Глава 3.. Рис. 76. Рис. 77.
Рис. 71.
Некоторые «специалисты» считают, что вопрос подкручивания является второстепенным. Мы же хотим попросить вас задуматься, что при некотором положении вещей при проведении удара с подкручиванием траектория полета мяча может изменяться на несколько дециметров, а то и метров, как происходит очень часто (рис. 72). Рис. 72.
Такое пространственное преимущество означает, что все проигранные схватки один на один (с проведенным пасом с подкруткой вместо прямого паса) могли быть выиграны. Попытайтесь повысить эффективность игры при помощи проведения передач с подкручиванием, тогда вы поймете, насколько большое значение они имеют. Конечно, в игре есть такие ситуации, когда из-за нехватки времени нужно сделать так, чтобы мяч двигался кратчайшим путем. Кроме того, у игроков есть определенные технические лимиты, которые негативно сказываются, например, при игре недоминирующей ногой. 7 7 Правая для левши и левая для правши.
2. 5. 2 – Высокая или низкая передача?
Это уже другая тема, где между собой переплетаются технические и тактические вопросы. В некоторых случаях проведение низкой передачи является преимуществом, потому что мяч легче контролировать (останавливать). Мяч катится быстрее и делает возможным получателю передачи лучшее видение поля. Но у такого типа передачи есть большой недостаток, её легко перехватить. 8 Высокая передача обладает противоположными преимуществами и недостатками. Она подходит командам с высоким техническим уровнем, но чрезмерное применение её во время тренировочного процесса не рекомендуется, потому что игрок, получающий такие передачи, станет склонным к игнорированию свободных перемещений.
8 Это негативное явление выявлено в ходе многочисленных тренировок, но оно имеет дидактическую ценность, потому что заставляет игроков, стоящих в позиции помощи, постоянно пытаться правильно передвигаться, чтобы этого не случилось.
Глава 3. Построение игры.
Прочитав заголовок, на первый взгляд может показаться, что мы сейчас займемся темой, которая затрагивает сложные 9 тактические механизмы и заготовленные схематические игровые ситуации. А мы напротив займемся простыми передвижениями игроков в позиции помощи, которые в своей совокупности более или менее преднамеренны и показывают, что представляет собой игра без мяча. Это можно сравнить с подводной частью айсберга: она очень важна, но её нелегко увидеть. На него указывает надводная часть, но в сравнении с подводной, от которой она зависит, она даже несравнима. По этому же принципу игра с мячом зависит от игры без мяча, так же, как и от временной последовательности и объема работы (не нужно забывать о том, что временное соотношение, как мы уже говорили, составляет 2 минуты к 88 минутам).
3. 1. – Создание свободного пространства. Сохранить владение мячом и достичь возможности развития игры – это лишь подцели, в которых нудно принимать во внимание противника. Для этого необходимо обходить закрытые противником зоны и избегать занятия противником свободных зон. Как?
3. 1. 1. – Создание свободного пространства как первичная цель.
Это действие проявляется как практический инструмент для тактических анализов. Преднамеренное создание свободного пространства соответствует простой позиции помощи. У неё одна цель, которая достигается благодаря перемещениям, без постановки отдельных целей. На рисунке 73 игрок А, стоящий в позиции помощи, создал в указанной части поля свободное пространство. В этом случае нужно немедленно использовать его позицию помощи, пока противник не предпринял адекватных мер. 9 Мы считаем, что простые вещи более эффективные. Это ясно, что много простых вещей в совокупности создают огромную «конструкцию», которая действует в комплексе. Очень важно проводить комбинацию в правильно выбранный промежуток времени, чтобы она прошла ещё до возникновения ответной реакции (имеется в виду скорость исполнения). 10 Рис. 73.
3. 1. 2 – Создание свободного пространства как вторичная цель. А здесь начинается самое интересное! Предположим, что команды, которые это делают, показывают, что, в общем, называется играть в аккуратный футбол. Они сознательно и запланировано используют вышеописанные свободные передвижения как вторичную цель. Речь идет о действиях, которые обозначены высоким уровнем совместной работы, на котором строится реальная тактико-стратегическая подготовка. Это «тактическое понимание» футбола объединяется в едином девизе: «один возвращается назад, а второй выдвигается вперед», что касается игры без мяча, то так должно происходить развитие игры. В содержательном плане создаются две позиции помощи друг за другом, которые могут в различной форме быть применены. Рис. 74. Первичная цель.
10 Об этом мы подробно говорили в предыдущей главе.
Первая позиция помощи – это хитрость, целью которой является склонить противника (рис. 74) к освобождению определенной зоны поля (заштрихованная зона на рис. 75). Эта зона будет тут же, неожиданно для противника, занята (игрок В на рис. 75). Можно сделать вывод, что создание свободного пространства, как вторичной цели, является общей целью в прямом смысле, где необходима совместная работа как минимум трех игроков, у которых должна быть одна установка, как в совместной рыбалке; причем один индивидуум заманивает рыбу в сеть, а другие заботятся о том, чтобы этот противник уже ничего не смог в данной ситуации сделать.
Рис. 75. Вторичная цель.
Добавим еще, что первую позицию помощи (рис. 74) следует занимать по определенному жесту, который необходимо знать. Кроме этого это должно характеризоваться проведением заранее быстрых рывков и проявлением мнимой агрессивности. Противоположностью этому является вторая позиция помощи, ключевым моментом которой является создание свободного пространства, а реальный замысел должен скрываться до самого конца. Действия должны быть неожиданными и очевидно внезапными, т. е. они должны произойти настолько неожиданно для противника, чтобы он не успел понять, что произошло и отреагировать (это касается направления и скорости действий). Таким образом, игрок, стоящий в этой позиции помощи, в момент растерянности противника завладеет мячом. Естественно, что последовательность действий может меняться. Игроки должны быть научены изучать ситуации и правильно их интерпретировать, чтобы вовремя суметь подстроиться. На рисунке 76, например, игроки А и В должны, если противник не последует за игроком А (который занимает первую позицию помощи), а, вместо этого, закрывает игрока В (вторая позиция помощи), понять ситуацию, чтобы поменять стратегию (рис. 77). По этой стратегии, например, игрок В будет занимать первую позицию помощи, выдвинувшись в середину поля, чтобы потянуть за собой игрока противника; таким образом, в качестве вторичной цели будет создано свободное пространство для игрока А, который поменял свою первоначальную цель (в сравнении с показанной на рисунке 76), и сразу же выдвигается в эту зону, куда ему и делает передачу игрок с мячом.
Рис. 76. Рис. 77.
Это понимание в создании свободного пространства является результатом отличной организации действий без мяча, при одновременном видении игрока с мячом и противника. При этом, конечно же необходимо ограничивать риск, потому что во время построения игры необходимо принимать необходимые превентивные меры. Вспомним, что ограничивание риска вариативно, в зависимости от ситуации. По этому поводу советуем еще раз обратить внимание на информацию, касающуюся риска в различных частях поля, освещенную в главе 2. 1. Это так же очевидно, что передвижение без мяча предполагает понимание и готовность игроков к бескорыстной работе на благо коллектива. Со стремлением будет легче согласиться, когда будут поняты цель и практическое применение. Для достижения этой цели у тренера в распоряжении есть тренировочные упражнения и теоретические объяснения (в разных вариантах). При любых обстоятельствах он должен оставаться «учителем».
3. 2. – Принципы, значимые для команды.
По своей сути они соответствуют описанным в предыдущей главе целенаправленным позициям помощи. В зависимости от позиции на поле у нас есть:
Тактические основы11 для их применения – это освобождение центральной или одной из фланговых зон. Рис. 78. Рис. 79.
Их выбор зависит от позиции игрока с мячом. Как правило, если игрок, занимающий позицию помощи, стоит далеко от игрока с мячом, то он для занятия этой позиции выдвигается с фланга в центр (рис. 80). И наоборот, когда игрок находится слишком близко к игроку с мячом, он выдвигается из центра на фланг. Кроме того, следует иметь в виду, что в любом случае должно войти в привычку, всегда, хотя бы в последний момент, выдвигаться навстречу мячу, адресованному тебе: смысл предвидения. Рис. 80. Рис. 81.
11 Все, затронутые в этой главе ситуации, связаны с созданием свободного пространства как вторичной цели. Эти передвижения в качестве первичной цели не были приняты во внимание ввиду их очевидности.
5. Забегание на фланге.
Это одна из разновидностей обгонного маневра игрока с мячом. Игрок В, который на рисунке 82 делает забегание, стартует из центральной по отношению к игроку с мячом позиции, обходит его со спины (но не спереди), и занимает впереди позицию, для принятия передачи. Забегание оказывается выгодным, если оно преследует цель занятия первой позиции помощи, когда на фланге создано свободное пространство. Если это до последнего момента будет скрываться, то это будет неожиданностью для противника. Рис. 82.
6. Забегание в центр (рис. 83). Этот маневр проводится на тех же условиях, что и вышеописанный, только передвижения игроков происходят в противоположном направлении. В красной и оранжевой зонах этот маневр практически не применяется, а в желтой и зеленой зонах проведение его является стратегически ценным средством. Рис. 83.
Двойное забегание – это комбинация из двух, следующих друг за другом забеганий. Игрок с мячом, которого оббежал игрок В, тоже оббегает его после того, как сделает ему передачу (рис. 84). 7. Занятие позиции помощи на «слепом» фланге (рис. 85).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|