Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие чувства ритма. Примеры упражнений. Восприятие и дифференциация звуков речи. Различение голосов и интонированности речи Примеры упражнений.




Развитие чувства ритма

Примеры упражнений.

• «Сосчитай удары». Вначале упражнение прово­
дится с опорой на зрительный анализатор, затем про­
сим ребенка закрыть глаза. Отстукиваем по столу 1 — 3
удара и просим сосчитать их.

• «Сделай, как я». Вначале упражнение проводит­
ся с опорой на зрительный анализатор, затем просим
ребенка закрыть глаза. Отстукиваем по столу ритми­
ческие рисунки, просим повторить их: 1 — II, II — I,

I — III, III — I, II III, III II. Усложненные рисун­
ки: I - II - III, II - I - III, I - III - II, III - I - II,

II  III — I, II III II и т. д. Рисунки воспроизводят­
ся одной, другой рукой, хлопками, ногами.

• «Кошка и котенок». Предлагается послушать и
посчитать (воспроизвести) количество повторяющихся
ударов: 2 удара (II) — котенок, 3 удара (III) — кошка.
Простой вариант: II II II или III III III III.
Усложненный вариант: II— II— III— II, III— III
II-III-II и т. д.

• «Сложные ритмы». Объясняем, что удары могут
производиться громко (акцентированно) и тихо. Пред­
лагаем послушать серии сложных ритмов и посчитать
(воспроизвести) их: I — III II, III II — I, II II -—

III  и т. д.

• «Ритмические рисунки». Объясняем, что с помо­
щью знаков можно записывать ритмические рисунки.
Просим ребенка прослушать рисунки и записать их.
Другой вариант — по записанному рисунку надо его
воспроизвести.

Хорошую помощь логопеду на этом этапе работы могут оказать занятия ритмикой или танцами.

Восприятие и дифференциация звуков речи

Различение голосов и интонированности речи Примеры упражнений.

• «Кто говорит? ». На магнитофон записываются го­
лоса близких и незнакомых ребенку людей, произнося-



щих короткий стихотворный отрывок, а также самого ребенка. Просим опознать голос.

• «Это вопрос? ». Произносим короткие фразы с
различной интонацией (восклицательной, вопроси­
тельной, повествовательной), просим ребенка ответить
на вопрос, если он задан: «Тут стул. Там стол? Это миш­
ка! » и т. д. Затем можно предложить ребенку поменяться
ролями.

• «Я сержусь». Произносим нейтральные фразы с
различной интонацией (грустно, радостно, сердито, ла­
сково). Просим ребенка угадать, когда голос сердитый.

Дифференциация фонем, близких по акустико-артикуляционным признакам

Дифференциация фонем проводится традиционным способом с использованием схем. Дифференцируют­ся звонкие — глухие, твердые — мягкие звуки, свистя­щие — шипящие, соноры, аффрикаты и их составляю­щие, только правильно артикулируемые ребенком. На каждую пару звуков достаточно 2—5 занятий в зависимо­сти от тяжести нарушения. Если в речи ребенка имеются замены, количество занятий на дифференциацию этих оппозиционных звуков может быть увеличено. Рассмо­трим на примере дифференциации звуков «р — л».

• Ребенку предъявляются короткие слова: лак —
рак; лама —рама.
Уточняем, обозначают ли слова оди­
наковые предметы, одинаково ли они звучат. Показы­
ваем картинки, с тем чтобы ребенок удостоверился, что
слова имеют различное значение. Сравниваем слова по
звуковому составу, выясняем, что они отличаются толь­
ко звуками «р», «л».

• Различение оппозиционных звуков с опорой на
тактильный и зрительный анализаторы. Схема: звук
«р» — колокольчик, звук «л» — пароход (по артикуля­
ции). Смотря в зеркало, произносим звук «р», подробно
разбираем артикуляцию, соотносим со схемой: язычок
дрожит так же, как язычок колокольчика. Смотря в зер­
кало, произносим звук «л», подробно разбираем арти­
куляцию, соотносим со схемой: губы улыбаются — вол­
ны, язычок похож на пароход, звук «л» похож на гудок
парохода. Просим поочередно произносить звуки «р»,
«л»,
указывая одновременно на схему.

• Различение оппозиционных звуков в слогах. Про­
износим вначале закрытые, затем открытые слоги со
звуками «р», «л», указывая на схемы звуков.

• Различение оппозиционных звуков в словах:
разложить картинки в два столбика под схемами

(звук «р», звук «л») с обязательным анализом слов по местоположению звуков «р», «л»;

назвать овощи, фрукты, посуду и т. д., в названии ко­торых есть звуки «р», «л»\

назвать слова (выбрать картинки), в которых звуки «р», «л» находятся в начале, середине, конце;

заменить звук «р» на звук «л», и наоборот (с опорой на картинки): ложки рожки, игла игра, юла Юра и т. д.;

добавить (убрать) звуки «р», «л» в словах для полу­чения новых слов: бот — борт — болт, тот — торт, газ глаз;


определить позиции звуков «р», «л» в словах типа: Лара, рыболов и т. д.;

разложить картинки в два столбика под схемами: «р л» — колокольчик, пароход; «лр» — пароход, колокольчик;

перестановка звуков, слогов в словах: ра, ла Лара и т. д.

• Различение оппозиционных звуков в предложе­
ниях:

добавить нужное слово в предложение. Называются два слова: рожки, ложки. Надо вставить их в предложе­ния: У козлика маленькие... На столе лежат чайные...;

определить, в каких словах в предложении есть звуки «р», «л» и их позицию (в соответствии со схе­мой): Роман плыл быстро. Лара вязала красный свитер. И т. д.

• Различение оппозиционных звуков в текстах:
проговаривание чистоговорок (с предварительным

анализом);

рассказывание наизусть коротких стихов (с предва­рительным анализом).

Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...