Методические аспекты логопедической работы по развитию у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов
В логопедической работе с детьми с ОНР требуется большее по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием количество наглядного материала, само количество занятий также должно быть больше. Необходимо оказывать детям помощь на каждом этапе коррекционного воздействия. Эффективным будет использование образцов выполнения заданий, задавание наводящих и альтернативных вопросов. Рекомендуется осуществлять коррекционную работу поэтапно, для правильного и постепенного формирования навыков построения описательных рассказов у детей. Первый этап – пересказ знакомого описательного рассказа. Это может быть небольшой отрывок из хорошо известной детям сказки или описательный рассказ, не осложненный большим количеством второстепенных деталей. Дети, как правило, легко справляются с данным заданием. При этом совершенствуется грамматический строй, развивается память. Второй этап – составление описательных рассказов по наглядному материалу. Это может быть описание какого-либо предмета (игрушки, животного). Сначала ребенку предъявляется один предмет, затем – несколько предметов. Эти задания являются более сложными для выполнения, т.к. у ребёнка нет готового образца текста, он должен составить его самостоятельно. Ему нужно описать то, что изображено, так чтобы рассказ получился связным, понятным, интересным и грамматически правильным. Для этого задействуется мышление, фантазия (воображение), лексический и грамматический словари ребёнка. Третий этап – рассказ из личного опыта. Сложность выполнения этого задания заключается в том, что у ребенка нет какой либо опоры на наглядность или готовый текст. Предлагается составить рассказ, опираясь на личный опыт. Ребенок должен грамотно составить свой рассказ, описывая предмет или человека, не представленный для наблюдения здесь и сейчас. Рассказ должен получиться связным, развернутым и понятным слушателю.
На четвертом этапе дети используют знания, полученные ими на предыдущих этапах. Детям нужно описать любой предмет, животное или человека по памяти: например, своего друга или животных, увиденных в зоопарке. Рассказ должен получиться развернутым, грамматически правильным, последовательным. Окружающие должны понять, о чем рассказывает ребенок. В конце каждого занятия дети вместе с логопедом анализируют и обсуждают свои рассказы и рассказы других детей. В ходе коллективного обсуждения дети дополняют рассказ, исправляют ошибки. Обсуждение и анализ помогают детям самостоятельно находить и исправлять свои ошибки. Формирование связной речи имеет важное значение в системе логопедической работы с детьми с ОНР. Это определяется, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, в особенности, школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний. Основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня является развитие лексико-грамматической стороны речи. Принцип работы с детьми данной группы такой же, как для I и II уровня, т.е. продолжается накопление и обогащение словаря. Детям дается понятие о слове как о лексической единице. Практически они работают над связью слов в предложении. Продолжается работа над структурой предложения и его грамматическим оформлением. Основной задачей работы с детьми III уровня речевого развития является формирование связной речи.
Формирование связной речи детей с общим недоразвитием речи в коррекционном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Занятия подразделяются на два типа: - занятия по формированию лексико-грамматических средств языка - занятия по формированию связной речи Они включают в себя: формирование и активизацию словарного запаса, грамматической правильности речи, развитие связной речи. Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие: 1) опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства; 2) овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений; 3) осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением; 4) важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. В работе по формированию связной речи нужно учитывать также общедидактические принципы: систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности. Основными задачами обучения детей грамматически правильной связной речи: 1) коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний; 2) усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения; 3) обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения
Обучение детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания. Вся коррекционная работа включает в себя три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и подготовке к связному высказыванию. На третьем этапе проводится работа по формированию связной речи. Детям дается понятие о слове, о связи слов в предложении. Целесообразно обучать детей с общим недоразвитием речи сначала подробному, затем выборочному и, наконец, творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта. Разделы этапа формирования связной речи: ● словарная работа, ● обучение самостоятельному описанию предмета, ● обучение рассказыванию по серии картин, ● заучивание стихотворений, ● обучение пересказу художественных текстов. При работе над формированием связной речи используются следующие вспомогательные средства: наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются от простого к сложному, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. Порядок работы: 1) пересказ рассказа по наглядному действию; 2) рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия; 3) пересказ рассказа с использованием фланелеграфа; 4) пересказ рассказа по серии сюжетных картин; 5) составление рассказа по серии сюжетных картин; 6) пересказ рассказа по сюжетной картине; 7) рассказ по сюжетной картине. При организации логопедической работы, направленной на формирование монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта.
Исходя из этого, учебная и внеучебная работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию. Развитие монологической формы речи осуществляется, прежде всего, на логопедических занятиях по формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно-практических занятиях. При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относится обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению. При проведении занятий по обучению рассказыванию необходимо выполнить следующие задачи: 1. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации. 2. Формирование навыков построения связных монологических высказываний. 3. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний. 4. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения. 5. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает: 6. Усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.); 7. Формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа - сообщения; 8. Обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка. Разделы, предусматривающие овладение детьми навыками монологической речи в следующих формах: ● составление высказываний по наглядному восприятию, ● воспроизведение прослушанного текста, ● составление рассказа-описания, ● рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и др.).
Предполагается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу. Ставятся конкретные задачи по овладению детьми речевыми навыками и способами действий, а также специальные задачи, направленные на усвоение детьми языковых средств, составляющих основу монологической речи. Особое внимание при обучении детей необходимо уделять формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи. Методика работы по коррекции монологической речи строится с учётом особенностей монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Коррекционная работа по развитию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, строится с учётом общедидактических и логопедических принципов и включает: 1. Коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи. 2. Целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения, 3. Обучение рассказыванию. Необходимо помнить, что при общем недоразвитии речи имеет место недоразвитие психологической базы речи, поэтому содержание логопедической работы по коррекции связной монологической речи необходимо планировать с учётом специально организованной работы по развитию высших психических функций. Только комплексный подход, направленный на преодоление речевых и неречевых нарушений позволяет добиться положительных успехов при коррекции общего недоразвития речи. 2. Содержание логопедической работы по формированию монологической речи дошкольников с ОНР Мы предлагаем использовать следующие виды занятий: - Чтение и разбор коротких рассказов и сказок - Рассматривание объектов и предметов, беседа по картинке. Занятия, предусмотренные перспективным планом для развития связной речи, распределяются следующим образом: Виды заданий Количество занятий Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин 4 занятия Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов 4 занятия Составление рассказа с элементами творчества по серии сюжетных картин 4 занятия Составление рассказа с элементами творчества по одной сюжетной картине 2 занятия Составление описательных рассказов с использованием схем 5 занятий Творческое рассказывание 2 занятия В ходе констатирующего эксперимента подтвердилось, что при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывали значительные затруднения, связанные: - С самостоятельным определением при рассмотрении предмета, его главных признаков и свойств - Установлением последовательности в изложении выявленных признаков - Удержанием в памяти ребенка этой последовательности. Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчают детям овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Эти и аналогичные схемы используются не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов. Для детей очень важно в полной мере овладеть навыками описания предметов, трудности в усвоении этого вида развёрнутых высказываний определили необходимость поиска более рациональных и эффективных путей и способов формирования у детей с ОНР навыков связной описательной речи. Занятия по развитию способности составлять описательные рассказы являются частью комплексной работы по формированию связной речи у детей с ОНР. При этом ставятся следующие задачи: - Формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы-высказывания; - Формирование обобщенных представлений о построении описания предмета; - Овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления связных высказываний в форме описания; - Практическое усвоение навыков описания предметов путём тренировочных упражнений. Обучение должно осуществляться поэтапно и включать следующие основные виды работы: 1. Подготовительные упражнения к описанию предметов; 2. Формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; 3. Описание предметов по основным признакам; 4. Обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных признаков - микротем); 5. Закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий; 6. Обучение сравнительному описанию предметов; Обучение детей описательной речи проводится в комплексе с работой по формированию у детей грамматически правильной речи в следующем направлении: - Систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падежных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм); - Формирование у детей практических навыков словоизменения; - Упражнения в правильном построении фраз; - Формирование навыков контроля за грамматической правильностью речи; -Активизация словарного запаса; На занятиях по описанию предметов детям предъявляется ряд предметов, относящихся к одной группе. Перед составлением описания дети называют все предметы. При этом особое внимание уделяется различию их по внешнему виду. Это помогает детям осуществлять выделение основных признаков объекта описания и способствует закреплению соответствующих сообщений и противопоставлений. Объект описания выбирается либо логопедом, либо самим ребенком (в зависимости от конкретных задач данного занятия и степени подготовленности. В ходе обучения используется ряд вспомогательных приёмов: жестовые указания на форму предмета, его детали; описание с опорой на рисунки. Эффективным при обучении детей с ОНР, является приём параллельного описания логопедом и ребёнком двух однотипных игровых предметов, когда педагог, а вслед за ним ребёнок, составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Приём описания предмета по выполненному рисунку является эффективным для усвоения детьми с ОНР навыков самостоятельного описания. После выполнения рисунка какого - либо предмета или игрушки ребёнку предлагается дать его описание по определённому плану. Рисунки выполняются цветными карандашами или фломастерами в целях закрепления цветовых зрительных представлений. Затем они выставляются на наборном полотне и дети поочерёдно рассказывают об изображенных предметах. Педагог дает краткий анализ высказываний детей (полнота информации о данном предмете, последовательность, ошибки в употреблении языковых средств). Включение предметно-практических действий в процесс обучения связной описательной речи, на наш взгляд, способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов, а также повышению интереса детей к занятиям. Выполнение детьми рисунков может проводиться под руководством воспитателя. Описание предметов по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения) проводиться нами на отдельных занятиях по темам: "Моя любимая игрушка", "Мой питомец" и др. Описание по памяти может проводиться и на воспитательских занятиях, особенно на основе свежих впечатлений детей, например, после посещения зоопарка, живого уголка, коллективного труда по уходу за растениями, занятий по ознакомлению с природой.
Методические рекомендации по работе, направленной на развитие связной речи дошкольников с ОНР в целом и развитие навыков построения описательных рассказов в частности представлены во многих научных и научно-методических трудах по логопедии, таких как, к примеру, «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» и др[49]. Обучение старших дошкольников с ОНР рассказыванию и построению описательных рассказов в частности играет важную роль в развитии у них монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относятся обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и т.д. и устному сочинению по воображению). Каждый вид обучения рассказыванию как метод развития связной речи имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приемы. В рамках нашего исследования первостепенное значение имеет обучение рассказыванию. Рассмотрим основные особенности работы по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР (III уровень) в процессе деятельности по обучению рассказыванию. Отметим, что в рамках нашей работы мы выбрали только те из них, которые способствуют формированию у дошкольников с ОНР навыков построения именно описательных рассказов. Обучение рассказыванию по картинам Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. При построении методики обучения учитываются особенности речевых нарушений, а также специфика психического и познавательного развития ребенка. Специальная подготовительная работа, отбор и последовательность использования материала проходят с учетом вышеобозначенных аспектов. Большое значение имеет применение приемов, направленных на развитие основных психических процессов старших дошкольников: восприятия, внимания, мышления. [18] В целях развития устной монологической речи старших дошкольников с ОНР рекомендуется использовать следующие типы заданий с применением картинного материала: 1.Составление коротких описательных рассказов по сюжетным картинам, где на первый план выступает изображение места происходящих событий, предметов и т.д. («Ледоход», «Река замерзла» и др. из тематических серий О.И. Соловьевой, В.А. Езикеевой и т.д.). 2. Описание пейзажной картины. В данном случае происходит обучение непосредственно построению описательных рассказов. Совершенствуются формы. Обучение описанию предметов. Коммуникативной задачей высказывания-описания является создание словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. Занятия по обучению составления описательных рассказов положительно влияют на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В ходе составления описательных рассказов дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предметов, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение. При обучении старших дошкольников с ОНР описанию предметов ставятся следующие задачи: - формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, - развитие обобщенных представлений о построении рассказа-описания предмета; - овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа. Для реализации поставленных задач рекомендуется проводить поэтапное обучение, которое будет включать следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предметов по основным признакам; закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий; усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов [18]. Таким образом, существует множество различных методических приемов, направленных на обучение старших дошкольников с ОНР рассказыванию, а также на развитие у них навыков построения описательных рассказов. Старшим дошкольникам с ОНР может быть предложено построение описательных рассказов по картинкам и обучение описанию отдельных предметов. Выводы по 1 главе
Монологическая речь является важной ступенью в речевом развитии ребенка. Монолог характеризуется связностью, осмысленностью, участием одного активного участника действа (говорящего). Описательный рассказ является разновидностью монологической речи, характерная особенность которой выражается в преимущественном фиксировании признаков предмета в их совокупности. Описательный рассказ отличается от прочих разновидностей рассказа статичностью и отнесенностью в большей степени к настоящему времени. Способность к составлению описательных рассказов обогащает речь ребенка и является необходимым условием полноценного речевого развития дошкольника. Развитие описательной монологической речи является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка и опирается на основные психологические процессы: восприятие, память, воображение. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР развитие связной речи существенно отстает от возрастной нормы, а навыки построения описательных рассказов у них развиты в недостаточной степени. Им с трудом дается программирование содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний дошкольников с ОНР характерны: смысловые пропуски, нарушение связности и последовательности изложения, ярко выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. На сегодняшний день существует множество различных методологических приемов по построению описательных рассказов детьми с ОНР. К ним относятся как специальные упражнения, так и перечень особых рекомендаций. Наиболее популярные методики формирования у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов направлены на рассказывание по картинкам, а также обучение описанию реальных предметов и явлений – как непосредственно наблюдаемых, так и по памяти. Глава 2. Организация, содержание и результаты экспериментальной работы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|