Кĕтÿ умĕн пăтти
Кĕ тÿ умĕ н пă тти (жертвоприношение кашей перед первым выгоном скота на пастбище)
Весной после таяния снега перед выгоном скота на пастбище также совершают жертвоприношение подобно тому, как это делается перед севом, с кашей и 12 мелкими лепешками (юсман) для 12 ырă. Хозяин все это так же показывает " добрым духам", как мы это описали уже в жертвоприношении перед пахотой. Позже, при совершении жертвоприношения кашей, хозяин встает в избе перед столом, обращаясь лицом к востоку, и молится таким образом:
Тав тă ватă п, пуç ç апатă п, кĕ тÿ умĕ н пă тти чÿ клетĕ п. Выльă хсене Тур аллине хире кă ларса яратпă р. Кĕ ркуннеччен лайă х сывлă хлă ç ÿ реме пар. Амин. Турă, ç ырлах.
Благодарствую, бью челом, приношу в жертву " предстадную кашу". Отпускаем домашний скот в степь и передаем в руки Бога. Дай им пастись до осени в добром здравии. Аминь. Боже, помилуй.
По завершении молитвы хозяин один раз кланяется, а кашу съедают. (Улхаш).
Учук (полевое жертвоприношение)
Самая известная, самая большая жертва чувашей — учук *, которую справляют в торжественной обстановке в течение двух-трех дней намного раньше уборки урожая, во время созревания зерна. В настоящее время, конечно, она в стадии изчезновения, не только благодаря стараниям христианских священников, но и потому, что из года в год увеличивается число бедных среди народа и вряд ли они могут добывать дорогой скот, необходимый для жертвоприношения. Этот обряд редко совершается даже и в исключительно языческой среде. Несколько лет тому назад в более благополучные времена была очень известной полевая жертва села Киштек, находящегося в Буинском уезде Симбирской губернии в краю анатри, которую обычно вместе справляет девять деревень, по какой причине ее называли " полевой жертвой девяти деревень" (тă хă р ял учукĕ ). Чтобы увидеть, участвовать в ней и погостить, чуваши приходили сюда из далеких земель.
В районе Улхаш полевую жертву совершают в один из заранее установленных дней недели после ç имĕ ка (в субботу перед воскресеньем Святой троицы) за счет всей деревни при участии в ней жителей от мала до велика. Еще до жертвоприношения в один день собираются старцы деревни, приглашают жреца и держат совет о жертве, о количестве и качестве приносимых в жертву животных. Чего и сколько зарезать — это определяет жрец. Жертвенные животные обычно включают следующих: 1 теленка * " за черный люд" (хура халă хшă н), то есть за благополучие всех трудовых людей. 1—2 баранов " за благополучие трех видов скота" (виç ĕ тĕ слĕ выльă х-чĕ рлĕ хшĕ н) **. 1—2 баранов " за благополучие семи видов зерновых" (ç ичĕ тĕ слĕ тырă -пулă шă н). 1—2 баранов за прегрешения в данном году (айă пшă н). Далее режут еще несколько (5, 6, 7) гусей. Только в самые последние худые времена стало принятым жертвовать теленка " за черный люд". Раньше вместо него всегда приносили в жертву белую кобылу. Число баранов и гусей всегда определяет жрец в зависимости от меры согрешений, совершенных жителями деревни со времени последней полевой жертвы (драка, убийство, разврат). К атрибутам учук кроме жертвенных животных относится еще и каша. Объем ячменной каши определяют старики. Они подсчитывают, сколько все это будет стоить и делят эту сумму по домам " по дыму трубы" (тĕ тĕ мрен), то есть кто сколько должен платить***. Если кто не хочет внести свою долю, то насильно у него не берут, даже не ссорятся из-за этого, так как одно из важнейших условий жертвы, чтобы все это происходило мирно и без всяких ссор.
Жертва адресована самому Богу (Турă ), ею просят здоровья для народа, плодовитости для живности, обилия, благоденствия для хлебов, но главным образом молятся о дожде (чуваши утверждают, что обычно бывает дождь уже в тот день, но если не сразу, то днями позже). Когда наступает обговоренный день жертвоприношения, собираются старики и мужчины (женщины и дети выходят попозже), рано утром выгоняют жертвенных животных на место жертвоприношения, в поле, обычно на берег какой-нибудь речки, на чистое место. С собой они берут котел, дрова и все, что нужно для стряпни, готовят место для костра, вешают котел на забитые в землю колы и ждут жертвоприношения. Выходит вперед самый уважаемый старец деревни, " глава жертвы" (чÿ к поç ç и) или " произносящий молитву" (кĕ л кĕ лекен), в первую очередь он держит за веревку теленка и стоит с лицом к востоку в шубе, держа свою шапку под левой мышкой. За его спиной на расстоянии нескольких шагов стоят еще четверо других стариков, а с ними вместе знахарь и одна старуха, которые сварят потом мясо жертвы. Другие присутствующие только следят за этими на почтительном расстоянии. Толпа утихает, впереди кто-то из помощников " главы жертвы" умывает водой голову теленка, своей мокрой рукой несколько раз проводит по спине теленка, потом, держа в руке веревку, произносящий молитву начинает речитативом читать молитву учук:
Ç ырлах, амин, Турă. Учук тă ватпă р. Чĕ ррипелен кĕ лле тă ратпă р, Ă шă питпе, тутлă чĕ лхепе Кĕ лле тă ратпă р, Хура халă хпа пуç ç апатпă р, Йă лă натпă р, Ç ырлах, амин. Ç илтен-тă вă лтан сыхла, Вутран-кă вартан сыхла, Вă рă ран-хурахран упра, сыхла, Усал ç ă мă ртан сыхла, Ырлă х, сывлă х пар. Мĕ н калаç са ç ылă ха кĕ тĕ мĕ р пулсан та, Каç ар. Ют тĕ нлĕ ç ынпа, Сă хă лă ç ынпа калаç са Ç ылă ха кĕ тĕ мĕ р пулсан та, Ютă нне сир, Хамă рă нне каç ар, Мĕ н калаç са ç ылă ха кĕ тĕ мĕ р пулсан та айванлă хпа,
Ç ырлах.
Помилуй Боже, аминь. Совершаем полевое жертвоприношение. Предстаем перед тобой на молитву с живой жертвой; с теплыми ликами, со сладкими речами предстаем перед тобой на молитву; со всем черным людом бьем челом, умоляем. Помилуй. Аминь. От ветров и ураганов остереги, от огня и полымени остереги, от разбойников и грабителей остереги и сохрани, от лихого дождя остереги, дай добра и здравия. Если и случалось нам иными словами впадать в грехи, прости нас. Если и случалось впадать в прегрешения в беседах с иноверцами, с корыстолюбцами, отведи чужеверное, прости заблуждения наши в своей вере. Какими бы речами по своей наивности мы не согрешили, помилуй нас.
В конце молитвы делают земной поклон. Между тем задрожит теленок, отряхнет с себя воду, что является знаком того, что Бог с благодарностью принимает из их рук жертву. Его передают кому-то из ближестоящих, который и режет теленка. В это время он говорит такие слова:
Учук тă ватпă р, ç ырлах. Амин.
Совершаем полевое жертвоприношение, помилуй. Аминь.
Потом поголовно приводят баранов и отдельной молитвой их представляют, таким же образом, как только что представили теленка. Отличается только молитва предствления баранов:
Ç ырлах, амин, Турă. Учук тă ватпă р, Чĕ ррипелен кĕ лле тă ратпă р Хура халă х пуç ç апатпă р, Ă шă питпе, тутлă чĕ лхепе Виç тĕ слĕ выльă х-чĕ рлĕ хшĕ н Чун татса, юн тă кса Йă лă натпă р, асă натпă р, Хура халă хпа пуç ç апатпă р. Кĕ сре хыç ç ă н тиха ертме пар, ĕ не хыç ç ă н пă ру ертме пар, Сурă х хыç ç ă н путек ертме пар, Хура халă ха ырлă х, сывлă х пар, Усал-тĕ селтен, йывă рлă хран сыхла. Ç ырлах, амин.
Помилуй, Боже. Аминь. Совершаем полевое жертвоприношение, с живыми жертвами, предстаем перед тобой на молитву, бьем челом со всем черным людом,
с теплыми ликами, со сладкими речами, с тремя породами домашней живности, обрывая жизнь, проливая кровь умоляем, поминаем, со всем черным людом бьем челом. Дай нам таких благ, чтобы кобылице удавалось вести за собой жеребенка, чтобы корове удавалось вести за собой теленка, чтобы овце удавалось вести за собой ягненка, дай черному люду добра и здравия, сохрани от всех напастей и тягот жизни. Помилуй. Аминь.
После этого опять отдают земной поклон. После такого представления и умерщвления, баранов обдирают, мясо разрезают, кладут в котлы и начинают варить. В другом большом котле варят кашу. Пищу готовят знахарка и ее помощница-старуха. Как только мясо и каша сварятся, кто-то объявляет об этом сидящим дома женщинам и детям, чтобы они поторопились на место жертвоприношения. Берут свои тарелки и ложки и идут толпой. Еще до сбора всей деревни встает " глава деревни" с пятью другими стариками на молитву отдельно с телятиной и отдельно со сваренной бараниной. Перед котлами, где варилась телятина он повторяет ту же самую молитву, что и говорил при приношении теленка в жертву. Перед бараньими котлами произносит такую молитву:
Ç ырлах, амин, Турă, Паç ă р чĕ ррипе кĕ лле тă тă мă р, Халь пиç нипе асă натпă р, Ç ич тĕ слĕ тырă шă н-пулă шă н Тав тă ватпă р, пуç ç апатпă р. Пĕ р пĕ рчĕ акса пин пĕ рчĕ илме пар, Тĕ пне хă мă ш пек, Тă рне чакан пек, Пĕ рчĕ шне пă рç а пек. Усал ç ă мă ртан, пă ртан, Ç ил-тă вă лтан упра-сыхла, Ç ырлах, амин.
Помилуй, аминь, Боже. Давеча вставали на молитву с живой скотиной, А теперь помянем со сваренным *, За урожай семи видов хлеба и жита Благодарствуем, бьем челом. Дай нам такого блага, Чтобы, посеяв одно зернышко, Получить тысячу зерен, Стерню уроди с камышину, Вершки уроди с початок рогоза, Зернышки уроди с горошину. От дождей проливных, от градобитий, От ветров и ураганов Сохрани и спаси. Помилуй. Аминь.
Опять кланяются опустив голову. Только после завершения этой молитвы старики начинают делить мясо и кашу между людьми. Когда уже всем дали поровну из всего, но еще не начали есть, " глава жертвы" произносит краткую молитву. Вместе с пятью стариками в правую руку берет кусок хлеба и маленький кусок мяса — это называется алвалли " для руки» * — и, поворачиваясь в сторону востока, так говорит:
Алваллипе кĕ лле тă ратпă р, Ç итменнине ç ак алвалли ç итертĕ р, Ç ырлах, амин.
С розданными по рукам частями жертвы встаем на молитву. Если кому ранее не досталось, пусть с этих розданных по рукам частей жертвы да и достанется. Помилуй. Аминь.
Один раз кланяются, и на этом ритуальная часть жертвоприношения оканчивается, и люди, усаживаясь группами, берутся за еду. Обычно прихватывают с собой из своих запасов и по большой кружке пива, так что позже поднимается у них настроение, шутят, гуляют, но не забывают о торжественности жертвоприношения, поэтому удерживаются от драк и выпивок, так как это не допускает священный статус жертвоприношения. В первый день им достаточно отведать телятины и баранины, а жертвоприношение гусем на второй день. Это совершается таким же образом, как и хур чÿ кĕ (жертва гусем), подробный распорядок которой мы опишем попозже, так как подобная жертва, кроме полевого жертвоприношения, осенью функционирует и отдельно. Там, где села были более крупными или побогаче, или объединялись по девять деревень, полевое жертвоприношение длилось не только днями, даже неделю, иногда до трех недель. Обычно тратили на него всего 200-300 рублей, потому что по обычаю в каждом краю (Вомпукасси) по этому случаю приносили в жертву семьдесят семь разных животных и птиц.
* * * В каждые три года на третий день полевого жертвоприношения " добывают новый огонь " и, по древнему обычаю, каждого жителя деревни и каждую скотину " заставляют пройти через земляные ворота ". Добыча нового огня (ç ĕ нĕ вут) происходит таким образом. Утром третьего дня учука в деревне в каждом доме тушат огонь, и мужчины да почтенные старики выходят на место полевого жертвоприношения добывать новый огонь. С собой берут две сваи, ставят рядом прочно в землю и между ними горизонтально закрепляют шест, но таким образом, чтобы этот шест с помощью веревки можно было крутить вокруг своей оси. Наматывают на него веревку и тянут с двух сторон, приводя в круговое движение, и до тех пор вращают этот шест, пока в одном вращающемся конце не затлеет новый огонь. От него зажигается трут, а с помощью трута разжигают большой огонь, на котором варят жертву. Если новый огонь долго не воспламеняется, то кто-нибудь возвращается в деревню и по очереди осматривает каждый очаг, на самом ли деле потушили старые огни, иначе новый огонь никогда не зажгется. В этот день приносят в жертву двух черных баранов, одного за народ, другого за скот. Чтобы хлеб уродился, варят кашу. Форма приношения этих жертв, а также и молитвы совпадают с тем фрагментом полевого жертвоприношения, при котором в жертву приносится баран. Мясо жертвенных животных варят на новом огне, кроме того, каждый берет домой горящую лучину, которой разжигает в своем очаге потушенный огонь. После того как съедают мясо жертвенных животных и кашу, сами проходят, а также проводят и свою скотину через земляные ворота для предотвращения падежа скота (мур) и чумы. Для этой цели прорывают проход поперек небольшого холма таким образом, чтобы в результате получились земляные ворота, которые настолько глубоки, что лошадь может пройти через них, и ее голова не виднеется сверху. Сперва через эти земляные ворота проходят жители всей деревни, потом таким же образом проводят через землю (ç ĕ р виттĕ р кă лараç ç ĕ ) всю свою скотину, спереди лошадей, за ними крупный рогатый скот и наконец овец. На верху холма, с края земляных ворот стоит жрец, рядом с ним кадка с водой, откуда он брызгает на всех проходящих перед ним людей, также и на скотину, но до этого он заговаривает воду следующим заговором, а после заговора он дует на воду:
Пĕ смĕ лле, амин, Турă, Турран ырлă х ыйтатпă р. Килте-ç уртра та ырлă х пар, Ача-пă ча тĕ лне те ырлă х пар, Виç тĕ слĕ выльă х-чĕ рлĕ хне те ырлă х пар. Ç ил-тă вă лтан та Турă сыхла, Ç ичĕ тĕ слĕ тырă шă н-пулă хшă н. Халă хпа тытса чÿ клетпĕ р. Хура халă хшă н, тĕ нчешĕ н Епле ĕ мĕ тленсе тă ратпă р. Турă, эс сыхла, амин.
Пĕ смĕ лле. Аминь. Боже! У Бога благополучия испрашиваем. Подай нам благополучия и в доме, и в хозяйстве, И на долю детишек благополучия подай, И трем родам скота благополучия подай, И от ветров и бурь, Боже, оберегай Ради семи видов зерновых хлебов. Всем миром совершаем жертвоприношение Ради всего черного люда, всего мирозданья. Боже, ты упаси. Аминь.
После того, как прогнали всю скотину через эти земляные ворота, спокойно отправляются домой, так как на этом оканчиваются все ритуалы трехдневного учук'а.
* * * Среди северных чувашей в районе Вомпукасов полевую жертву называют мă н чÿ к (большая жертва). У них проводится это через несколько дней после Петра и Павла (29 июня). В Козьмодемьянском уезде, по воспоминаниям стариков, до уборки урожая в месяце сена (вут ойă х) тоже проводилось подобное большое жертвоприношение, по случаю которого Богу приносили в жертву 10 баранов, 10 овец и 10 ягнят, чтобы хлеб уродился. Это называли сĕ рем чÿ к, но форма жертвоприношения и молитвы в настоящее время уже полностью забыты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|