дать ребенку такую маркировку. Лучше всего завязать ему на левой руке прочную нитку (можно надеть часы, резинку), которую он будет носить постоянно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...