Организация педагогического эксперимента
Экспериментальная работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) навыков построения описательных рассказов осуществлялась на базе МОУ ДО «Детский сад № …» г. Омска в 2016 – 2017 учебном году (с 5 сентября 2016 года по 09 декабря 2016 года, 14 недель). Экспериментальная выборка составила 20 человек. Возраст испытуемых – 6-7 лет. Всем детям диагностировано общее недоразвитие речи третьего уровня. Диагнозы детей зафиксированы в их личных делах, дневниках психолого-педагогических наблюдений и логопедических картах. Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа. I этап – констатирующий. Его цель заключалась в следующем: при помощи специальных диагностических методик выявить уровень развития у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень)навыков построения описательных рассказов. Данный этап исследования проходил с 05 по 09 сентября 2016 г. (1 неделя). С учетом данной цели на констатирующем этапе исследования были поставлены и решались следующие задачи: · подобрать диагностические задания для обследования уровень развития навыков построения описательных рассказов указанной категории у детей; · провести обследование дошкольников с ОНР по отобранным диагностическим заданиям, зафиксировать полученные данные; · охарактеризовать, подвергнуть количественному и качественному анализу результаты обследования уровня развития навыков построения описательных рассказов испытуемых. Для обследования уровня развития навыков построения описательных рассказов детьми дошкольного возраста с ОНР (III уровень) нами были использованы диагностические задания, в основу которых легли методические наработки О.И.Соловьевой, В.А. Езикеевой, В.П. Глухова и Л.Н. Ефименковой.
1. Описание игрушки. 2. Описание пейзажной картины. 3. Описание игровой комнаты детского сада, которое происходит не в момент нахождения в этой комнате, т.е. по памяти. Описание диагностической методики, включающей данные задания, а также критерии оценок отражены в приложении 1. В приложении 1 должно быть представлено подробное описание методик: содержание, картинки (если предусмотрены), баллы, уровни с их описанием. Методика проведения обследования дошкольников была следующей. Дети обследовались индивидуально. Речевая инструкция сопровождалась предъявлением иллюстративного материала. Задания методики предъявлялись в той последовательности, в которой они содержатся в материалах приложения 1. Каждый ребенок приступал к выполнению задания только после того, когда инструкция была им осмыслена. Чтобы это проверить, мы задавали вопрос: «Повтори, что нужно сделать», или «Ты понял задание? Повтори его». Все ответы детей фиксировались, заносились в таблицу, а затем подвергались обработке и анализу (см. приложение 2). После обследования по каждому из диагностических заданий детям с ОНР присваивалось определенное количество баллов, сумма которых позволяла выявить один из 5 уровней развития навыков построения описательных рассказов: - высокий (27-30 баллов); - выше среднего (не менее 23-26 баллов); - средний (18-22 балла); - ниже среднего (11-17 баллов); - низкий (менее 10 баллов). II этап – формирующий. Его цель заключалась в проведении коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) навыков построения описательных рассказов. Сроки реализации этого этапа работы – с 12 сентября по 02 декабря 2016 года (12 недель). С детьми проводились фронтальные занятия продолжительностью 30 минут (2 раза в неделю). Всего с дошкольниками было проведено 24 занятия. Работа проводилась регулярно.
С учетом поставленной цели решались следующие задачи: - организовать коррекционно-логопедическую работу с детьми указанной категории; - определить принципы коррекционно-логопедической работы; - в соответствии с содержанием действующих программно-методических материалов определить тематику экспериментальных занятий по развитию речи; - осуществить отбор речевого материала для проведения экспериментальных занятий с испытуемыми; - выделить направления коррекционно-логопедической работы с детьми; - подобрать и апробировать упражнения, способствующие развитию у дошкольников с ОНР (III уровень) навыков построения описательных рассказов; - отобрать методы и приёмы, использование которых поспособствует развитию навыков построения описательных рассказов у детей с ОНР (III уровень). III этап – контрольный. Его цель – выявление эффективности реализованной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие детей с ОНР (III уровень) навыков построения описательных рассказов. Сроки реализации данного этапа – с 05 по 09 декабря 2016 г. (1 неделя). С учетом поставленной цели нами решались следующие задачи: · провести обследование старших дошкольников с ОНР (III уровень) по отобранным ранее заданиям диагностической методики; · подвергнуть количественному и качественному анализу (в сопоставительном аспекте) результаты обследования дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента; · установить уровень развития у детей навыков построения описательных рассказов. Как и на контрольном этапе педагогического эксперимента, для обследования детей с нарушениями речи нами были использованы те же три диагностические задания. Методика проведения обследования дошкольников на контрольном этапе была прежней. Как и ранее, инструкции предъявлялись детям в устной форме с использованием иллюстративного материала (см. приложение 1). Полученные результаты фиксировались в таблицах и подвергались анализу. Таким образом, организация педагогического эксперимента осуществлялась поэтапно. На каждом этапе проходило последовательное решение поставленных нами задач.
Содержание и результаты констатирующего этапа исследования
Первым этапом нашей исследовательской работы был констатирующий. Его цель и задачи были обозначены выше. Как отмечалось ранее, для обследования глагольного словаря детей с ОНР (III уровень) нами были использованы диагностические задания, основой которых послужили методические наработки О.И.Соловьевой, В.А. Езикеевой, В.П. Глухова и Л.Н. Ефименковой. Представим результаты, полученные по каждому диагностическому заданию. Диагностическое задание 1 - Описание игрушки. Согласно полученным данным, дети (100 %) поняли инструкцию и согласились выполнить предложенное им задание. В 20% случаев дошкольники нуждались в повторении и разъяснении инструкции. Было выявлено, что в меньшей степени дошкольники испытывали затруднения при описании цвета и размера игрушки – эти характеристики правильно указали 80% испытуемых. Сложнее давалось описание внутренних характеристик объекта, которые напрямую не представлены во внешнем плане, однако присутствует прочная ассоциативная связь между игрушкой и описываемыми качествами (например, слово «хитрая» в описании лисы). Дети редко использовали сложные прилагательные, например, только 10% испытуемых сказали, что морда у лисицы «заостренная». Нередко дети допускали ошибки в произношении слов, неверно употребляли падежные окончания слов, допускали ошибки в процессе словообразования. Например, один испытуемый употреблял вместо слова «лисья» (про шубку) «лисина», двое детей несколько раз говорили о лисе в мужском роде. Некоторые дети неточно употребляли значения некоторых слов. Так, одна испытуемая сказала, что глаза у лисы «косые», вместо «раскосые». Диагностическое задание 2 – Описание пейзажной картины. Согласно полученным данным, дети (100 %) поняли инструкцию и согласились выполнить предложенное им задание. В 40% случаев дошкольники нуждались в повторении и разъяснении инструкции. В ходе выполнения данного диагностического задания наименьшие трудности у детей
Полученные количественные данные мы отразили в таблице 1, а также представили в материалах приложения 2. Если у Вас предусмотрена таблица, посмотрите на образец её технического оформления. В таблице проставляются баллы (в образце баллов нет). Таблица 1 - Результаты обследования детей по трем диагностическим заданиям на констатирующем этапе эксперимента
Итак, согласно полученным данным, по трем заданиям диагностической методики дошкольники сумели набрать от … до … баллов. На основании итоговой суммы баллов испытуемым были присвоены уровни развития глагольного словаря. Они представлены на рисунке 1. Обратите внимание, как подписывается гистограмма. Официально она считается рисунком. Гистограмма (диаграмма) может выглядеть и иначе: круговая или другой формы. Рисунок 1 - Уровень развития у детей с ОНР глагольного словаря на констатирующем этапе исследования
Итак, у большинства старших дошкольников с ОНР (75 %) отмечается ниже среднего уровень развития глагольного словаря. У остальных детей … И так далее Обобщив данные по трем диагностическим заданиям, мы выявили типичные ошибки, присущие детям дошкольного возраста с ОНР (III уровень): - употребление на месте глагола имени существительного, выбранного ребенком на основе возникшей у него ассоциативной связи; И так далее Результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, позволяют сделать вывод. В выводе (один развёрнутый абзац) должна быть развёрнутая качественная характеристика того, что было исследовано. Пустая строка
Содержание логопедической работы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|