Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность описательного рассказа




 

Овладение монологической речью — необходимая ступень развития речи дошкольников, поскольку именно при построении монолога в наибольшей степени проявляются их речевые умения. Развивая монологическую речь детей, нужно знать характерные черты этой формы речи.

В определении Т.Г.Винокур монолог характеризуется так: «Монолог — это форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, не рассчитанная на активную же, сиюминутную словесную реакцию» [3, c.128].

Кроме того, Т.Г.Винокур подчеркивает следующие отличия монолога от диалога: в его создании участвует один человек, монологическое высказывание более контекстное, оно отличается большей связностью и логической последовательностью, кроме того, оно протекает относительно долго по времени, поэтому его объем чаще всего превосходит объем диалогической реплики. Монологическое высказывание также отличается от диалогического высказывания (реплики) четким структурным построением. Любой монолог состоит из трех частей: 1) начала (зачин, вступление), 2) середины, 3) конца (завершение) высказывания [3].

Структура монолога подчинена его теме, которая определяет целостность и взаимосвязь его частей (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли говорящего). От начала (зачина) зависит содержание основной части монолога, а конец монолога подводит итог всему сказанному.

 

Целостность монолога обеспечивается его связностью (связью между словами в предложении, между предложениями, между частями монолога). «Ключ» к связному построению монолога скрывается в актуальном членении предложений, т.е. выделении них данного и нового.

Непрерывное движение, цепь мыслей в связной речи ученые связывают с теорией «актуального членения» предложения (В.В.Виноградов, Г.А.Золотова, Г.К.Крушельницкая, В.Матезиус Г.Л.Солганик). Эта теория выделяет тему и рему: «исходный пункт» («данное») и «новое». При построении текста говорящий отталкивается от того, что уже сказано и делает шаг вперед в развитии мысли, сообщая новое. В движении мысли участвует каждое предложение.

Как правило, в русском языке новое выносится в конец предложения, это позволяет логически последовательно воспринимать мысль говорящего. Если это правило нарушается, то восприятие мысли затрудняется. В потоке связной речи повтор строго обусловлен: повторяется то слово, которое выражает смысл высказывания. Лексический повтор придает речи ясность и точность, хотя исследователи и отмечают узость сферы употребления этого вида связи [2].

Повторение одного и того же слова бывает не всегда желательным, чтобы избежать однообразия, прямой повтор как способ связи чередуется с другими способами связи.

Как считал Л.В.Щерба, монолог лежит в основе литературного языка, ибо всякий монолог и есть литературное произведение в зачатке. Монолог он рассматривал как организованную систему облеченных в словесную форму мыслей, являющуюся преднамеренным воздействием на окружающих. Поэтому для монолога характерны такие отличительные черты как большая приближенность к книжной речи, его выразительность и образность[51].

Писатели для выразительности произведений используют лексические, стилистические, синтаксические и другие средства. Для детей более доступными являются лексические и интонационные средства.

К наиболее часто употребляемым лексическим средствам выразительности относятся: тропы (метафора, сравнение, эпитеты), аллегории, метонимии, перифразы и т.п.

Монологическая речь является это организованным видом речи, при котором говорящий программирует весь свой монолог как единое целое. Из-за его определенной композиционной сложности, формированию навыка ведения монолога необходимо обучаться. По мнению Л.В. Щербы, лишь немногие люди, обладающие литературным дарованием, способны к ведению монолога, а большинство оказывается не в состоянии что-либо связно рассказать [51].

Рассказ — самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) — более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям.

Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу. По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Описание — это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным.

Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины), затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета или о действиях с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового процесса опирается на его последовательность (как я делаю лодочку, стирка и т. п.).

Разновидности описательных рассказов — сравнительный и объяснительный рассказы. В детском саду дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении их однозначных признаков (например, сначала по величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме). Полезны и объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом называемых действий. Объяснить что-то другому лицу — значит подвести его в определенной последовательности к пониманию главных связей и отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается. Например, ребенок может объяснить товарищу, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в какую-либо игру.

Четкое и конкретное определение описания дает О.А.Нечаева: «Описание — это модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании, имеющая для этого определенную языковую структуру» [30,с. 18].

Из анализа лингвистической характеристики описания, данной работе О.А.Нечаевой, можно выделить ряд особенностей описания, которые отличают его от других типов монолога.

Наличие объекта речи, или объекта описания. Объект описания, как правило, называется в начале описания. В загадке объект подразумевается, а не называется, в этом случае его называет отгадавший, ориентируясь на перечисленные признаки.

Объектом описания могут быть предметы окружающего мира, игрушки, явления живой и неживой природы, люди, животные, помещения, их внутреннее убранство, ландшафты и пр., а также их изображения (картины, фотографии).

Описание отличается специфичными функциями, которые заключаются либо в перечислении внешних признаков объектов (жанры описания — портрет, интерьер, пейзаж), либо в перечислении внутренних признаков объектов: качеств человека, особенностей его поведения, свойств материала, признаков сезона, повадок и мест обитания животных и т.д. (жанр описания — характеристика).

Еще одной особенностью описания является статичность, выражающаяся в едином временном плане. Признаки объекта описания наблюдались или наблюдаются в определенный момент, поэтому в описании, как правило, используются глаголы одного времени, смешение времен не допускается. Нередко описание сравнивают с фотографией предметов, явлений, запечатленных какой-то определенный по времени момент.

Структура описания соответствует его функциям. Его композиционная схема (структура), как уже говорилось, включает:

— общую характеристику объекта, передающую впечатления от объекта или его основные признаки;

— последовательное перечисление отдельных признаков;

— оценочное суждение, вывод.

Структура описания отличается гибкостью. Во-первых, третья часть в него может включаться не всегда. Она может либо опускаться, либо отдельное оценочное суждение может служить началом, первой частью описания.

Особенностью описания является использование специфических для него речевых средств. Чаще всего в описании встречаются:

— существительные, называющие части или детали объектов;

— прилагательные, характеризующие особенности объекта описания;

— тропы (эпитеты, сравнения, метафоры и др.);

— синонимы, антонимы, многозначные слова;

— глаголы в описании применяются реже: они нужны для определения временных признаков объекта описания.

Если же необходимости в определении временных признаков объекта описания нет, то описание обходится без глаголов [29].

Таким образом, монологическая речь является важной ступенью в речевом развитии ребенка. Монолог характеризуется связностью, осмысленностью, участием одного активного участника действа (говорящего). Описательный рассказ является разновидностью монологической речи, характеризующейся преимущественным фиксированием признаков предмета в их совокупности, статичностью и отнесенностью в большей степени к настоящему времени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...