Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное рабство: сущность и формы




Считается, что с рабством современное человечество покончило еще в XIX веке. Обычно вспоминается история Гражданской войны между Севе­ром и Югом в Соединенных Штатах, которая завершилась отменой рабства на территории всех штатов страны. Однако последней страной, официально отменившей рабство, была Бразилия (1888 год).

Вместе с тем рабство никуда не исчезло. Либо оно ушло в подполье, стало нелегальным, либо – приобрело такие формы, которые позволяют ему уживаться с нынешними законами. Более того, современное рабство может законами даже охраняться.

Современное рабство выступает в двух основных формах, понимаемое в узком и широком смысле.

Рабство в узком смысле означает, что один человек владеет другим че­ловеком, при этом владелец (собственник) может использовать другого чело­века по своему усмотрению. Если раб используется для обеспечения личных потребностей хозяина в тех или иных продуктах труда и услугах, то такое рабство называется «патриархальным». Если раб используется для произ­водства товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке, то речь идет о «классическом» рабстве (таком, которое существовало в Древнем Риме в конце республиканской и начале императорской эпох). Рабство в узком смысле часто называют «прямым», или «физическим».

Рабство в широком смысле означает любую эксплуатацию одного че­ловека другим, даже без возникновения у эксплуататора права собствен­ности на эксплуатируемого. Главный признак любого рабства: у эксплуата­тора возникает право собственности на создаваемый работником продукт. Рабство, отличное от прямого (физического), может иметь различные на­звания: «экономическое», «социальное», «наемное», «капиталистическое», «непрямое» и т.п. При системе экономического рабства эксплуататора, как считают некоторые внимательные исследователи, было бы правильнее на­зывать не «рабовладельцем», а «рабопользователем». С нашей точки зре­ния, никаких изменений в терминологию вводить не надо, слово «рабовла­делец» точно отражает суть любой эксплуатации: эксплуататор становится владельцем результата работы эксплуатируемого человека (т.е. владельцем работы). Правильнее говорить о продукте, создаваемом работником, как о «продукте работы», а не как о «продукте труда» 1. По очень простой при­чине: несвободный человек работает, а свободный трудится (потому мы и называем первого – рабом, а второго – трудящимся). Следовательно, несво­бодный работник (в том числе работающий по найму) создает не продукт труда, а продукт работы. Хозяин присваивает продукт работы, поэтому его следует называть владельцем продукта работы, или короче – рабовла­дельцем. Общество, базирующееся на использовании наемных работников, без всякой натяжки может быть названо рабовладельческим.

Присваиваемые результаты работы могут иметь натурально­вещест­венную или денежную форму. Первая форма характерна для патриархаль­ного рабства, вторая – для классического, а также – для современного капитализма.

В XIX веке прямое рабство стало постепенно уходить с исторической сцены, а его место постепенно занимало экономическое, или наемное, раб­ство. Сегодня прямое рабство запрещено как международным правом, так и национальными законами. Однако оно полностью не исчезло, перейдя на нелегальное или полулегальное положение. Нелегальное рабство тщательно конспирируется, находится в «подполье», скрывается от правосудия. Полуле­гальное рабство особенно не скрывается, оно существует в тех странах, где государство «смотрит сквозь пальцы» на факты рабовладения.

Следует отметить, что большинство современных авторов считают раб­ским любой труд, который является принудительным, несвободным (unfree labor). Здесь требуются некоторые разъяснения и уточнения. С точки зрения антропологии любой труд требует от человека определенных усилий и жертв и в какой­то мере может рассматриваться в качестве вынужденной деятель­

1 С ь к к шк ьь б к: ью к Мк к б,, бк к Мк б, ю к

ности. В Священном Писании (Книга Бытия) мы читаем, что Господь, изгнав первых людей из рая, заповедал им добывать хлеб насущный «в поте лица»1. Вот и апостол Павел говорит: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»2. Святые отцы необходимость трудиться рассматривали как одну из важней­ших заповедей. Т.е. у духовно и физически здорового человека должна быть потребность трудиться. Здесь речь идет о свободном труде – добровольном исполнении заповеди Божией.

Признаком же рабства может быть внешнее принуждение человека к тру­ду. Раньше для внешнего принуждения использовалась почти исключительно грубая, физическая сила. Сегодня она дополняется духовно-психологическим насилием. Через манипулирование общественным сознанием и обществен­ным поведением работодатели (хозяева крупных корпораций и банков) доби­ваются подавления воли и «полной покорности» со стороны наемных работ­ников. Управление общественным сознанием достигло такого совершенства, что сегодня работник может даже не ощущать внешнего насилия. Он может, например, полагать, что трудится для того, чтобы потреблять. Такой работ­ник порой напоминает лошадь, перед мордой которой вешают клок сена для того, чтобы она резвее скакала. Современные соблазны «общества потребле­ния» очень напоминают тот самый «клок сена», который заставляет наемно­го работника резвее трудиться на своего хозяина.

Внешнее насилие – важный, но не универсальный признак рабства. На­пример, может быть внешнее принуждение к труду в воспитательных целях. Родители заставляют своих детей трудиться, чтобы они не выросли тунеяд­цами. Государство вправе устанавливать нормы обязательного труда для за­ключенных – как для их исправления, так и для того, чтобы они компенсиро­вали ущерб, нанесенный противоправными действиями.

И тут мы опять приходим к выводу, что универсальным признаком рабства (прошлого и современного, патриархального и классического, пря­мого и наемного) является присвоение результатов труда (работы) одного человека другим.

О современном рабстве в разных его модификациях все чаще можно прочитать и в газетах, и в специальных журналах, и в толстых моногра­фиях. Это явление, которое уже трудно замалчивать или подыскивать ему какие­то благообразные названия, призванные спасти современное циви­лизованное общество от позора и дискредитации. Вот, например, книга ан­глийского автора Кевина Бейлза «Одноразовые люди. Новое рабство в си­стеме глобальной экономики»3.

1 Б 3:19 2 2 Ф 3:10 3 Kevin Bales. Disposable People New Slavery in the Global conomy University of California Press, 1999

В указанной работе автор формулирует важную мысль: сегодня капитал воздерживается от классического рабства, предпочитая владению рабом кон­троль над ним. Капиталистический работодатель, преследуя цель получения прибыли, может вполне обходиться без «приватизации» работника. Кевин Бейлз, объясняя разницу между владением и контролем в сфере трудовых отношений, проводит аналогию: еще в XX веке в мире существовала колони­альная система, которая основывалась на прямом владении одними страна­ми (колониями) других (метрополий). Сегодня колониальная система ушла в прошлое, однако в современных условиях корпорации не менее эффективно эксплуатируют бывшие колонии, присваивая бóльшую часть производимого там продукта. Это система называется неоколониализмом. Точно так же пря­мое рабство сегодня в значительной мере преобразовалось в наемное.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...