Глава 1. Лингвистический и психолингвистический аспекты проблемы исследования
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Допущена к защите «____» ___________20__г. Зав. кафедрой: к.п.н., доцент
_______________________ (подпись) Развитие у дошкольников с ОНР (III уровень) навыков построения описательных рассказов посредством заданий Выпускная квалификационная работа по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия Выполнил: студент 442 группы заочной формы обучения Родиончик Ирина Александровна _____________________ (подпись) Научный руководитель: доцент, кандидат педагогических наук Четверикова Татьяна Юрьевна, _____________________ (подпись) Выпускная квалификационная работа Защищена «____»_________2016 г. Оценка____________ Председатель ГАК ______________ (подпись)
Оглавление
Введение. 3 Глава 1. Лингвистический и психолингвистический аспекты проблемы исследования 6 1.1 Рассказ как вид монологической речи. Сущность описательного рассказа 6 1.2 Закономерности овладения навыками рассказывания в онтогенезе. 11 1.3 Особенности овладения навыками построения описательных рассказов детьми с ОНР 18 1.4 Методические аспекты логопедической работы по развитию у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов. 28 Выводы по 1 главе. 32 Глава 2. Организация, содержание и результаты экспериментальной работы.. 33 2.1. Организация педагогического эксперимента. 33 2.2. Выявление уровня развития у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов на констатирующем этапе эксперимента. 42 2.3. Развитие у дошкольников с ОНР (III уровень) навыков построения описательных рассказов на экспериментальных занятиях. 53 2.4. Результаты экспериментальной работы.. 56 Выводы по 2 главе. 58
Заключение. 60 Список использованных источников и литературы 63
Введение
Владение связной речью – важнейшее достижение в речевом воспитании дошкольников. Оно вбирает в себя, по словам О.С. Ушаковой, освоение стороны языка, словарного состава, грамматического строя. Формирование связности речи заключается в овладении навыками построения разных типов высказываний: описание (мир в статике), повествование (описание событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей). У детей дошкольного возраста развитие связной речи у происходит в связке с развитием прочих сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Это было отмечено такими учеными, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин. От развития связной речи, представляющей собой сложную форму речевой деятельности, напрямую зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Изучению связной речи и нарушениям ее оформления посвящены исследования таких учёных, как С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, В.П. Глухова, Н.И. Жинкина, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, С.В. Зориной, Е.С. Слепович и многих других. В настоящее время актуальность проблемы профилактики и коррекции речевых нарушений детей принимает глобальный характер. К числу важнейших задач логопедической и коррекционной работы с дошкольниками, как отмечает В.П. Глухов, относится формирование у них связной речи, в том числе, навыков составления описательных рассказов. Это необходимо как для наиболее полной подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Кроме того, как показали исследования, именно рассказы-описания вызывают у дошкольников с ОНР особые затруднения. Объект исследования: процесс развития у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов.
Предмет исследования: задания как средство развития у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов. Цель исследования: экспериментально апробировать задания, направленные на развитие у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов. Гипотезаисследования. Мы предполагаем, что экспериментальная работа по развитию у дошкольников с ОНР (III уровень) навыков построения описательных рассказов будет эффективной, если использовать задания, обеспечивающие: - развитие у детей умения выделять существенные признаки, основные части (детали) предметов, обозначать их при построении текстов; - Развитие у детей умений последовательно структурировать тексты - описания; В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: - изучить и проанализировать литературные источники по проблеме исследования; - определить уровень развития у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов; -подобрать и апробировать задания, способствующие развитию у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов; - выявить эффективность проведенной экспериментальной работы. Методы исследования: - изучение и анализнаучно-методической литературы по проблеме исследования; - эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); - наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе их свободной деятельности и на занятиях; - качественный и количественный анализ экспериментальных данных. Методы исследования: - изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; - эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); - наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе их свободной деятельности и на занятиях; - качественный и количественный анализ экспериментальных данных с использованием метода статистики. Организация исследования. Эксперимент был организован и проведен на базе …… в 2015-2016 учебном году. Экспериментальная выборка составила 10 человек, это – дети старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)
Глава 1. Лингвистический и психолингвистический аспекты проблемы исследования
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|