3. Упражнения для языка. 4. Упражнения для постановки. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза. Развитие пространственных представлений
3. Упражнения для языка Начинаем с выполнения статических упражнений «язык за зубами, рот открыт», «лопаточка», «чашечка» и др. Далее переходим к выполнению упражнений по развитию динамической артикуляции (упражнения выполняются 4—5 раз). • И. п. — рот открыт, язык лежит плоско, кон • И. п. — рот открыт, кончик языка прижат к вну • И. п. — губы улыбаются, кончик языка находится 4. Упражнения для постановки НАРУШЕННЫХ ЗВУКОВ Одновременно с описанными выше упражнениями выполняются серии упражнений для коррекции всех нарушенных звуков. Каждый логопед имеет излюбленные упражнения, и мы рекомендуем дать их как можно больше. На протяжении последующих этапов этот блок продолжают отрабатывать в домашних условиях. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза Работу по развитию зрительного восприятия, анализа и синтеза важно вести в следующей последовательности. 1. Различение предметов по форме. 2. Различение предметов по цвету. 3. Узнавание, сравнение реальных изображений 4. Синтез реальных изображений предметов (раз
5. Узнавание схематических, силуэтных, пунктир 6. Узнавание и исправление недорисованных изо 7. Угадывание предметов по отдельным деталям. 8. Узнавание и исправление недорисованных изо 9. Узнавание зашумленных изображений.
10. Узнавание наложенных изображений. 11. Узнавание «химер» (двойных изображений). 12. Анализ изображений (сходство — отличие). 13. «Лабиринты». Развитие пространственных представлений Пространственные представления — сложная многофакторная структура психики. Их развитие в онтогенезе проходит длинный путь от ориентации в схеме тела до вербальной маркировки пространства («впереди», «сзади», «под», «над» и т. д. ). Работу над освоением пространства необходимо разбить на следующие этапы: освоение пространства собственного тела, уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве, определение пространственных направлений по отношению к себе, определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование, пространственная ориентация на листе бумаги, вербальная маркировка пространства. Работа по уточнению пространственных представлений также должна быть жестко иерархически выстроена; только после овладения одним этапом можно переходить к следующему. Соматогнозис Освоение телесного пространства — наиболее онтогенетически ранняя система ориентации, поэтому формирование пространственных представлений правильно начинать именно с этого этапа работы. Ребенок должен прежде всего осознать собственное тело, знать части тела и их взаимное расположение, усвоить, что взаиморасположение частей тела неизменно.
«Верх — низ» Условно поделить вместе с ребенком перед зеркалом его тело на верхнюю и нижнюю части (по линии талии). Детально обговорить с ним, какие части тела располагаются внизу, а какие вверху. Связать направления пространства собственного тела с движениями: верх — встать на цыпочки, подпрыгнуть, поднять руки; низ — присесть, наклониться, опустить руки. Примеры упражнений. • Назови и покажи верхние, затем нижние части • Назови, что выше (ниже) всего, сначала стоя у • «Путаница». Логопед неверно называетчасти тела, • «Верх». Покажи и назови действия, которые мож • «Низ». Покажи и назови действия, которые мож «Спереди — сзади» Условно поделить вместе с ребенком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади. Примеры упражнений. • Назови и покажи части тела, которые находятся у • «Скажи, где? ». Логопед дотрагивается до разных • «Вперед». Выполнять движения только в направ • «Назад». Выполнять движения только в направле • «Путаница». Аналогично упражнению, описан • «Совмещение понятий». Логопед называет (пока «Право — лево» Условно поделить с ребенком его тело на левую и правую половины в соотнесении с правой и левой рукой (по средней линии тела). Этот этап в освоении телесного пространства наиболее сложен, поскольку не имеется зрительных маркеров, способных облегчить ребенку формирование правильных представлений (правая и левая части тела одинаковы). Следовательно, вначале необходимо дать ребенку такую маркировку. Лучше всего завязать ему на левой руке прочную нитку (можно надеть часы, резинку), которую он будет носить постоянно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|