Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты экспериментальной работы




Пустая строка

По завершении формирующей части исследования был проведен контрольный этап педагогического эксперимента.

Методика проведения обследования дошкольников на контрольном этапе была прежней. Как и ранее, инструкции предъявлялись детям в устной форме с использованием иллюстративного материала (см. приложение 1). Полученные результаты фиксировались в таблицах и подвергались анализу.

Остановимся на результатах обследования старших дошкольников с ОНР по названным диагностическим заданиям, которые также получили отражение в материалах приложения 4.

Диагностическое задание 1 – «Называние действий по предъявленному предмету».

Далее пишутся результаты по каждому диагностическому заданию (методике). Сопоставляется, что было на констатирующем этапе и что стало на контрольном. Если при описании констатирующего этапа Вы делали акцент на ошибках, недостатках, сложностях, отмечавшихся у детей, то теперь надо сделать акцент на позитивной динамике, произошедшей у испытуемых.

Уровни развития глагольного словаря старших дошкольников с нарушениями речи (по результатам констатирующего и контрольного этапов исследования) представлены на рисунке 8.

Можно сделать гистограмму, на которой будут представлены данные, полученные до и после проведения формирующего этапа эксперимента.

Рисунок 8 - Уровень развития у детей глагольного словаря

на констатирующем и контрольном этапах исследования

 

На основании полученных данных сделаем следующий вывод. Тут нужен вывод по контрольному этапу: качественная оценка того, что Вы развивали (формировали, коррегировали) у испытуемых.

Изложенный материал подтверждает, что проведенная экспериментальная работа явилась эффективной. Нами была достигнута поставленная цель, задачи решены, выдвинутая гипотеза подтвердилась.


 

Выводы по 2 главе

Пустая строка

Проведенное экспериментальной исследование в констатирующем, формирующем и контрольном вариантах позволяет сделать следующие выводы.

Первый абзац – про констатирующий этап

Второй абзац – про формирующий этап

Третий абзац – про контрольный этап

Объём – примерно 1 страница, не больше 2-х.


Заключение

Пустая строка

Заключение пишется по задачам, которые были представлены во введении. Начинаем с кратких теоретических данных, потом – про констатирующий этап, далее – про формирующий, потом – про контрольный.

Глагол, являясь самостоятельной частью речи, обозначает процесс и выражает это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени, лица, а также числа и рода. Слова данной части речи широко используются в процессе общения, занимая одно из центральных мест в структуре синтаксических конструкций различного типа. В этой связи усвоение глагольного словаря представляет собой одну из важных задач в методике развития речи детей дошкольного возраста.

У детей с нарушениями речи наблюдается резкая ограниченность глагольного словаря. Это приводит к тому, что дошкольники данной категории не могут выразить в самостоятельной речи необходимые действия, состояния. При продуцировании фразы дети опускают слова-глаголы или заменяют их существительными. Дошкольники не замечают отсутствия связей между словами, предпочитая зачастую употребление глаголов форме инфинитива, т.е. в начальной форме (И.Ю. Кондратенко, Р.И. Лалаева, Н.А. Никишина, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

И так далее. Объём заключения в среднем – 3 листа.

Таким образом, поставленная нами цель была достигнута, задачи исследования решены, выдвинутая гипотеза экспериментально проверена и подтверждена.

 

 

В эксперименте выделялись следующие задачи:

1. Изучить и определить методы исследования.

2. Сформировать экспериментальную и контрольную группы.

3. Провести констатирующий эксперимент.

4.Выявить и систематизировать преобладающие трудности, с которыми сталкиваются в ходе составления описательных рассказов.

5.Проанализировать и оформить результаты произведенного исследования.

6.Сделать соответствующие выводы.

В констатирующем эксперименте принимали участие подготовительные группы детей с ОНР.

Проведение исследования навыков построения описательных рассказов у детей с общим недоразвитием речи было необходимо для того, чтобы впоследствии констатировать какие-либо изменения в уровне сформированности навыков построения описательных рассказов детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Изучение навыков составления описательных рассказов производилось при помощи методики диагностики устной речи В.П. Глухова, [10] в которой для оценки успешности выполнение заданий методики была применена балльно-уровневая система. Каждое задание оценивалось в отдельности, затем высчитывалась сумма баллов за все задание, за серию. Далее суммарная оценка за выполнение заданий соотносилась с уровнями успешности детей сопоставительной группы, каждому из которых соответствовало определенное количество баллов.

1. ……….

Уровни семантической оценки текста:

I уровень (самый высокий). Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и др. связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации. Оценка - 4 балла.

II уровень (выше среднего). Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность не нарушена, не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. Оценка - 3 балла.

III уровень (средний). Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья искажены (1-2), б) имеются основные смысловые звенья, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1-2). Оценка - 2 балла.

IV уровень (низкий). Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Не вскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. Оценка - 1 балл.

V уровень - отсутствие рассказа. Вместо рассказа - ответы на вопросы либо воспроизводится 1-2 предложения. Оценка - 0 баллов.

Уровни языкового оформления текста:

I уровень (самый высокий). Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. Оценка - 4 балла.

II уровень (выше среднего). В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. Оценка - 3 балла.

III уровень (средний). В рассказе имеются лишь отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют или представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий. Оценка - 2 балла.

IV уровень (низкий): а) рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б) рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания рассказа предложений. Оценка - 1 балл.

V уровень: а) отсутствие рассказа, б) вместо рассказа- 1-2 предложения. Оценка - 0 баллов.

2) С опорой на сюжетную картинку. Повествование, а не описание

Процедура: ребенку предлагается сюжетная картинка. Задаются вопросы

Инструкция: после отработки содержания картинки с помощью вопросов ребенку дается инструкция «А теперь составь рассказ по этой картинке. Он будет называться «В лесу». Картинка не убирается. В случае значительных затруднений, длительных пауз задается один из вопросов диалога.

Материал для исследования: сюжетная картинка «В лесу».

Оценка: критерии оценок, а также уровни оценки рассказа с учетом выделенных критериев те же, что и при анализе рассказа по серии сюжетных картинок.

2. Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки. Тоже повествование

Процедура: перед ребенком выкладываются серии сюжетных картинок в беспорядке (для серии «Ёжик и гриб» -2,1,3; для серии «Приключения зонтика» -2,4,1,3; для серии «Кот и грач» - 3,1,4,2)

Инструкция: «Я разложила картинки неправильно, не в том порядке. Посмотри внимательно на картинки и разложи их в правильном порядке».

Если ребенок раскладывает картинки правильно, выполнение задания одобряется: «Ты правильно разложил. Молодец. А теперь составь рассказ по этим картинкам, который будет называться... (Ёжик и гриб. Приключения зонтика. Кот и грач)».

Если ребенок неправильно раскладывает картинки, говорим: «Ты тоже разложил картинки неправильно. Посмотри, в каком порядке их надо разложить». Далее картинки раскладываются в правильной последовательности, после чего дается инструкция: «А теперь внимательно рассмотри эти картинки и составь рассказ, который будет называться... (Ёжик и гриб. Приключения зонтика. Кот и грач.)».

Материал для исследования: серии сюжетных картинок:

– серия из 3-х сюжетных картинок «Ежик и гриб»: Ежик идет по лесу. Пошел дождь, ежик лег спать, сумку поставил на гриб. Дождь прошел, гриб вырос, сумку не достать.

– серия из 4-х сюжетных картинок «Приключения зонтика»: 1 – Девочка шла под зонтом. 2 – Налетел ветер, зонтик вырвался из рук девочки. 3 – Ворона подхватила зонтик. 4 – Дождик закончился. Из зонтика ворона сделала гнездо.

– серия из 4-х сюжетных картинок «Кот и грач»: 1 - Грач и грачата сидят в гнезде. 2 - Грач улетел, а грачата остались одни. 3 - Кот залез на дерево, чтобы схватить грачат. 4 - Грач клюнул кота в нос. Кот упал с дерева.

Оценка: прежде всего оценивается, как ребенок разложил серию сюжетных картинок. Правильное выполнение задания по серии из трех картинок оценивается в 3 балла, по серии из четырех картинок - в 4 балла. Неправильное выполнение задания оценивается в 0 баллов.

Далее оценивается характер составленного рассказа. Критерии оценок и уровни выполнения задания по составлению рассказа аналогичны представленным ранее.

3. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Процедура: ребенку предлагается сюжетная картинка «Зимние забавы»

Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на картинке. Составь рассказ, который будет называться... (Зимние забавы. Летом на даче.)».

Материал для исследования: сюжетные картинки «Зимние забавы», «Летом на даче».

Оценка: рассказ оценивается по представленным выше критериям и уровням выполнения задания.

4. Исследование пересказа.

1) Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок.

Процедура и инструкция. В начале эксперимента дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ и покажу картинки. А ты внимательно слушай рассказ и приготовься его пересказать. Рассказ называется «Вася и Жучка». Далее выкладывается первая картинка и одновременно читается соответствующий фрагмент текста. Затем выкладывается вторая картинка и т. д. После прочтения последней фразы текста дается инструкция: «А теперь перескажи. Рассказ называется «Вася и Жучка». Картинки не убираются.

Материал для исследования: серия из 4-х сюжетных картинок «Вася и Жучка» и устный текст: «Вася важно идет в школу. А собака Жучка несет его портфель. Вдруг Жучка увидела кость. Она бросила портфель, схватила кость и несет за Васей. Около школы Вася оглянулся и хотел взять у Жучки портфель. А в зубах у Жучки вместо портфеля кость. Долго смеялись ребята над его бедой».

Оценка: рассказ оценивается с учетом: соответствия его изображаемой ситуации (искажения, добавления): целостности (наличие всех смысловых звеньев, правильная их последовательность); полноты пересказа (наличие пропусков); характера языкового оформления (грамматическая правильность предложений, наличие связующих элементов между предложениями); способа выполнения задания (самостоятельно или с помощью экспериментатора).

Рассказ оценивается в баллах, уровень выполнения определяется аналогично представленным выше оценкам и уровням.

2) Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок.

Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента давалась следующая инструкция: «Сейчас я расскажу тебе сказку «Лиса и журавль» и покажу картинки. А ты внимательно слушай и приготовься пересказать». Экспериментатор читает сказку и одновременно выкладывает соответствующие содержанию картинки. После прочтения сказки дается инструкция: «А теперь перескажи эту сказку. Она называется «Лиса и журавль». Картинки не убираются.

Материал для исследования: серия из 4-х сюжетных картинок и устный текст русской народной сказки «Лиса и журавль».

Критерии оценок и уровни выполнения задания аналогичны вышеприведенным.

3) Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку.

Процедура и инструкция. В начале эксперимента дается следующая инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю рассказ и покажу картинку к этому рассказу. А ты внимательно слушай и приготовься пересказать. Рассказ называется... (Три медведя. Две козы.)». Перед ребенком кладется картинка и зачитывается текст. После прочтения рассказа дается инструкция: «А теперь перескажи то, что я прочитала».

Материал для исследования: сюжетные картинки и устные тексты русских народных сказок «Три медведя» и «Две козы» («Три медведя»: В домике жили три медведя. Один медведь был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше. А третий был маленький медвежонок. Звали его Мишутка. «Две козы»: На узкой тропинке в горах встретились две козы. С одной стороны, была гора, с другой – глубокая яма (пропасть). Остановились козы. Что же им делать? Тогда одна коза легла и прижалась к земле, а другая осторожно перешла через нее. Так обе козы разошлись, и каждая пошла своей дорогой.).

Оценка: пересказы оцениваются по критериям и уровням, описанным выше.

4) Пересказ текста без опоры на наглядность.

Процедура: перед началом эксперимента дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, а ты внимательно его послушай и приготовься пересказать». Текст прочитывается. После прочтения текста дается Инструкция: «А теперь перескажи. Рассказ называется... (Катя и Маша. Весна. Галка и кувшин.)».

Материал для исследования: короткие и более длинные тексты: «Катя и Маша», «Весна», «Галка и кувшин».

«Катя и Маша»: Пошла Катя утром за грибами в лес и взяла с собой Машу. А Маша была маленькой. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину и перенесла через речку.

«Весна»: Пришла весна, растаял снег, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочки и пустили их по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видели и в лужу упали.

«Галка и кувшин»: Было жарко. Галка захотела пить. А воды поблизости не было. На дворе она увидела кувшин. В кувшине была вода. Галка попробовала попить воды, но не могла достать. Вода была на самом дне, а кувшин был узкий. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднималась все выше и выше. И галка смогла напиться.

Оценка: критерии оценок и характер оценки рассказов аналогичны выше представленным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...