Результаты экспериментальной работы
Пустая строка По завершении формирующей части исследования был проведен контрольный этап педагогического эксперимента. Методика проведения обследования дошкольников на контрольном этапе была прежней. Как и ранее, инструкции предъявлялись детям в устной форме с использованием иллюстративного материала (см. приложение 1). Полученные результаты фиксировались в таблицах и подвергались анализу. Остановимся на результатах обследования старших дошкольников с ОНР по названным диагностическим заданиям, которые также получили отражение в материалах приложения 4. Диагностическое задание 1 – «Называние действий по предъявленному предмету». Далее пишутся результаты по каждому диагностическому заданию (методике). Сопоставляется, что было на констатирующем этапе и что стало на контрольном. Если при описании констатирующего этапа Вы делали акцент на ошибках, недостатках, сложностях, отмечавшихся у детей, то теперь надо сделать акцент на позитивной динамике, произошедшей у испытуемых. Уровни развития глагольного словаря старших дошкольников с нарушениями речи (по результатам констатирующего и контрольного этапов исследования) представлены на рисунке 8. Можно сделать гистограмму, на которой будут представлены данные, полученные до и после проведения формирующего этапа эксперимента. Рисунок 8 - Уровень развития у детей глагольного словаря на констатирующем и контрольном этапах исследования
На основании полученных данных сделаем следующий вывод. Тут нужен вывод по контрольному этапу: качественная оценка того, что Вы развивали (формировали, коррегировали) у испытуемых. Изложенный материал подтверждает, что проведенная экспериментальная работа явилась эффективной. Нами была достигнута поставленная цель, задачи решены, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Выводы по 2 главе Пустая строка Проведенное экспериментальной исследование в констатирующем, формирующем и контрольном вариантах позволяет сделать следующие выводы. Первый абзац – про констатирующий этап Второй абзац – про формирующий этап Третий абзац – про контрольный этап Объём – примерно 1 страница, не больше 2-х. Заключение Пустая строка Заключение пишется по задачам, которые были представлены во введении. Начинаем с кратких теоретических данных, потом – про констатирующий этап, далее – про формирующий, потом – про контрольный. Глагол, являясь самостоятельной частью речи, обозначает процесс и выражает это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени, лица, а также числа и рода. Слова данной части речи широко используются в процессе общения, занимая одно из центральных мест в структуре синтаксических конструкций различного типа. В этой связи усвоение глагольного словаря представляет собой одну из важных задач в методике развития речи детей дошкольного возраста. У детей с нарушениями речи наблюдается резкая ограниченность глагольного словаря. Это приводит к тому, что дошкольники данной категории не могут выразить в самостоятельной речи необходимые действия, состояния. При продуцировании фразы дети опускают слова-глаголы или заменяют их существительными. Дошкольники не замечают отсутствия связей между словами, предпочитая зачастую употребление глаголов форме инфинитива, т.е. в начальной форме (И.Ю. Кондратенко, Р.И. Лалаева, Н.А. Никишина, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). И так далее. Объём заключения в среднем – 3 листа. Таким образом, поставленная нами цель была достигнута, задачи исследования решены, выдвинутая гипотеза экспериментально проверена и подтверждена.
В эксперименте выделялись следующие задачи: 1. Изучить и определить методы исследования. 2. Сформировать экспериментальную и контрольную группы. 3. Провести констатирующий эксперимент. 4.Выявить и систематизировать преобладающие трудности, с которыми сталкиваются в ходе составления описательных рассказов. 5.Проанализировать и оформить результаты произведенного исследования. 6.Сделать соответствующие выводы. В констатирующем эксперименте принимали участие подготовительные группы детей с ОНР. Проведение исследования навыков построения описательных рассказов у детей с общим недоразвитием речи было необходимо для того, чтобы впоследствии констатировать какие-либо изменения в уровне сформированности навыков построения описательных рассказов детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Изучение навыков составления описательных рассказов производилось при помощи методики диагностики устной речи В.П. Глухова, [10] в которой для оценки успешности выполнение заданий методики была применена балльно-уровневая система. Каждое задание оценивалось в отдельности, затем высчитывалась сумма баллов за все задание, за серию. Далее суммарная оценка за выполнение заданий соотносилась с уровнями успешности детей сопоставительной группы, каждому из которых соответствовало определенное количество баллов. 1. ………. Уровни семантической оценки текста: I уровень (самый высокий). Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и др. связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. Оценка - 4 балла. II уровень (выше среднего). Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность не нарушена, не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. Оценка - 3 балла.
III уровень (средний). Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья искажены (1-2), б) имеются основные смысловые звенья, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1-2). Оценка - 2 балла. IV уровень (низкий). Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Не вскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. Оценка - 1 балл. V уровень - отсутствие рассказа. Вместо рассказа - ответы на вопросы либо воспроизводится 1-2 предложения. Оценка - 0 баллов. Уровни языкового оформления текста: I уровень (самый высокий). Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. Оценка - 4 балла. II уровень (выше среднего). В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. Оценка - 3 балла. III уровень (средний). В рассказе имеются лишь отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют или представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий. Оценка - 2 балла. IV уровень (низкий): а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания рассказа предложений. Оценка - 1 балл. V уровень: а) отсутствие рассказа, б) вместо рассказа- 1-2 предложения. Оценка - 0 баллов. 2) С опорой на сюжетную картинку. Повествование, а не описание Процедура: ребенку предлагается сюжетная картинка. Задаются вопросы Инструкция: после отработки содержания картинки с помощью вопросов ребенку дается инструкция «А теперь составь рассказ по этой картинке. Он будет называться «В лесу». Картинка не убирается. В случае значительных затруднений, длительных пауз задается один из вопросов диалога.
Материал для исследования: сюжетная картинка «В лесу». Оценка: критерии оценок, а также уровни оценки рассказа с учетом выделенных критериев те же, что и при анализе рассказа по серии сюжетных картинок. 2. Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки. Тоже повествование Процедура: перед ребенком выкладываются серии сюжетных картинок в беспорядке (для серии «Ёжик и гриб» -2,1,3; для серии «Приключения зонтика» -2,4,1,3; для серии «Кот и грач» - 3,1,4,2) Инструкция: «Я разложила картинки неправильно, не в том порядке. Посмотри внимательно на картинки и разложи их в правильном порядке». Если ребенок раскладывает картинки правильно, выполнение задания одобряется: «Ты правильно разложил. Молодец. А теперь составь рассказ по этим картинкам, который будет называться... (Ёжик и гриб. Приключения зонтика. Кот и грач)». Если ребенок неправильно раскладывает картинки, говорим: «Ты тоже разложил картинки неправильно. Посмотри, в каком порядке их надо разложить». Далее картинки раскладываются в правильной последовательности, после чего дается инструкция: «А теперь внимательно рассмотри эти картинки и составь рассказ, который будет называться... (Ёжик и гриб. Приключения зонтика. Кот и грач.)». Материал для исследования: серии сюжетных картинок: – серия из 3-х сюжетных картинок «Ежик и гриб»: Ежик идет по лесу. Пошел дождь, ежик лег спать, сумку поставил на гриб. Дождь прошел, гриб вырос, сумку не достать. – серия из 4-х сюжетных картинок «Приключения зонтика»: 1 – Девочка шла под зонтом. 2 – Налетел ветер, зонтик вырвался из рук девочки. 3 – Ворона подхватила зонтик. 4 – Дождик закончился. Из зонтика ворона сделала гнездо. – серия из 4-х сюжетных картинок «Кот и грач»: 1 - Грач и грачата сидят в гнезде. 2 - Грач улетел, а грачата остались одни. 3 - Кот залез на дерево, чтобы схватить грачат. 4 - Грач клюнул кота в нос. Кот упал с дерева. Оценка: прежде всего оценивается, как ребенок разложил серию сюжетных картинок. Правильное выполнение задания по серии из трех картинок оценивается в 3 балла, по серии из четырех картинок - в 4 балла. Неправильное выполнение задания оценивается в 0 баллов. Далее оценивается характер составленного рассказа. Критерии оценок и уровни выполнения задания по составлению рассказа аналогичны представленным ранее. 3. Составление рассказа по сюжетной картинке. Процедура: ребенку предлагается сюжетная картинка «Зимние забавы»
Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на картинке. Составь рассказ, который будет называться... (Зимние забавы. Летом на даче.)». Материал для исследования: сюжетные картинки «Зимние забавы», «Летом на даче». Оценка: рассказ оценивается по представленным выше критериям и уровням выполнения задания. 4. Исследование пересказа. 1) Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок. Процедура и инструкция. В начале эксперимента дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ и покажу картинки. А ты внимательно слушай рассказ и приготовься его пересказать. Рассказ называется «Вася и Жучка». Далее выкладывается первая картинка и одновременно читается соответствующий фрагмент текста. Затем выкладывается вторая картинка и т. д. После прочтения последней фразы текста дается инструкция: «А теперь перескажи. Рассказ называется «Вася и Жучка». Картинки не убираются. Материал для исследования: серия из 4-х сюжетных картинок «Вася и Жучка» и устный текст: «Вася важно идет в школу. А собака Жучка несет его портфель. Вдруг Жучка увидела кость. Она бросила портфель, схватила кость и несет за Васей. Около школы Вася оглянулся и хотел взять у Жучки портфель. А в зубах у Жучки вместо портфеля кость. Долго смеялись ребята над его бедой». Оценка: рассказ оценивается с учетом: соответствия его изображаемой ситуации (искажения, добавления): целостности (наличие всех смысловых звеньев, правильная их последовательность); полноты пересказа (наличие пропусков); характера языкового оформления (грамматическая правильность предложений, наличие связующих элементов между предложениями); способа выполнения задания (самостоятельно или с помощью экспериментатора). Рассказ оценивается в баллах, уровень выполнения определяется аналогично представленным выше оценкам и уровням. 2) Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок. Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента давалась следующая инструкция: «Сейчас я расскажу тебе сказку «Лиса и журавль» и покажу картинки. А ты внимательно слушай и приготовься пересказать». Экспериментатор читает сказку и одновременно выкладывает соответствующие содержанию картинки. После прочтения сказки дается инструкция: «А теперь перескажи эту сказку. Она называется «Лиса и журавль». Картинки не убираются. Материал для исследования: серия из 4-х сюжетных картинок и устный текст русской народной сказки «Лиса и журавль». Критерии оценок и уровни выполнения задания аналогичны вышеприведенным. 3) Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Процедура и инструкция. В начале эксперимента дается следующая инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю рассказ и покажу картинку к этому рассказу. А ты внимательно слушай и приготовься пересказать. Рассказ называется... (Три медведя. Две козы.)». Перед ребенком кладется картинка и зачитывается текст. После прочтения рассказа дается инструкция: «А теперь перескажи то, что я прочитала». Материал для исследования: сюжетные картинки и устные тексты русских народных сказок «Три медведя» и «Две козы» («Три медведя»: В домике жили три медведя. Один медведь был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше. А третий был маленький медвежонок. Звали его Мишутка. «Две козы»: На узкой тропинке в горах встретились две козы. С одной стороны, была гора, с другой – глубокая яма (пропасть). Остановились козы. Что же им делать? Тогда одна коза легла и прижалась к земле, а другая осторожно перешла через нее. Так обе козы разошлись, и каждая пошла своей дорогой.). Оценка: пересказы оцениваются по критериям и уровням, описанным выше. 4) Пересказ текста без опоры на наглядность. Процедура: перед началом эксперимента дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, а ты внимательно его послушай и приготовься пересказать». Текст прочитывается. После прочтения текста дается Инструкция: «А теперь перескажи. Рассказ называется... (Катя и Маша. Весна. Галка и кувшин.)». Материал для исследования: короткие и более длинные тексты: «Катя и Маша», «Весна», «Галка и кувшин». «Катя и Маша»: Пошла Катя утром за грибами в лес и взяла с собой Машу. А Маша была маленькой. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину и перенесла через речку. «Весна»: Пришла весна, растаял снег, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочки и пустили их по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видели и в лужу упали. «Галка и кувшин»: Было жарко. Галка захотела пить. А воды поблизости не было. На дворе она увидела кувшин. В кувшине была вода. Галка попробовала попить воды, но не могла достать. Вода была на самом дне, а кувшин был узкий. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднималась все выше и выше. И галка смогла напиться. Оценка: критерии оценок и характер оценки рассказов аналогичны выше представленным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|