Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экзаменационный билет № 10




 

1. Основные научные направления в изучении заикания и реабилитации заикающихся.

Клиническое направление изучения заикания. 70 гг. XX в. разрабатывается представителями школы Ассатиани на базе НИИ психиатрии им. Сербского. Представители: Белякова Л.И., Калачева И.О., Казаков В.Г., Ковалев В.В.

Особое значение придавалось нозологическому фону личности, т.е. появлению невротических расстройств, предшествующих заиканию, или расстройств, связанных с органической симптоматикой. (заикание на фоне резидуальных остаточных поражений мозга, з. на фоне эпилепсии и пр.)
Представителями этой школы определены различия в онтогенетическом формировании речедвигательных программ. Беляковой (1981,1992 и др.) доказано наличие двух клинических форм заикания: невротической и неврозоподобной, которые имеют разные патогенетические механизмы.
В основе методики лежит комплексный подход, который осуществляется разными воздействиями: физиотерапия, ЛФК, психологическое воздействие, медикаментозное лечение, педагогическое воздействие, направленное на развитие навыков непрерывной речи. Дифференцированный подход в зависимости от клинической формы и от возраста. Амбулаторное отделение при НИИ психиатрии им. Сербского. Курс комплексной реабилитации.

Психолого-педагогическое направление изучения заикания. 80 гг. XX в. на базе института дефектологии развивался принцип изучения дефекта в связи с другими сторонами психической деятельности (изучение речевых и внеречевых процессов). Основатель Р.Е. Левина, представители: Воронова, Геркина, Миронова, Чевелёва, Ястребова.
Левина установила, что умение пользоваться средствами языка в общении проходит определенные стадии развития. В формировании коммуникативной функции речи ребенка важную роль играют внеречевые процессы. Переход к произвольной речи у детей происходит по-разному и связан с особенностями эмоционально-волевой сферы, от особенностей восприятия окружением речи ребенка. Успешность перехода от импульсивной к произвольной речи зависит от "коммуникативной выдержки окружающих"; препятствием к протеканию этого процесса является общая неустойчивость нервно-психического аппарата.
Во всех экспериментальных методиках авторы возвращали детей к элементарным формам ситуативного общения, снижая перенапряжение речевой функции. В целом работа с заикающимися велась по регуляции течения связной речи.
Чевелева. Методика преодоления заикания у дошкольников в процессе ручной деятельности. Ястребова. Коррекция заикания у учащихся начальных классов. Миронова. Система исправления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы ДС на занятиях по ИЗО, наблюдению за окружающим миром, развитии речи. Речевые умения и навыки формируются не по механическому подражанию, а в условиях с самого начала допускающих использование самостоятельной связной речи.

Психо-лингво-физиологическое направление. Основоположник Жинкин Н.И. Ученики: Абелева и др.
Заикание возникает в результате нарушения авторегулировки в управлении речью движениями на уровне слога - дезорганизация энергетической, фонаторной, артикуляционной систем.

Лого-психо-коррекционное направление. Дубровский, Шкловский, Селеверстов, Мерсли, Рау е.ю., Мерзлякова

Методика Дубровского – эмоционально-стрессовая психотерапия. Сеанс одномоментного снятия заикания. Обязательное условие – это зрители и группа заикающихся.

Некрасова, Шкловский, Арутюнян, Драпкин

Фрустрация – это отрицательное психическое состояние (эмоциональный стресс). Фрустрация может проявляться у людей как реакция в различных вариантах поведения. Фрустрация один из вариантов эмоционального стресса.

 

2. Технологии психокоррекционного воздействия в системе устранения заикания.

 

Для заикающихся характерно ощущение постоянной тревоги, волнения, страха, неуверенности, стеснительности. По сути, в случае заикания можно говорить о речевом рефлексе тревоги, как правило, проявляющимся уже при потребности в коммуникации и, безусловно, в ее процессе. Поэтому, стремясь достичь устойчивых результатов, мы многими тропинками поднимаемся к одной вершине, название которой – спокойствие во время речи, спокойствие за результат высказывания.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный лечебно-педагогический подход преодоления заикания, включающий в себя:

· – лечебно-оздоровительные мероприятия (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания), целью которых является укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося, устранение и лечение отклонений в их психофизическом состоянии;

· – коррекционно-педагогическое воздействие (воздействие логопедов, воспитателей и родителей), целью которого, является устранение речевых дефектов и психологических изменений у заикающихся.

 

При устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь ребенка, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом.

Комплексная медико-педагогическая проблема восстановления коммуникативной функции речи при заикании привлекает ученых и практиков на протяжении уже многих веков. Исследователи и практики не могут прийти к единому выводу по поводу того, является ли заикание болезнью или только недостатком речи, нужно его “лечить” или “устранять”.

Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания. Опыт работы показал, что при заикании в первую очередь необходимо “лечить душу” больного, помочь ему избавиться от комплекса “неполноценности”, заставить его вновь поверить в свои силы.

 

Программа «Устойчивой нормализации речи заикающихся дошкольников», созданная Л.А. Белик, А.Э. Ракитиной на базе методики профессора Лилии Андроновой–Арутюнян. По мнению автора данной методики, основу заикания образует триада нарушений:

· - речевые судороги;

· - постоянное состояние тревоги, связанное с актом речи;

· - желание скрыть дефект.

Все это продиктовало идею необходимости «отрыва» от заикания по всем трем названным направлениям.

 

Психокоррекционная работа осуществляется через систему игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, психических функций, а также подготовку детей к школе, которые включаются в непосредственно образовательную и совместную деятельность.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...