Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Часть 1. Что таКое КапИталИзм И «денежная цИвИлИзацИя»




Исследования русской цивилизации

Серия научных изданий и справочников, посвященных мало­изученным проблемам истории и идеологии русской цивилизации:

Русская цивилизация: история и идеология Слово и дело национальной России Экономика русской цивилизации Экономическое учение славянофилов Денежная держава антихриста Энциклопедия черной сотни История русского народа в XX веке Стратегия восточных территорий Мировоззрение славянофилов Биосфера и кризис цивилизации Начальная история русской цивилизации Третий Рим против нового мирового порядка Энциклопедия славянофилов Русские монастыри и храмы Русские святые и подвижники Православия Государственно­правовой идеал славянофилов Россия на рубежах США, Японии и Китая Русская цивилизация: философия и литература Россия и Польша Славянофилы, их сподвижники и последователи Политическая экономия национального хозяйства Космология духа и циклы истории Черносотенцы: жизнь и смерть за великую Россию Синодикъ или Куликовская битва в лицах Русская цивилизация: экологический аспект Великие русские достижения Русская община Русская артель

Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации»

 

ВалентИн Катасонов

КапИталИзм

ИсторИя И ИдеологИя «денежной цИвИлИзацИИ»

МосКва Институт русской цивилизации 2013

УДК: 3381244:33674(082) ББК: 65262 + 6056126 К 29

Катасонов В. Ю.

К 29

 

к О А П – М: к , 2013 — 1072

В фь к , к эккх к Вᆳ К к – ᆳ, ш ю б, б эффкю, б ьк

А бь к, к ᆳ, ющ ь к б ьш ь ᆳ, ь К к Д шх , к б

Кю ф к ю фщк, х бк, бщющх экк ьх С бь щк, к бк, щ ᆳш ь

А к бх кᆳ, ш к, щ к экк ь х

ISBN 9785426100541

© К В Ю, 2013 © к , 2013

ВведенИе

В настоящей книге автор ставит своей целью осмыслить устройство и тенденции развития современного капиталистического общества. Прежде ᆳᆳтором сегодня живет подавляющая часть населения Земли за пределами зоны «золотого миллиарда». Наконец, это общество, которое стало складываться в России два десятилетия назад на руинах советского социализма.

ᆳтуре экономики, по политическому устройству, по господствующим в них религиям и многим другим характеристикам. Вместе с тем все они имеют некоторые общие сущностные характеристики, которые позволяют сказать: ᆳтературе называется по­разному: буржуазный строй, капитализм, рыночная экономика и т.п. При этом основное внимание в большинстве работ уделяется ᆳминированию частной собственности на средства производства, ориентации ᆳᆳспорно, социально­экономические вопросы капитализма являются важными, ᆳго члена общества. Это как бы видимая часть «дерева».



ᆳлистического общества – ᆳства, который определяет программу развития «дерева», формирование его ствола, веток и веточек, листьев, цветков и, в конечном счете, плодов. Зная ᆳды» появятся на ветках «дерева», называемого «капитализм» («буржуазный строй», «рыночная экономика» и т.п.).

В данной работе делается попытка рассмотреть «дерево» капитализма в его целостности: не только видимую, наземную часть, но также невидимую, составляющую «корень» общества. Именно поэтому мы предлагаем термин «денежная цивилизация», под которым понимаем «дерево» капитализма как единство социально­экономической, политико­правовой, культурной и духовно­религиозной сфер данного типа общества. При этом определяющей является последняя сфера, которая является «корнем» капитализма.

Еще одной особенностью данной работы является то, что мы рассматри­ваем «денежную цивилизацию» не как новое явление в истории человечества. Выделив ключевые признаки данного типа общества, мы приходим к выводу, что «денежная цивилизация» существовала еще в Древнем мире. В принципе в любом обществе присутствуют «вирусы» «денежной цивилизации». При этом в обществе с сильной «иммунной системой» эти «вирусы» подавляются. В обществе со слабой «иммунной системой» они начинают бурно развивать­ся, захватывая все части социального организма, осуществляя «атаки» и на саму «иммунную систему». Остается добавить: под «иммунной системой» общества мы понимаем его нравственное состояние, которое, в свою очередь, определяется духовно­религиозным состоянием.

Следует также разъяснить, почему в термине «денежная цивилизация» мы используем слово «денежная». Ведь можно было бы сказать: «капита­листическая цивилизация». В обширной литературе по капитализму совер­шенно справедливо большое внимание уделяется раскрытию ключевого по­нятия «капитал», от которого и произошло название «капитализм». При этом рассматриваются три основные формы капитала: производственная, товар­ная и денежная. Однако в 99 из 100 случаев авторы работ по капитализму три указанные формы капитала представляют как равно значимые. Мы же утверждаем: из трех форм капитала главной является денежный капитал, он неизбежно подчиняет себе товарный и производственный капитал. Поэтому с экономической точки зрения речь идет о денежном капитализме. А денеж­ный капитализм существует в контексте «денежной цивилизации».

Денежный капитализм существует в основном как ростовщический ка­питализм. Т.е. денежный капитал базируется на различных ссудных опера­циях, предусматривающих взимание процента. В работе значительное место уделяется ростовщической деятельности, причем показывается, что эта дея­тельность вступает в противоречие с законами духовно­религиозной жизни человечества. Запреты на ростовщичество существуют во многих религиях, в том числе христианстве. В Священном Писании многократно говорится о запрете на взимание процента, который можно рассматривать как одну из «малых» заповедей Бога. Нарушение ее ведет неизбежно к нарушению основ­ных заповедей: обману, воровству, убийству и т.д. Жизнь сначала отдельных людей, а затем и всего общества становится невыносимой: возникают войны, кризисы, революции, люди убивают друг друга и деградируют в физическом и духовно­нравственном плане. Выпущенный из бутылки джин в виде про­цента порождает такие последствия, которые в конечном счете бьют и по тем, кто этого джина выпустил, – по ростовщикам. Мы сейчас даже не говорим о том суде, который ждет ростовщиков после их ухода из жизни земной. Наши предки понимали, что запрет на взимание процента – не такая уж «малая» заповедь, если за ростовщическую деятельность наказывали так же строго, как и за убийство, – смертной казнью.

Бог вразумляет всех людей, которые еще не окончательно потеряли совесть и разум, что ростовщичество – грех, не только через Священное писание. Он это также делает, посылая периодически заблудшим людям «сигналы». Нынешний экономический кризис является еще одним таким «сигналом», а по сути – судом, т.к. кризис в переводе с греческого означа­ет «суд». Поэтому ссудный процент смело можно назвать подсудным: он неизбежно порождает кризис, причем не только в экономике, но также в политике, социальных отношениях, духовной жизни. Это суд не над от­дельным человеком, а над обществом, в котором место Бога заняли деньги, а «хозяином жизни» стал ростовщик, который теперь называется «прилич­ным» словом «банкир».

Сегодня уже немало людей, которые догадываются: корни кризиса – в ссудном проценте. А если копнуть глубже, то корни его – в сердцах лю­дей, которые не смогли устоять перед искушением сребролюбия. Сребролю­бие имеет множество проявлений, но, как говорили ветхозаветные пророки и Святые отцы христианских времен, ростовщичество – одна из наиболее отвратительных его форм. Ссудный процент подобен вирусу, разъедающе­му плоть и душу человека, отношения между людьми, порождает обман, на­силие, убийства и другие тяжкие преступления против человека. Он также разрушает природу и рукотворную среду обитания человека, или его дом в широком смысле слова. Последнее называется экономикой (в переводе с гре­ческого «экономика» – «домостроительство», «домострой»).

Это к нам обращается Спаситель в Нагорной проповеди, которую Он за­вершил притчей о «благоразумном» и «безрассудном» домостроителях. Наш «дом», под которым мы в контексте данной книги понимаем экономику, зава­ливается и падает под напором мировых стихий. Потому что дом наш мы пы­тались строить на «песке» неверия в Бога, попирая вечные законы духовной жизни. Но Спаситель называет нас, незадачливых домостроителей, почему­то не «преступными», не «подсудными» и даже не «грешными», а именно безрассудными. Значит, Он взывает в Нагорной проповеди к нашему разуму. Попущенные нам испытания – это Его призыв, чтобы мы поняли как земные (материальные), так и духовные причины разрушения нашего дома. Если не поймем – будет «падение его великое». Безрассудство наше в значительной мере обусловлено тем, что мы не постигли причин того, почему нарушение запрета на взимание процента ведет к разрушению нашего дома. А это имен­но так. В этом смысле ссудный процент можно назвать не только «подсуд­ным», но также «безрассудным».

Философы, социологи, богословы и представители других гуманитар­ных наук порой обходят стороной «технические» аспекты денег и денежного обращения. Но, как говорится, «дьявол прячется в мелочах», а его земные слуги (об этих слугах у нас будет подробный разговор) тщательно оберегают его секреты, связанные с «мелочами» денежного обращения. Дьявол (князь мира сего) больше всего боится света, ибо свет лишает его власти над людь­ми. Попытаемся же пролить свет на некоторые такие «мелочи». Это необ­ходимое (но, конечно же, далеко не достаточное) условие прекращения ны­нешнего безрассудного разрушения нашего дома (экономики) и превращения человека в благоразумного «домостроителя».

Заранее предупреждаем: для понимания многих реальных процессов в сфере хозяйства и денег читателю придется отойти от тех привычных стереотипов мышления и представлений, которые были сформированы под влиянием нашего официального образования и средств массовой ин­формации. Эти стереотипы мышления и представления основываются на узком, чисто «экономическом» и вульгарно­материалистическом подходе к постижению мира денег. В некоторых случаях требуется кардинальная перестройка мировоззренческих представлений, разворот на 180 градусов. Мы отдаем себе отчет, что одна эта книга такого переворота обеспечить не способна, но она может заставить читателя задуматься о вещах, далеко выходящих за пределы традиционных житейских и бытовых вопросов, за­даваемых сегодня людьми по теме денег.

Для понимания того, что такое деньги, нужен не только ум, но и сме­лость. Необходимо честное и смелое восприятие реальной жизни, которая су­щественно отличается от тех «розовых» картинок, из которых, к сожалению, составлены многие наши учебники по экономике и деньгам. Правда, некото­рые пугаются «черных» картинок, описывающих мир денег в мире людей. На некоторое время у них «открывается зрение»: перед ними предстает отврати­тельная картина того цинизма, который царит в мире денег, и той пропасти, к которой движется мир людей. Их охватывает страх при виде этих «черных» картинок, и они спешат вернуться в комфортный мир иллюзий.

Но каждый выбирает свой путь в жизни. Мы пишем для тех, кто следует принципу: горькая правда всегда лучше сладкой лжи. Ведь ложь человека разоружает, лишает его способности противостоять злу.

Вспомним слова из Евангелия от Иоанна, обращенные Спасителем к фарисеям и книжникам: «Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин 8:44).

Смысл слов Иоанна Богослова предельно ясен: ложь всегда кончается человекоубийством. Ложь, которая царит в мире денег и вокруг мира денег, уже не раз приводила к кровопролитным войнам; но и в формально «мирные» периоды истории она невидимо для всех уничтожала и продолжает уничто­жать миллионы людей.

А правда всегда дает надежду на спасение. Недаром говорят: «Предупре­жден – значит вооружен».

Кстати, у евангелиста Матфея Спаситель говорит в Нагорной пропове­ди: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5, 6). Конечно, в этих словах речь идет об удовлетворении духовного голода. Но постижение правды позволяет также преодолеть и телесный голод, который неизбежен для многих людей в обществе, построенном на проценте.

Денежная цивилизация стала складываться много веков назад в ре­зультате ослабления и разрушения христианской цивилизации. Послед­няя берет свое начало с Константина Великого, сделавшего христианство официальной религией Византии в IV в. Сегодняшняя «денежная цивили­зация» – отнюдь не продукт «объективных законов общественного разви­тия» (как принято писать в учебниках), а результат «денежной революции». Трансформация христианской цивилизации в «денежную» происходила не в виде «естественной эволюции», а в результате столкновения разных инте­ресов, взглядов на мир, систем ценностей. Субъективное начало «денежной революции» бросается в глаза. Мы привыкли к тому, что революции – пере­ворот, совершающийся молниеносно, чуть ли не за одну ночь (на память приходят события в России в ночь с 24 на 25 октября 1917 года). Однако «денежная революция» – это не только и даже не столько политическое со­бытие, которое сводится к одномоментному отъему государственной вла­сти одними людьми у других. Это «перманентная» революция, длящаяся уже несколько веков.

«Денежная революция» – это в первую очередь событие духовного пла­на, проявляющееся в изменении сознания и системы ценностей общества. Денежная сфера – лишь индикатор, чутко фиксирующий и отражающий все глубинные изменения духовного устроения общества. В процессе «денежной революции» происходит отход общества от христианских ценностей и норм жизни, их замена ценностями и нормами тех сил, которые еще две тысячи лет назад попытались пойти против Бога, распяв Христа.

В процессе нашего исследования мы попытаемся проследить цепочку этих духовных, политических и финансовых трансформаций, происходящих в рамках «перманентной» «денежной революции». Важные вехи этой рево­люции: легализация ростовщической деятельности; возведение в ранг нормы практики «частичного резервирования» (разновидность банального фальши­вомонетничества); создание банков (коммерческих и центральных) как ключе­вых институтов «денежной цивилизации»; организация фондовых и валютных бирж, осуществляющих узаконенный грабеж народа не менее эффективно, чем банки; введение (а затем упразднение) так называемого «золотого стандарта»; «изобретение» различных «финансовых инструментов» (многие из которых похожи на крапленые карты или фальшивые бриллианты); переход к обеспе­чению денег с помощью такого «эффективного» средства, как авианосцы и бомбардировщики; создание банковских офшоров и постепенное превращение всей финансовой системы в «теневую экономику» и многое­многое другое.

Изучение истории становления «денежной цивилизации» необходимо для уяснения простой и очевидной истины: преодоление экономических и финансовых кризисов в рамках «денежной цивилизации» невозможно. Ника­кие самые изощренные реформы мировой финансовой системы и националь­ных финансовых систем не спасут человечество без духовного возрождения общества и понимания богоборческой и человеконенавистнической природы «денежной цивилизации».

«Денежная цивилизация» может скрываться под разными «вывесками», которые время от времени меняются для того, чтобы поддержать имидж дан­ного типа общества. В частности, «вывеска» «капитализм» морально уста­рела. В России с самого начала «реформ» стали использоваться такие «вы­вески», как «западная цивилизация», «демократия», «рыночная экономика». Особенно нашим политикам, ученым, творческой интеллигенции и прочим почитателям «западной цивилизации», «демократии», «прав человека», «сво­боды, равенства и братства» и всего остального, что приходит в Россию «от­туда», очень полюбилось словосочетание «рыночная экономика». Однако и из­за «вывески» «рыночная экономика» явно «торчат уши» «революционе­ров», коими являются те самые ростовщики, которые несколько сот лет назад добились легализации ссудного процента.

Перечислим некоторые ключевые социально­экономические и полити­ческие признаки «денежной цивилизации», скрывающейся за невнятным (и безграмотным) термином «рыночная экономика».

1. Трансформация общества в «денежную цивилизацию» привела к «смерти» настоящей («естественной») экономики, понимаемой как производ­ственная деятельность, преследующая цель удовлетворения естественных потребностей человека.

2. «Рыночная экономика» нацелена не на производство товаров и ус­луг, удовлетворяющих естественные потребности человека, а на перерас­пределение существующего богатства в пользу одной части общества за счет другой его части.

3. Если в «рыночной экономике» и имеет место производство, то глав­ной его целью является не удовлетворение естественных потребностей чело­века, а перераспределение существующего богатства.

4. Следствием сказанного в п. 2 и п. 3 является закон «рыночной эко­номики»: «Если у одних членов общества что­то прибыло, то у остальных членов общества столько же убыло».

5. В длительной перспективе происходит убывание совокупного богат­ства всего общества. Во­первых, потому, что значительная часть общества занята преимущественно перераспределением и потреблением, но не про­изводством; во­вторых, потому, что значительная часть существующего так называемого «производства» не только не увеличивает богатство общества, но, наоборот, его еще больше подрывает (истощение ресурсов в результате их хищнического использования, загрязнение окружающей среды и т.п.); в­третьих, потому, что значительная часть продукции предназначена не для удовлетворения жизненно важных потребностей, а для удовлетворения по­требностей противоестественных и порочных (например, наркотики); такая продукция не может включаться в состав богатства общества.

6. Основной формой перераспределения богатства является «прибыль», которая выступает критерием эффективности и основным показателем дея­тельности капиталистических предприятий.

7. Прибыль получается в результате неэквивалентного обмена; такой обмен может быть обеспечен с помощью двух способов: а) силы; б) обмана; соответственно любая прибыль незаконна, так как ее получение сопряжено с нарушением важнейших религиозных заповедей и нравственных норм.

8. Эффективность силы как способа неэквивалентного обмена в значи­тельной мере зависит от духовно­психологического состояния тех, на кого направлена сила (а чаще – угроза применения силы); именно поэтому те, кто делает ставку на силу как средство получения прибыли, добиваются макси­мальной деморализации общества.

9. Эффективность обмана как способа неэквивалентного обмена напря­мую зависит от умственных способностей тех, на кого направлен обман; в силу этого люди, использующие данный способ получения прибыли, предпринима­ют меры по максимальному понижению умственного уровня общества.

10. По указанной выше причине те, кто стремится получать прибыль, будут делать все возможное, чтобы народ не узнал, что такое на самом деле «денежная цивилизация» (она же – «рыночная экономика»).

11. Наибольшей способностью получать прибыль обладают ростовщики, т.е. те, кто занимается торговлей деньгами. Их особые позиции в современном обществе также обусловлены тем, что они получили право создавать деньги.

12. В силу такой способности все богатство постепенно сосредотачи­вается в руках ростовщиков; соответственно, происходит «относительное и абсолютное обнищание» подавляющей части общества1; в силу указанного выше сосредоточения богатства ростовщики приобретают неограниченную власть над человечеством.

13. Развитие «денежной цивилизации» создает угрозу существованию всего человечества (включая самих ростовщиков).

 

К сожалению, ни одного из перечисленных выше тезисов уважаемый читатель не найдет на страницах современных учебников по экономике, фи­нансам, обществоведению, политологии и другим общественным дисципли­нам. И понятно почему: если каждый студент уяснит истинную сущность «рыночной экономики», то в дальнейшем ростовщикам и прочим капита­листам обеспечивать неэквивалентный обмен с помощью силы и обмана будет крайне сложно. Ключевыми понятиями любого учебника по экономи­ке являются: «прибыль», «капитал» (собственность, приносящая прибыль), «процент» (прибыль, получаемая от использования денежного капитала), «кредит» (предоставление денег или иного имущества на возвратной осно­ве с целью получения процента) и т.п. В XIX веке французский социалист П. Ж. Прудон изрек очень броскую фразу «любая собственность – кража». До сих пор не утихают споры: прав ли он был или нет. Но фразу эту мож­но переиначить и сказать: «любая прибыль – кража». Такой вывод очеви­ден и бесспорен. Соответственно кражей также оказываются «капитал» и «процент», а важнейшим инструментом этой кражи – «кредит». При таком понимании ключевых экономических категорий «денежная цивилизация» приобретает весьма неприглядный вид. Этого и боятся ростовщики, и они «будут делать все возможное, чтобы народ не узнал, что такое на самом деле “денежная цивилизация”» (десятый признак).

1 Э ьщ бщ кк к к экк – «всеобщего закона капиталистического накопления»

Часть 1. Что таКое КапИталИзм И «денежная цИвИлИзацИя»





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.