Глава 3.. Рис. 76. Рис. 77.
Рис. 71.
Рис. 72.
Такое пространственное преимущество означает, что все проигранные схватки один на один (с проведенным пасом с подкруткой вместо прямого паса) могли быть выиграны. Попытайтесь повысить эффективность игры при помощи проведения передач с подкручиванием, тогда вы поймете, насколько большое значение они имеют. Конечно, в игре есть такие ситуации, когда из-за нехватки времени нужно сделать так, чтобы мяч двигался кратчайшим путем. Кроме того, у игроков есть определенные технические лимиты, которые негативно сказываются, например, при игре недоминирующей ногой. 7 7 Правая для левши и левая для правши.
2. 5. 2 – Высокая или низкая передача?
Это уже другая тема, где между собой переплетаются технические и тактические вопросы. В некоторых случаях проведение низкой передачи является преимуществом, потому что мяч легче контролировать (останавливать). Мяч катится быстрее и делает возможным получателю передачи лучшее видение поля. Но у такого типа передачи есть большой недостаток, её легко перехватить. 8 Высокая передача обладает противоположными преимуществами и недостатками. Она подходит командам с высоким техническим уровнем, но чрезмерное применение её во время тренировочного процесса не рекомендуется, потому что игрок, получающий такие передачи, станет склонным к игнорированию свободных перемещений.
8 Это негативное явление выявлено в ходе многочисленных тренировок, но оно имеет дидактическую ценность, потому что заставляет игроков, стоящих в позиции помощи, постоянно пытаться правильно передвигаться, чтобы этого не случилось.
Глава 3. Построение игры.
Прочитав заголовок, на первый взгляд может показаться, что мы сейчас займемся темой, которая затрагивает сложные 9 тактические механизмы и заготовленные схематические игровые ситуации. А мы напротив займемся простыми передвижениями игроков в позиции помощи, которые в своей совокупности более или менее преднамеренны и показывают, что представляет собой игра без мяча. Это можно сравнить с подводной частью айсберга: она очень важна, но её нелегко увидеть. На него указывает надводная часть, но в сравнении с подводной, от которой она зависит, она даже несравнима. По этому же принципу игра с мячом зависит от игры без мяча, так же, как и от временной последовательности и объема работы (не нужно забывать о том, что временное соотношение, как мы уже говорили, составляет 2 минуты к 88 минутам).
3. 1. – Создание свободного пространства. Сохранить владение мячом и достичь возможности развития игры – это лишь подцели, в которых нудно принимать во внимание противника. Для этого необходимо обходить закрытые противником зоны и избегать занятия противником свободных зон. Как?
3. 1. 1. – Создание свободного пространства как первичная цель.
Это действие проявляется как практический инструмент для тактических анализов. Преднамеренное создание свободного пространства соответствует простой позиции помощи. У неё одна цель, которая достигается благодаря перемещениям, без постановки отдельных целей. На рисунке 73 игрок А, стоящий в позиции помощи, создал в указанной части поля свободное пространство. В этом случае нужно немедленно использовать его позицию помощи, пока противник не предпринял адекватных мер. 9 Мы считаем, что простые вещи более эффективные. Это ясно, что много простых вещей в совокупности создают огромную «конструкцию», которая действует в комплексе. Очень важно проводить комбинацию в правильно выбранный промежуток времени, чтобы она прошла ещё до возникновения ответной реакции (имеется в виду скорость исполнения). 10
3. 1. 2 – Создание свободного пространства как вторичная цель. А здесь начинается самое интересное! Предположим, что команды, которые это делают, показывают, что, в общем, называется играть в аккуратный футбол. Они сознательно и запланировано используют вышеописанные свободные передвижения как вторичную цель. Речь идет о действиях, которые обозначены высоким уровнем совместной работы, на котором строится реальная тактико-стратегическая подготовка.
Рис. 74. Первичная цель.
10 Об этом мы подробно говорили в предыдущей главе.
Первая позиция помощи – это хитрость, целью которой является склонить противника (рис. 74) к освобождению определенной зоны поля (заштрихованная зона на рис. 75). Эта зона будет тут же, неожиданно для противника, занята (игрок В на рис. 75).
Рис. 75. Вторичная цель.
Добавим еще, что первую позицию помощи (рис. 74) следует занимать по определенному жесту, который необходимо знать. Кроме этого это должно характеризоваться проведением заранее быстрых рывков и проявлением мнимой агрессивности. Противоположностью этому является вторая позиция помощи, ключевым моментом которой является создание свободного пространства, а реальный замысел должен скрываться до самого конца. Действия должны быть неожиданными и очевидно внезапными, т. е. они должны произойти настолько неожиданно для противника, чтобы он не успел понять, что произошло и отреагировать (это касается направления и скорости действий). Таким образом, игрок, стоящий в этой позиции помощи, в момент растерянности противника завладеет мячом. Естественно, что последовательность действий может меняться. Игроки должны быть научены изучать ситуации и правильно их интерпретировать, чтобы вовремя суметь подстроиться. На рисунке 76, например, игроки А и В должны, если противник не последует за игроком А (который занимает первую позицию помощи), а, вместо этого, закрывает игрока В (вторая позиция помощи), понять ситуацию, чтобы поменять стратегию (рис. 77). По этой стратегии, например, игрок В будет занимать первую позицию помощи, выдвинувшись в середину поля, чтобы потянуть за собой игрока противника; таким образом, в качестве вторичной цели будет создано свободное пространство для игрока А, который поменял свою первоначальную цель (в сравнении с показанной на рисунке 76), и сразу же выдвигается в эту зону, куда ему и делает передачу игрок с мячом.
Рис. 76. Рис. 77.
Это понимание в создании свободного пространства является результатом отличной организации действий без мяча, при одновременном видении игрока с мячом и противника. При этом, конечно же необходимо ограничивать риск, потому что во время построения игры необходимо принимать необходимые превентивные меры. Вспомним, что ограничивание риска вариативно, в зависимости от ситуации. По этому поводу советуем еще раз обратить внимание на информацию, касающуюся риска в различных частях поля, освещенную в главе 2. 1. Это так же очевидно, что передвижение без мяча предполагает понимание и готовность игроков к бескорыстной работе на благо коллектива. Со стремлением будет легче согласиться, когда будут поняты цель и практическое применение. Для достижения этой цели у тренера в распоряжении есть тренировочные упражнения и теоретические объяснения (в разных вариантах). При любых обстоятельствах он должен оставаться «учителем».
3. 2. – Принципы, значимые для команды.
По своей сути они соответствуют описанным в предыдущей главе целенаправленным позициям помощи. В зависимости от позиции на поле у нас есть:
Тактические основы11 для их применения – это освобождение центральной или одной из фланговых зон. Рис. 78. Рис. 79.
Их выбор зависит от позиции игрока с мячом. Как правило, если игрок, занимающий позицию помощи, стоит далеко от игрока с мячом, то он для занятия этой позиции выдвигается с фланга в центр (рис. 80). И наоборот, когда игрок находится слишком близко к игроку с мячом, он выдвигается из центра на фланг. Кроме того, следует иметь в виду, что в любом случае должно войти в привычку, всегда, хотя бы в последний момент, выдвигаться навстречу мячу, адресованному тебе: смысл предвидения. Рис. 80. Рис. 81.
11 Все, затронутые в этой главе ситуации, связаны с созданием свободного пространства как вторичной цели. Эти передвижения в качестве первичной цели не были приняты во внимание ввиду их очевидности.
5. Забегание на фланге.
6. Забегание в центр (рис. 83).
Двойное забегание – это комбинация из двух, следующих друг за другом забеганий. Игрок с мячом, которого оббежал игрок В, тоже оббегает его после того, как сделает ему передачу (рис. 84). 7. Занятие позиции помощи на «слепом» фланге (рис. 85).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|