Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философское и психолингвистическое обоснование активной и пассивной грамматик




А.И. Заволокин, В.В. Миронов

_________________________________

Активная грамматика

Английского языка

 

Учебное пособие

для студентов вузов, обучающихся по физико-математическим

и инженерно-техническим специальностям

(в том числе: 210101 ″физическая электроника″, 090102 ″компьютерная безопасность″, 220400 ″управление в технических системах″, 230105 ″программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем″)

 

 

Допущено НМС по математике

Министерства образования и науки РФ

в качестве учебного пособия

для студентов вузов, обучающихся по физико-математическим

и инженерно-техническим специальностям

 

Москва

Научно-техническое издательство

«Горячая линия – Телеком»

ББК 81.2.2 Англ.

К12

А.И. Заволокин, В.В. Миронов Активная грамматика английского языка (для физико-математических и инженерно-технических специальностей). М.: - ООО НТИ «Горячая линия - Телеком», 2014. – 240 с.

ISBN_________________

 

Рецензенты:

кафедра педагогики и психологии МГИМО (Университет) МИД России (зав. кафедрой педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор кафедры английского языка № 2 МГИМО (У) Е.В. Воевода)

кафедра психологии и лингвистики Рязанского института (филиала) Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) (зав. кафедрой, кандидат филологических наук, доцент С.Б. Уланова)

 

 

Учебное пособие, в котором с современных, креативных, алгоритмических позиций излагается активная грамматика английского языка, призвано помочь студентам, аспирантам и специалистам в области физико-математических и инженерно-технических областей науки самостоятельно овладеть техникой перевода с русского языка на английский статей и докладов научного содержания, а также для устного или письменного общения между специалистами.

 

© А.И. Заволокин, В.В. Миронов, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

От авторов. 6

Активная грамматика

1. Философское и психолингвистическое обоснование активной и пассивной грамматик 9

2. Условные обозначения и сокращения. 15

3. Общие сведения об английском предложении. 21

4. Схемы предложений. 22

5. Определитель нужной схемы.. 23

6. Общий вид схем английских предложений. 24

7. Время и действие глагола, вспомогательные глаголы, согласование имен 25

8. Алгоритм подбора правил. 26

9. Примеры применения алгоритма. 29

10. Последовательность произнесения/написания главных членов предложения 32

11. Главные члены предложения. Подлежащее, субъект действия или признака, логическое подлежащее. Сказуемое. 36

12. Второстепенные члены предложения. 42

13. Глагол. 43

14. Модальные глаголы и их эквиваленты.. 45

15. Времена. 47

16. Согласование времен в английском предложении. 49

17. Виды действия в изъявительном наклонении. 50

18. Наклонение. 52

19. Страдательный залог. 63

20. выражение действия Неличными формами глагола (инфинитивом, причастием 1, причастием 2, герундием) 65

21. Инфинитив. 67

22. Герундий. 69

23. Причастие 1. Причастие 2. 71

24. Безличные и именные безличные предложения. 76

25. Существование чего-либо (оборот there be) 85

26. Союзы и союзные слова. 88

27. Придаточные предложения. 92

28. Артикль. 94

2. Устойчивые обороты научного письма и устной речи

1. Цели и задачи исследования. 95

2. Формулировка проблемы.. 96

3. Объект исследования. 99

4. Цели и задачи исследования. 102

5. Методы и подходы исследования. 105

6. Анализ. 110

7. Характеристика проблем, вопросов объекта исследования 112

8. Изученность задач. 114

9. Обзор литературы.. 117

10. Изложение существующих точек зрения, идей, концепций 120

11. Теория. 125

12. Выдвижение гипотез. 127

13. Изложение общепринятых положений. 129

14. Презентация источников. 130

15. Изложение и характеристика имеющихся материалов. 134

16. Классификация материала. 138

17. Ссылка на источники. 140

18. Начало процесса информирования. 141

19. Продолжение процесса информирования. 142

20. Выражение связи с последующим изложением.. 144

21. Выражение связи с предшествующим изложением.. 146

22. Возвращение к вышеизложенному. 147

23. Остановка в процессе изложения. 148

24. Уточнение, разъяснение. 150

25. Внесение дополнений. 152

26. Активация внимания. 153

27. Изложение собственной точки зрения. 154

28. Иллюстрация теоретических положений. 157

29. Ссылка на авторитеты.. 160

30. Высказывание предположений. 163

31. Объяснение. 165

32. Аргументация. 166

33. Верификация. 167

34. Выражение уверенности (сомнения) 169

35. Воссоздание (полной) картины.. 173

36. Изложение фактов. 174

37. Установление связей и различий между имеющимися фактами 177

38. Установление причин и следствий. 181

39. Выделение характерных факторов, черт, явлений. 183

40. Способы обозначения исторического времени. 186

41. Заключение, выводы, подведение итогов. 189

42. Выражение благодарности. 196

3. Математические знаки

1. Греческий алфавит. 197

2. Таблица знаков. 197

3. Сложение. 204

4. Вычитание. 205

5. Умножение. 205

6. Деление. 206

7. Дроби. 206

8. Возведение в степень. 207

9. Извлечение корня. 207

10. Отношение. 208

11. Пропорция. 208

12. Уравнение. 209

13. Формулы математических уравнений. 209

14. Сокращения. 211

Список уцитируемых источников. 237

Дополднительная литература. 238

Для заметок. 240

ОТ АВТОРОВ

Первые попытки использовать ЭВМ для перевода текстов были предприняты в 1947 году в США, сразу после появления первых ЭВМ. Однако первая демонстрация возможностей машинного перевода состоялась только в 1954 году в США (Джорджтаунский эксперимент). Сразу после этого начались полномасштабные исследования в области машинного (автоматизированного) переводов в различных странах, прежде всего в Англии, Франции, ФРГ, Японии и в том же 1954 году в СССР. К середине 1960-х в США уже для практического использования были представлены сразу две системы русско-английского перевода: MARK (в Департаменте иностранной техники ВВС США) и GAT (разработка Джорджтаунского университета).

В настоящее время в мире существует множество проектов машинного перевода. О необходимости активизации усилий в направлении совершенствования техники переводов и ускоренного освоения английского языка можно судить уже по материалам международных симпозиумов (см., например, [1]). Российские математики и лингвисты внесли заметный вклад в развитие машинного перевода (см., напримекр, [2 - 4]).

В тоже время практически все специалисты и пользователи автоматизированных переводов и в Росси, и за рубежом отмечают их невысокое качество, в особенности при переводе длинных фраз. Вот почему продвижение новых идей в создании алгоритмов машинного перевода и соответствующей грамматики по-прежнему чрезвычайно актуальная задача и на данном этапе неразрешенная [5, 6].

В данном пособии представлена авторская разработка активной грамматики английского языка, активной, то есть предназначенной для перевода предложений, статей и т.п. с русского языка на английский специалистами в области физико-математических и инженерно-технических наук. Противоположностью активной грамматики является пассивная грамматика, предназначенная для перевода предложений с английского языка на русский. В данном пособии пассивную граматику мы не приводим.

Цель работы. Предложить углубленную модернизацию решения проблемы алгоритмизации лексического, семантического и грамматического кодирования русского предложения в режиме перевода на английский. Одновременно задачей учебного пособия является совершенствование навыков перевода, уже приобретенных школьниками, студентами или специалистами ранее, а также выработка новых навыков и умений, основанных на приводимом в данном пособии алгоритме.

Пособие состоит из трех частей. Активная грамматика английского языка кратко изложена в части первой.

Во второй части представлены устойчивые обороты научного письма и речи, которые могут быть полезны при переводе научных работ.

Часть третьясодержит общепринятые математические знаки и обозначения.

При выборе примеров авторы старались создавать типичные ситуации в разбираемых разделах. Необходимость дать логически законченные предложения определила различную их длину и сложность.

В комментариях объясняются реалии, стилистические и лексико-грамматические особенности текста. Объяснения предусматривают более глубокое понимание содержания и формы текста и подготовку слушателей к самостоятельному лексико-грамматическому анализу своих научных работ и переводу их на английский язык.

Пособие не предполагает систематической работы над курсом грамматики. Однако рассматриваемые в нем грамматические явления дают возможность специалисту (не являющемуся лингвистом и переводчиком) грамотно перевести на английский язык русские предложения с использованием соотествующих разделов грамматики, находить которые поможет специально разработанный алгоритм перевода.

Поскольку сама по себе грамматика любого языка весьма строга, следовательно, существует разработанный природой некий, похожий на математический алгоритм расшифровки и зашифровки идеи, заложенной в грамматическом предложении. В пособии такой алгоритм представлен.

Авторы выражают глубокую благодарность

· зав. кафедрой педагогики и психологии, доктору педагогических наук, профессору кафедры английского языка № 2 МГИМО (Университет) МИД России Е.В. Воеводе;

· зав. кафедрой психологии и лингвистики Рязанского института (филиала) МАМИ канд. филол. наук, доценту С.Б. Улановой,

· зав. кафедрой ЭиММ РГРТУ, д-ру техн. наук, профессору В.К. Клочко

за прочтение рукописи и сделанные замечания.

Все замечания и предложения по учебному пособию

можно направить по адресу

[email protected]

 

Миронов Валентин Васильевич, д-р физ.-мат. наук, профессор,

кафедра высшей математики,

Рязанский государственный радиотехнический университет (РГРТУ),

Заволокин Александр Иванович, ст. преподаватель,

кафедра иностранных языков РГРТУ.

Часть первая

АКТИВНАЯ ГРАММАТИКА

ФИЛОСОФСКОЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АКТИВНОЙ И ПАССИВНОЙ ГРАММАТИК

 

В данной главе кратко излагается философский и психолингвистический взгляд на проблемы языка и речи и на создание активной и пассивной грамматики.

Термины «активная» и «пассивная» грамматика впервые применил известный советский языковед академик Л.В. Щерба. Он пришел к выводу, что можно описать язык в соответствии с тем, как человек говорит, а можно — в соответствии с тем, как он воспринимает чужую речь, и эти описания будут разными. Ведь в одном случае человек идет от какого-то содержания или смысла, который он хочет выразить, и для этого подбирает нужные языковые средства. А в другом случае ему, так сказать, эти средства уже даны, и проблема в том, чтобы понять, что они означают и для чего служат. Активная грамматика, следовательно, строится по принципу «от содержания к форме», а пассивная — «от формы к содержанию» [7].

Современная грамматика английского языка (впрочем, как и любого другого языка) является описательной, иными словами – дескриптивной, по форме, причем она преподается обучающемуся, как правило, в отрыве от его материального носителя (высокоорганизованной материи) и в отрыве от его речемыслительных действий. Именно поэтому многие упражнения на отработку речевых навыков (устных или письменных) не соответствуют реальной действительности по форме существования. Речь необходимое свойство высокоорганизованной материи, является ее речемыслительной деятельностью и подразумевает разработку соответствующей методики обучения владению речью на иностранном языке.

До настоящего времени используется дескриптивная грамматика иностранного языка, не отражающая языка так как он реализуется в речи. Научить говорить или письменно переводить (в обоих направлениях) с использованием такой грамматики и воспринимать иноязычную речь сложно, почти невозможно. А живая (или ее отражение в письменном виде) речь порождается и воспринимается совершенно по другим правилам. Прежде чем, рассматривать данную проблему далее, рассмотрим понятия «язык», «речь» и «предложение». Стоит обратить внимание на то, что в языкознании не существует формальных, точных и общепринятых определений для обозначения этих понятий.

Философское понятие «язык» подразумевает, что это «система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения» [8]. В лингвистике по-разному определяли «язык»: Г. Штейнталь, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртенэ – как процесс, Г. Пауль, К. Бругман – лишь как систему «психических образов», Ф.де Соссюр – как способность, функцию индивида, Л.В.Щерба – нечто единое и общеобяза­тельное для всех членов данной общественной группы, гештальтисты – как крайне сложную психофизиологическую функцию,бихевиористы (Дж.Уотсон, Э.Торндайк, Л. Блумфилд) –как простую количественную прибавку к другим стимулам [9]. И.П. Сусовым язык «понимается как динамическая система, обеспечивающая многоступенчатое кодирование значения в звуках и обратное движение от звуков к значениям» [10]. Последнее определение подводит нас к тому, как следует разрабатывать активную и пассивную грамматику, однако только оно составлено только по отношению к языку в устной речи.

Поскольку в образовании языка участвуют как минимум два субъекта (в том числе воображаемый, или воображаемый читатель), наделенных сознанием и способностью взаимодействовать друг с другом, позволили автору данной грамматики сделать следующий вывод о том, что такое язык.

Принято считать, что язык – это система условных сигналов (=слов), циклически обозначающих в предложениях субъект, действие субъекта, объект действия, обстоятельства действия, а также определения субъекта, действия, объекта и обстоятельства, а также единые для данной общности субъектов система правил передачи образа предложения через речь и система правил формирования образа предложения субъектом-реципиентом в своем сознании. (Об образе предложения сказано ниже).

«Речь» в философском словаре определяется как «речевая деятельность, общение, опосредствованное языком, один из видов коммуникативной деятельности» [11]. Также общеизвестно, что речь определяется как исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой – восприятие языковых конструкций и их понимание. То есть можно утверждать, что речь представляет собой психолингвистический процесс, а с другой стороны - форму существования человеческого языка [12].

Как было отмечено, язык и речь не суть материальные субстанции и в самостоятельном виде не существуют. Они есть свойство высокоорганизованной материи. То есть материален их носитель – человек! Поэтому подход к изучению языка должен быть сугубо материалистическим: язык и речь не могут быть отделены от от их обладателя. А субъект (= человек) наделен природой способностью к речевой и речемыслительной деятельности. Это логически подсказывает, что обучать и обучаться надо речевой деятельности, а не изучать язык в его описательной форме. Заметим, что, как правило, грамматика составлялась и составляется для языка, предварительно отчужденного от речемыслительной деятельности человека, как и от самого человека и изучалась и изучается как нечто самостоятельное. То есть, грамматика описывала и анализировала (и в настоящее время описывает и анализирует) предварительно записанные предложения, которые можно начинать анализировать с любого слова, как правило, начинают искать подлежащее, причем предлагаемая последовательность анализа предложения не соответствует реальной действительности. Достаточно посмотреть, например, образцы порядка синтаксического разбора русских словосочетаний и предложений при изучении русского языка. На самом деле мы анализируем элементы воспринимаемого предложения последовательно, по мере их восприятия.

В речи мы выделяем две стороны – активную и пассивную. Речь активная нами рассматривается как логически и последовательно выстраиваемая во времени циклическая цепь отдельных обусловленных действий-знаков (слов) органами речи одного субъекта с целью воздействия на сознание другого субъекта (в том числе воображаемого) через его органы чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Используется субъектом для передачи своего фронтального образа предложения.

Активная речь отражает активную творческую речемыслительную деятельность и подразумевает использование субъектом органов речи, а также лица (мимики) и рук (жестов).

Речь пассивная рассматривается намикак встречно мотивированная, логически и последовательно выстраиваемая во времени цепь речемыслительных действий субъекта-реципиента, направленных на анализ воспринимаемых его органами чувств сигналов (слов), поступающих от других субъектов, с целью формирования фронтального образа предложения и для извлечения из него информации. Пассивная речь (или перцептивная речемыслительная деятельность) подразумевает восприятие фраз с использованием органов чувств: слуха, зрения, а в некоторых ситуациях – обоняния, осязания и вкуса. Слух и зрение в этом случае являются определяющими. Встречный мотив – это мотив, который возникает в момент восприятия первого речевого сигнала (слова) и который обусловливает начало анализа воспринимаемого предложения.

Теперь мы рассмотрим, что такое языковое «предложение», что весьма важно для разработки активной и пассивной грамматики. Единства в данной области тоже нет. Приведем несколько примеров определения предложения. В учебнике «Современный русский язык» (Валгина Н. С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И) дается следующее определение: Предложе́ние (в языке) — это минимальная единица человеческой речи, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью [13].

С точки зрения логики, Ф. И. Буслаев определил, предложение как «суждение, выраженное словами» [14]. Д. Н. Овсянико-Куликовский, сторонник психологического подхода к определению предложения, дал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости»)» [15].

Основоположник формально-грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов [15] рассматривал предложение как один из видов словосочетания: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы вправе назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое». Члены предложения представителями этого направления определялись с морфологической точки зрения, т. е. характеризовались как части речи.

В. В. Виноградов [15] в основу определения предложения кладет структурно-семантический принцип: «Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Что касается предложения (= суждения), то можно выделить четыре фазы возникновения и существования предложения в физическом времени (= реальном времени).

1. Оригинальное предложение - образ рассматривается нами как «фронтальный внутренний образ, содержащий в себе (или обязательно подразумевающий) субъект, действие субъекта, объект действия, обстоятельства действия и определения субъекта, действия, объекта и обстоятельства. Оно мотивированно порождается сознанием активного субъекта и в его сознании, предназначено для передачи другому субъекту и не является процессом». Фронтальный образ предложения – это предложение, все элементы которого (субъект, действие субъекта, объект действия, обстоятельства действия и определения субъекта, действия, объекта и обстоятельства) в сознании субъекта возникают как бы одновременно, фронтально равнодоступными для внутреннего созерцания. Это сравнимо с тем, как мы зрительно воспринимаем предмет, записанное предложение и т.п.

2. Активное предложение (= активная фаза существования) – алгоритмичный процесс пошаговой передачи одним субъектом своего фронтального внутреннего образа, содержащего в себе (или обязательно подразумевающего) субъект, действие субъекта, объект действия, обстоятельства действия и определения субъекта, действия, объекта и обстоятельства посредством речи по единым для субъектов общения правилам. То есть образ возникает в сознании фронтально, а передаем мы его линейно во времени. Целиком его мы воспроизвести не можем.

3. Пассивное предложение (= пассивная фаза существования) – это «алгоритмичный процесс последовательного и пошагового формирования фронтального образа воспринимаемого активного предложения с помощью пассивной речи субъекта-реципиента с целью установления в нем субъекта, действия субъекта, объекта действия, обстоятельства действия и определения субъекта, действия, объекта и обстоятельства». Алгоритм речемыслительных действий субъекта-реципиента в этом случае полностью совпадает с последовательностью восприятия речевых сигналов-слов.

Зеркальное предложение-образ – это предложение лишь по форме почти полностью идентичное оригинальному предложению-образу, а по сути лишь частично, поскольку на формирование зеркального смыслового содержания образа предложения влияет собственный опыт субъекта-реципиента.

Исходя из актуальности проблематики и вышеизложенных прирнципов, авторами и была разработана предлагаемая активная грамматика английского языка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...