Приложение
Конспект НОД ( речевое развитие)
Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант».
Цель: Продолжать знакомить с творчеством В. В. Бианки. Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ. Учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.
Развивать речь, интерес к художественному слову, творческое мышление, интерес к изучению природы
Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе
Словарная работа: медвежатник, завалинка, колхозник
Материал и оборудование: мультимедийный проектор; книги Виталия Бианки для выставки, презентация
Ход НОД
Сегодня мы продолжаем знакомство с детским писателем – Виталием Валентиновичем Бианки. По профессии В. В. Бианки – потомственный биолог, т. е. его отец тоже был биологом. Биолог – это человек, который занимается изучением природы. В. В. Бианки родился в 1894 году. С детства мальчик постоянно был в окружении природы. Его отец часто брал его с собой в походы. Автор с самого детства не только, наблюдал, но и записывал все, что наблюдал. Из этих записей он потом брал материал для своих произведений. В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Эту любовь мы видим уже в самих названиях произведений. Например, «Снегирушка – милушка», «Пёрышко» и другие. Его творчество сложилось из многих произведений.
- Ребята, а какие вы читали рассказы и сказки В. Бианки? («Хитрый Лис и умная Уточка», «Приключение Муравьишки», «Купание медвежат » и т. д. )
- Правильно, молодцы. Многие названия его произведений содержат любопытный вопрос. Например, «Чей нос лучше? », «Кто чем поёт? », «Где раки зимуют? », «Чьи это ноги? ». Еще В. В. Бианки написал такое большое произведение, как «Лесная газета». А сегодня мы познакомимся с рассказом В. В. Бианки – «Музыкант», который расскажет нам о старом медвежатнике, т. е. о человеке, который занимается охотой на медведя.
Чтение рассказа
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:
— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружье и пошёл в лес, В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.
Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!.. » Красивый такой звук, как струна пропела.
Немного погодя опять: «Дзенн!.. »
Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет? »
А из лесу опять: «Дзенн!.. » — да так звонко, ласково.
Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.
Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!.. » — как струна пропела.
Медведь наклонил голову и слушает.
Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!
Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.
Вечером знакомый колхозник ещё раз проходит мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн!.. »
Колхозник спросил старика:
— Ну что, убил медведя?
— Нет, — ответил старик.
— Что ж так?
— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?
И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.
Вопросы:
- Итак, ребята, чем занимался старый медвежатник? (Он пиликал на скрипке).
- Как вы понимаете – «пиликал на скрипке»? (Это когда не умеешь играть на музыкальном инструменте, а пытаешься; плохо играешь).
- Где сидел старый медвежатник? (На завалинке).
- Завалинка – это земляная насыпь с внешней стороны дома
- Кто проходил мимо старика? (Знакомый колхозник).
- Объясните значение слова « колхозник» (ответы детей).
- Что сказал колхозник старику? (Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу).
Продолжение чтения рассказа
- Что сделал старик после совета колхозника? (Отложил скрипку, расспросил, взял ружье и пошел в лес).
- Чем занимался старик в лесу? (Искал медведя).
- Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его).
- Что сделал старик после долгих поисков? (Он сел отдохнуть).
- Я вам предлагаю отдохнуть и подвигаться.
Физминутка
Идёт медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг,
На двух руках, на двух ногах,
РЕКЛАМА
Мы тоже можем так.
В лесу пастух трубит в рожок,
Пугается русак,
Сейчас он сделает прыжок,
Мы тоже можем так.
Продолжение чтения рассказа
- Что услыхал старик в лесу? (Звук «Дзенн»).
- С чем сравнивает автор этот звук? (Он сравнивает его со струной).
- Как вы понимаете словосочетание «красивый звук»? (Чистый, нежный, приятный, хочется еще раз его послушать).
- Откуда слышался звук? (Звук слышался с опушки).
- Как вы понимаете слово – «опушка»? (Опушка – это край леса).
- Что увидел старик на опушке леса? (Старик и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом…)
- Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздался звук).
Продолжение чтения рассказа
-Когда снова произошла встреча колхозника и старого медвежатника? (Вечером).
- Как старик вспоминал встречу в лесу? (Он дергал струну и она пела «Дзенн»).
- Почему старик не убил медведя? (Он такой же музыкант, как и сам старик).
- Предлагаю сейчас пересказать рассказ «Музыкант» по парам. (Дети пересказывают рассказ).
Итог НОД
-Молодцы, ребята. Вы меня очень порадовали сегодня своими ответами.
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество -
внимательность,
А поможет всё узнать,
Наша любознательность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: