Проект в детском саду в старшей группе «Красная книга Крыма»
Тип проекта: информационно - познавательный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Актуальность проекта:
Крым – один из самых красивых регионов, подаривший миру природное разнообразие. Это огромная площадь, сохранившая свое богатство красот и разнообразие представителей флоры и фауны. Тем не менее, стремительное развитие прогресса затронуло и этот уголок мира. Браконьеры, строительство, вырубка лесов, изменение климата – причины снижения популяции множества видов животных и растений.
В 1966 году по решению Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) была впервые издана Красная книга.
Последнее издание Красной Книги вышло в 2015 г. Документ повествует о 405 таксонах, которым нужна защита. Все представленные растения и животные находятся под охраной.
До 2015 года Красной книги Крыма не существовало, поэтому ее выпуск стал знаковым событием для региона. Это не просто перечень редких таксонов, а документ, который призван рассказать об уязвимых представителях флоры и фауны.
Крым – один из немногих центров природного разнообразия. Из-за территориального положения, благодаря рельефам, климатическим условиям, частичной изоляции от континента обеспечены комфортные условия для большинства видов. А самые редкие, находятся под защитой.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.
В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребёнка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Нужно воспитывать детей в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирования ответственного отношения к окружающей природной среде.
Формирование бережного отношения к природе невозможно представить без воспитания любви и интереса к родному краю, своей малой Родине - Крыму. Изучая природу родного края, мы воспитываем у дошкольников чувство личной причастности к жизни каждого дерева, кустика, животного и большой ответственности за этот бесценный дар.
Проблема: Расширить знаний детей о животных, занесенных в Красную книгу Крыма, и о Красной книге.
Гипотеза: через формирование правильного представления детей об окружающем мире, познакомить с животными, занесенными в Красную книгу, с самой Красной книгой, доказать, что заботясь о природе, мы сохраним землю.
Цель: Познакомить детей с Красной книгой Крыма, способствуя правильному представлению об окружающем мире.
Задачи:
- Дать представление о том, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга Крыма.
- Расширение кругозора участников образовательного процесса.
- Углубить знания детей о природном мире Крыма.
- Воспитывать умение восхищаться красотой родной природы.
- Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе, развитие экологического сознания дошкольников.
Обогащение словаря: истреблять, браконьеры, редчайшие, Красная книга, лэпбук.
Название итогового мероприятия проекта: «Совместное изготовление интерактивной папки – Лепбука «Красная книга Крыма»».
Продукты проекта:
- для детей:
- Традиционные и комплексные занятия по образовательным областям (см. Приложение),
- Подборка методической и художественной литературы (см. Приложение ).
- Подборка тематических бесед (см. Приложение).
- Подборка материала для создания дидактических игр - пазлы «Животные, занесенные в Красную книгу».
- Подборка материала для создания дидактических игр - пазлы «Растения, занесенные в Красную книгу».
- Подборка иллюстративного материала «Обитатели Красной книги».
- Подборка картотеки игр по экологии.
- Создание интерактивной папки – Лэпбука «Красная книга Крыма».
- Разные виды игр.
- Сочинение сказок, рассказов, историй по картинам.
- для педагогов: создание предметной среды, способствующей творческому самовыражению каждого ребенка;
Представление на педагогическом совете презентации по теме проекта.
- для родителей:
- Консультация: «Правила поведения в природе»;
- Консультация: «Зачем знакомить детей с Красной книгой? »;
- Папка - передвижка: «Правила поведения в лесу»;
- Памятка: «Давайте, дошколята, природу сохраним»;
- Памятка: «Правила поведения в природе: «10 НЕ»».
Паспорт проекта:
Название проекта «Красная книга Крыма»
Разработчики проекта Воспитатель
Участники проекта Педагог, дети старшей группы, родители
Тип проекта Информационно – познавательный
Вид проекта Групповой, средней продолжительности
Цель проекта Познакомить детей с Красной книгой Крыма, способствуя правильному представлению об окружающем мире.
Задачи проекта
- дать детям представление о разнообразии природы;
- дать представление об основных причинах вымирания животных, назвать охраняемых; объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир;
- познакомить детей с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе;
- прививать сочувствие к живой природе, научить сопереживать;
Гипотеза Через формирование правильного представления детей об окружающем мире, познакомить с животными, занесенными в Красную книгу, с самой Красной книгой, доказать, что заботясь о природе, мы сохраним землю.
Этапы проекта
I Предварительный – социологический опрос, формулирование целей и задач проекта, изучение литературы по теме проекта.
II Продуктивный – сбор и систематизация информации по теме: «Красная книга Крыма».
III Заключительный – совместное изготовление интерактивной папки – Лепбука.
Методы реализации
- метод одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий по теме проекта);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (совместно с воспитателем изготовление «Красной книги Крыма» для использования ее в группе);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- проблемно - мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение);
Ожидаемые результаты - Способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, как у детей, так и у родителей; возникновению желания общаться с природой, через формирование экологически правильного отношения к объектам живой и неживой природы, формированию стремления к исследованию объектов природы
- Научить анализировать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы и понимать, что природа беззащитна перед человеком и нуждается в нашей помощи и охране.
Сроки реализации март-май 2021 год
Формы взаимодействия с семьей
- Помощь родителей в подборе материалов, книг, игр по теме проекта.
- Участие в совместном изготовлении интерактивной папки – Лэпбука «Красная книга Крыма».
- Информация для родителей, оформление уголка в раздевалке.
Ожидаемый результат
Способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, как у детей, так и у родителей; возникновению желания общаться с природой, через формирование экологически правильного отношения к объектам живой и неживой природы, формированию стремления к исследованию объектов природы
Научить анализировать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы и понимать, что природа беззащитна перед человеком и нуждается в нашей помощи и охране.
Реализация проекта через образовательные области развития:
Речевое развитие
Тема 1: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»»;
Тема 2: «Пересказ рассказа В. В. Бианки «Музыкант»»;
Тема 3: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»»;
Тема 4: «Пересказ рассказа Е. Чарушина « Что за зверь? »»»;
Социально – коммуникативное развитие
Тема 1: «Путешествие с Королевой математики».
Тема 2: «Волшебное путешествие».
Тема 3: «Путешествие в геометрическую страну для спасения Крымского оленя».
Тема 4: «Поможем Буратино вернуть страницы книги»
Познавательное развитие
Тема 1: «Растения красной книги».
Тема 2: «Волшебное письмо от Медведя из грустного леса».
Тема 3: «Красная книга».
Тема 4: «По страницам Красной книги. Цветы».
«Художественно - эстетическое развитие»
Рисование:
Тема 1: «Красная книга — Дельфины Черного моря»;
Тема 2: «Осенний листопад»;
Тема 3: «Рисование птиц»
Тема 4: «Волшебные цветы необычайной красоты».
Аппликация:
Тема 1 «Растения Красной книги».
Лепка:
Тема 1: «Подснежники
«Физическое развитие»
Подвижные игры:
1. «Хитрая лиса» (Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле)
2. «Мышеловка» (Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге, приседании, построении в круг, ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи).
3. «Угадай, кого поймали» (Развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в прыжках).
4. «Гуси-лебеди» (Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи).
5. «Зайка» (Развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге)
В «Птички и птенчики» (Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, запоминать свое место, упражнять в беге в разных направлениях, не задевая друг, друга, подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места. Способствовать развитию речи).
Дидактические игры:
1. «Сравни». Цель: Каждый ребенок рассказывает о своем цветке, сравнивает его с другим.
2. «Что лишнее». Цель: Дети должны определить лишний предмет.
3. «Назови плод». Цель: Дети должны правильно указать плод этого растения.
4. «Определи цветок по листочку». Цель: Дети по листочку должны назвать цветок.
5. «Найди свой цветок». Цель: Учить находить цветок по описанию и т. д;
Наблюдения и исследовательская деятельность:
1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: Учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
2. Исследование растения. Цель: Учить определять растение по форме, по строению, по стебельку, по цветку, по семенам, по плодам.
Чтение художественной литературы:
- Е. И. Чарушин аудиозапись «Бобры и бобрята»;
- Е. И. Чарушин «Медведь - рыбак»
- В. В. Бианки «Анюткина утка»;
- В. В. Бианки «Водяной конь»;
- В. В. Бианки «Глаза и уши» и т. д.;
- Г. Снегирев «Животные нашего леса»;
- Стихи о природе;
- Загадки о животных, и растениях занесенных в Красную книгу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: