Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Лингвистический и психолингвистический аспекты проблемы исследования




Допущена к защите

«____» ___________20__г.

Зав. кафедрой:

к.п.н., доцент

 

_______________________

(подпись)

Развитие у дошкольников с ОНР (III уровень) навыков построения описательных рассказов посредством заданий

Выпускная квалификационная работа

по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование,

профиль Логопедия

Выполнил: студент 442 группы

заочной формы обучения

Родиончик Ирина Александровна

_____________________

(подпись)

Научный руководитель:

доцент, кандидат педагогических наук

Четверикова Татьяна Юрьевна,

_____________________

(подпись)

Выпускная квалификационная работа

Защищена

«____»_________2016 г.

Оценка____________

Председатель ГАК

______________

(подпись)

 

 

Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1. Лингвистический и психолингвистический аспекты проблемы исследования 6

1.1 Рассказ как вид монологической речи. Сущность описательного рассказа 6

1.2 Закономерности овладения навыками рассказывания в онтогенезе. 11

1.3 Особенности овладения навыками построения описательных рассказов детьми с ОНР 18

1.4 Методические аспекты логопедической работы по развитию у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов. 28

Выводы по 1 главе. 32

Глава 2. Организация, содержание и результаты экспериментальной работы.. 33

2.1. Организация педагогического эксперимента. 33

2.2. Выявление уровня развития у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов на констатирующем этапе эксперимента. 42

2.3. Развитие у дошкольников с ОНР (III уровень) навыков построения описательных рассказов на экспериментальных занятиях. 53

2.4. Результаты экспериментальной работы.. 56

Выводы по 2 главе. 58

Заключение. 60

Список использованных источников и литературы 63

 

 


Введение

 

 

Владение связной речью – важнейшее достижение в речевом воспитании дошкольников. Оно вбирает в себя, по словам О.С. Ушаковой, освоение стороны языка, словарного состава, грамматического строя. Формирование связности речи заключается в овладении навыками построения разных типов высказываний: описание (мир в статике), повествование (описание событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей). У детей дошкольного возраста развитие связной речи у происходит в связке с развитием прочих сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Это было отмечено такими учеными, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин. От развития связной речи, представляющей собой сложную форму речевой деятельности, напрямую зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Изучению связной речи и нарушениям ее оформления посвящены исследования таких учёных, как С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, В.П. Глухова, Н.И. Жинкина, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, С.В. Зориной, Е.С. Слепович и многих других. В настоящее время актуальность проблемы профилактики и коррекции речевых нарушений детей принимает глобальный характер. К числу важнейших задач логопедической и коррекционной работы с дошкольниками, как отмечает В.П. Глухов, относится формирование у них связной речи, в том числе, навыков составления описательных рассказов. Это необходимо как для наиболее полной подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Кроме того, как показали исследования, именно рассказы-описания вызывают у дошкольников с ОНР особые затруднения.

Объект исследования: процесс развития у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов.

Предмет исследования: задания как средство развития у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов.

Цель исследования: экспериментально апробировать задания, направленные на развитие у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов.

Гипотезаисследования. Мы предполагаем, что экспериментальная работа по развитию у дошкольников с ОНР (III уровень) навыков построения описательных рассказов будет эффективной, если использовать задания, обеспечивающие:

- развитие у детей умения выделять существенные признаки, основные части (детали) предметов, обозначать их при построении текстов;

- Развитие у детей умений последовательно структурировать тексты - описания;

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

- изучить и проанализировать литературные источники по проблеме исследования;

- определить уровень развития у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов;

-подобрать и апробировать задания, способствующие развитию у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов;

- выявить эффективность проведенной экспериментальной работы.

Методы исследования:

- изучение и анализнаучно-методической литературы по проблеме исследования;

- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);

- наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе их свободной деятельности и на занятиях;

- качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Методы исследования:

- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);

- наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе их свободной деятельности и на занятиях;

- качественный и количественный анализ экспериментальных данных с использованием метода статистики.

Организация исследования. Эксперимент был организован и проведен на базе …… в 2015-2016 учебном году. Экспериментальная выборка составила 10 человек, это – дети старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

 


 

Глава 1. Лингвистический и психолингвистический аспекты проблемы исследования

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...