Результаты экспериментальной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
После окончания формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование старших дошкольников. Целью повторного обследования дошкольников, имеющих ОНР, принимавших участие в эксперименте, стало выявление эффективности коррекционно-педагогической работы. Результаты представлены в среднем значении по экспериментальной группе (см. рис.12) Рисунок 12 – Сопоставительные данные обследования лексической системы дошкольников с ОНР экспериментальной группы (констатирующий и контрольный эксперимент.)
Проанализировав показатели констатирующего и контрольного эксперимента, мы можем сделать вывод, что коррекционная работа, направленная на формирование у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов, показала значительную динамику в развитии детей. Значительно увеличился объем словаря, активизировалась речевая деятельность. На этапе контрольного эксперимента из 15 детей 9 смогли составить самостоятельный рассказ, 8 сделали это с небольшой помощью взрослого, пятерым понадобилась помощь, но не говорящих детей уже не было. Улучшилось структурное оформление высказываний. Дети стали в большинстве случаев правильно согласовывать существительные с прилагательными в падежах и числах, подбирать прилагательные к существительным, работать по сюжетным картинкам. Проследив динамику формирования навыков построения описательных рассказов у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, можно сделать вывод, что выполнение детьми экспериментальных заданий, направленных на формирование навыков составления описательных рассказов, дало положительные результаты. В результате проведения коррекционных мероприятий со старшими дошкольниками с ОНР усовершенствовались не только навыки построения описательных рассказов, но также улучшились и прочие показатели сформированности связной речи.
Выводы по 2 главе
Составление описательных рассказов детьми с ОНР на констатирующем этапе исследования характеризовалось затруднением в построении фраз; использование перефразировок и жестов; потерей основной нити содержания, запутанностью описываемых событий; затруднения в выражении главной мысли, незаконченность фраз. В их рассказах преобладали простые распространенные предложения, почти не употреблялись сложные конструкции. Наблюдались ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; большое количество ошибок в использовании как простых, так и сложных предлогов. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. Их речь была бедна выразительностью оформления. У них в большей степени страдал уровень языкового оформления текста, чем семантическая структура текста, внутреннее программирование. Коррекционная работа, направленная на формирование у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов, показала значительную динамику в развитии детей. Значительно увеличился объем словаря, активизировалась речевая деятельность. На этапе контрольного эксперимента из 15 детей 9 смогли составить самостоятельный рассказ, 8 сделали это с небольшой помощью взрослого, пятерым понадобилась помощь, но не говорящих детей уже не было. Улучшилось структурное оформление высказываний. Дети стали в большинстве случаев правильно согласовывать существительные с прилагательными в падежах и числах, подбирать прилагательные к существительным, работать по сюжетным картинкам.
Проследив динамику формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, можно сделать вывод, что выполнение детьми экспериментальных заданий, направленных на формирование навыков составления описательных рассказов, дало положительные результаты. В результате проведения коррекционных мероприятий со старшими дошкольниками с ОНР усовершенствовались не только навыки построения описательных рассказов, но также улучшились и прочие показатели сформированности связной речи.
Заключение
Монологическая речь является важной ступенью в речевом развитии ребенка. Монолог характеризуется связностью, осмысленностью, участием одного активного участника действа (говорящего). Описательный рассказ является разновидностью монологической речи, характеризующейся преимущественным фиксированием признаков предмета в их совокупности, статичностью и отнесенностью в большей степени к настоящему времени. Способность к составлению описательных рассказов обогащает речь ребенка и является необходимым условием полноценного речевого развития дошкольника. Развитие описательной монологической речи является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка и опирается на основные психологические процессы: восприятие, память, воображение. Существует множество методик, предназначенных для развития описательной монологической речи дошкольников, а также разработанных рекомендаций для развития описательной монологической речи дошкольниками с речевыми нарушениями в повседневной жизни. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР развитие связной речи существенно отстает от возрастной нормы, а навыки построения описательных рассказов у них сформированы в недостаточной степени. Существует множество различных методических приемов, направленных на обучение старших дошкольников с ОНР рассказыванию, а также на формирование у них навыков построения описательных рассказов, что представляет особый интерес в рамках нашего исследования. Для изучения особенностей построения описательных рассказов старшими дошкольниками с ОНР и формирования соответствующего навыка, нами было проведено эмпирическое исследование, проходящее в три этапа. На первом (констатирующем) этапе исследования нашей задачей было определение степени сформированности навыков построения описательных рассказов детьми с ОНР и их сопоставление с результатами контрольной группы, в которую вошли дети того же возраста с нормальным речевым развитием. Результаты констатирующего исследования показали, что при составлении описательных рассказов дети с ОНР затруднялись строить фразы, прибегали к перефразировкам и жестам, теряли основную нить содержания, путали события, затруднялись в выражении главной мысли, часто не заканчивали фразы. В их рассказах преобладали простые распространенные предложения, почти не употреблялись сложные конструкции. Наблюдались ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; большое количество ошибок в использовании как простых, так и сложных предлогов. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. Их речь была бедна выразительностью оформления. У них в большей степени страдал уровень языкового оформления текста, чем семантическая структура текста, внутреннее программирование.
На формирующем этапе исследования нами была проведена коррекционная работа, направленная на формирование у старших дошкольников с ОНР навыков построения описательных рассказов, которая показала значительную динамику в развитии детей на контрольном этапе исследования. Значительно увеличился объем словаря, активизировалась речевая деятельность. На этапе контрольного эксперимента из 15 детей 9 смогли составить самостоятельный рассказ, 8 сделали это с небольшой помощью взрослого, пятерым понадобилась помощь, но не говорящих детей уже не было. Улучшилось структурное оформление высказываний. Дети стали в большинстве случаев правильно согласовывать существительные с прилагательными в падежах и числах, подбирать прилагательные к существительным, работать по сюжетным картинкам.
Проследив динамику формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, можно сделать вывод, что выполнение детьми экспериментальных заданий, направленных на формирование навыков составления описательных рассказов, дало положительные результаты. В результате проведения коррекционных мероприятий со старшими дошкольниками с ОНР усовершенствовались не только навыки построения описательных рассказов, но также улучшились и прочие показатели сформированности связной речи. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Список литературы
1. Базуки, Н. Использование художественных произведений и иллюстрированного материала для обогащения представлений детей //Дошкольное воспитание / Н.Базуки. – Московский пед. Вестник – 2012, №6 – С. 78 - 93. 2. Борчакова, Д.Н. О связности в устных коммуникациях // Синтаксис текста. М.: Наука, 1979. С. 248—261; 3. Винокур, Т.Г. Монолог // Русский язык: энциклопедия. Изд. 2-е, перераб. доп. / Гл. ред. Ю.Н.Караулов. М.: Дрофа, 1998. – 240 с. 4. Воробьёва, В.К. Обучение детей с нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи / В.К.Воробьева // Дефектология — 1990., № 4. — C.40–47. 5. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. – Т. 5. – 368 с. 6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев, Г. А. Фомичева, О.С. Ушакова. – М.: Наука, 2011. – 362 с. 7. Гербова, В.В. Рассказывание по восприятию / В.В.Гербова // Дошкольное воспитание – 1975., № 9. С. 8. 8. Гиндин, С.И. Внутренняя организация текста. Элементы теории и семантический анализ / С.И.Гиндин // - М.: Русский язык, 1972 - 264 c. 9. Глухов, В.П. Особенности обучения рассказыванию по картинке детей дошкольного возраста с ОНР / В.П.Глухов// Дефектология – 1986., № 3 — С.73 -80. 10. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - 2-е изд., испр. и доп. / В.П. Глухов — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с. 11. Глухов, В.П. Методика формирования связной речи дошкольников / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2001.- 342 c. 12. Ельцова, О.М. Методика обучению пересказу / О.М. Ельцова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009., № 1 - С.27–34. 13. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Академия, 2004. – 352 с. 14. Жинкин, Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н.И Жинкин // Риторика – 2014., № 1. - C.13–21. 15. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи / Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 2012. – 525 с. 16. Жукова, Н.С., Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. // М., Просвещение,1990. – 462 c.
17. Жуковcкая, Р.И. Роль картинки в воспитании ребенка дошкольного возроста / Р. И. Жуковекая. – М.: Наука, 2011. – 363 с. 18. Зарубина, Ю.М. Методика обучения связной речи / Ю. М. Зарубина. - М.: Русский язык, 2010. - 167 с. 19.. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. / А.И. Зюзина, И.И. Сидорова. - г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г. — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 103-105. 20. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 2012. – 342 с. 21. Кудрова, Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51–54. 22. Ладыженская, Т. А. Связная речь. Методика развития речи на уроках Система работы по развитию связной устной речи русского языка / Т. А. Ладыженская. – М.: 2002. – 342 с. 23. Ладынежская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи. — М., 1975г. — с. 5 -10 24. Лебедева, И. Н. Играем и рассказываем по картине: модель обучения. — Дошкольная педагогика \ Октябрь \ 2009. — с.43–44. 25. Левина, Р. Е. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р. Е. — М., 1968. — с.67–165. 26. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. – М.: Наука, 1994. – 248 с. 27. Леушина А.М. К вопросу о культуре логической мысли дошкольника // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н.Б. Мчедлидзе. М., 1988. С. 421—422. 28. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд., доп. – М.: Большая рос. энцикл., 2002. – 709 с. 29. Лурия, А. Р. Речь и мышление (материалы к курсу лекций по общей Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во МГУ, психологии) / А. Р. Лурия. – М.: Изд-во МГУ, 1999. - 120 с. 30. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ, 1974. С. 94 31. Омельченко, Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102–115. 32. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Наука, 2010. – 534 с. 33. Поспелов, Н.С. Мысли о связной речи и русской грамматике: Избранные труды / Н.С. Поспелов. – М.: Наука, 2011. - 179 с. 34. Расторгуева, Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50–53. 35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989.- с.136. 36. Смольникова, Н.Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников. Автореф. дис. канд. пед. наук. / Н. Г. Смольникова. - М.: Академия, 2010. 37. Смышляева, Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, C. 7–12. 38. Соболева, А.В., Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника — Екатеринбург, 1997. — с. — 5–10. 39. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М.,1980. — с.158–165. 40. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. - М.: Педагогика,2009. – 524 с. 41. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2011. – 253 с. 42. Ткаченко, Т.А. В первый класс без дефектов речи — СПб.,1997. — с. 15–79. 43. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит — СПб.,1997. — с.8–62. 44. Ушакова, О.С., Струнина Е. М. Методика развития речи детям дошкольного возраста.// М., Владос, 2003. 45. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О. С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. – 324 с. 46. Ушинский, К.Д. Родное слово. Новосибирск: Детская литература, 1994. 47. Филичева, Т. Б., Чиркина Г. В. Логопедическая работа в специализированном детском саду. — М., 1987. — с.71–108. 48. Филичева, Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада — М., 1999. — с.36–112. 49. Филичева, Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.// М., 1991. 50. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при ОНР // Психолингвистика и современная логопедия. – М., 1997. – С.41-47. 51. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957.С. 113—129.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|