Экзаменационный билет № 10
1. Основные научные направления в изучении заикания и реабилитации заикающихся. Клиническое направление изучения заикания. 70 гг. XX в. разрабатывается представителями школы Ассатиани на базе НИИ психиатрии им. Сербского. Представители: Белякова Л.И., Калачева И.О., Казаков В.Г., Ковалев В.В. Особое значение придавалось нозологическому фону личности, т.е. появлению невротических расстройств, предшествующих заиканию, или расстройств, связанных с органической симптоматикой. (заикание на фоне резидуальных остаточных поражений мозга, з. на фоне эпилепсии и пр.) Психолого-педагогическое направление изучения заикания. 80 гг. XX в. на базе института дефектологии развивался принцип изучения дефекта в связи с другими сторонами психической деятельности (изучение речевых и внеречевых процессов). Основатель Р.Е. Левина, представители: Воронова, Геркина, Миронова, Чевелёва, Ястребова.
Психо-лингво-физиологическое направление. Основоположник Жинкин Н.И. Ученики: Абелева и др. Лого-психо-коррекционное направление. Дубровский, Шкловский, Селеверстов, Мерсли, Рау е.ю., Мерзлякова Методика Дубровского – эмоционально-стрессовая психотерапия. Сеанс одномоментного снятия заикания. Обязательное условие – это зрители и группа заикающихся. Некрасова, Шкловский, Арутюнян, Драпкин Фрустрация – это отрицательное психическое состояние (эмоциональный стресс). Фрустрация может проявляться у людей как реакция в различных вариантах поведения. Фрустрация один из вариантов эмоционального стресса.
2. Технологии психокоррекционного воздействия в системе устранения заикания.
Для заикающихся характерно ощущение постоянной тревоги, волнения, страха, неуверенности, стеснительности. По сути, в случае заикания можно говорить о речевом рефлексе тревоги, как правило, проявляющимся уже при потребности в коммуникации и, безусловно, в ее процессе. Поэтому, стремясь достичь устойчивых результатов, мы многими тропинками поднимаемся к одной вершине, название которой – спокойствие во время речи, спокойствие за результат высказывания. В настоящее время широкое распространение получил комплексный лечебно-педагогический подход преодоления заикания, включающий в себя: · – лечебно-оздоровительные мероприятия (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания), целью которых является укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося, устранение и лечение отклонений в их психофизическом состоянии; · – коррекционно-педагогическое воздействие (воздействие логопедов, воспитателей и родителей), целью которого, является устранение речевых дефектов и психологических изменений у заикающихся.
При устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь ребенка, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом. Комплексная медико-педагогическая проблема восстановления коммуникативной функции речи при заикании привлекает ученых и практиков на протяжении уже многих веков. Исследователи и практики не могут прийти к единому выводу по поводу того, является ли заикание болезнью или только недостатком речи, нужно его “лечить” или “устранять”. Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания. Опыт работы показал, что при заикании в первую очередь необходимо “лечить душу” больного, помочь ему избавиться от комплекса “неполноценности”, заставить его вновь поверить в свои силы.
Программа «Устойчивой нормализации речи заикающихся дошкольников», созданная Л.А. Белик, А.Э. Ракитиной на базе методики профессора Лилии Андроновой–Арутюнян. По мнению автора данной методики, основу заикания образует триада нарушений:
· - речевые судороги; · - постоянное состояние тревоги, связанное с актом речи; · - желание скрыть дефект. Все это продиктовало идею необходимости «отрыва» от заикания по всем трем названным направлениям.
Психокоррекционная работа осуществляется через систему игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, психических функций, а также подготовку детей к школе, которые включаются в непосредственно образовательную и совместную деятельность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|