Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплексные системы реабилитации заикающихся школьников




1. Чевелева Н.А. – система исправления речи у школьников 1-4 классов в процессе ручной деятельности;

Принципиально она мало отличается от системы логопедических занятий с заикающимися дошкольниками. Меняется в основном здесь лишь выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий:

1) сопровождающей речи;

2) завершающей речи,

3) предварительной речи,

4) закрепления навыков самостоятельной речи.

Занятия проводятся на логопункте.

 

2. Ястребова А.В. – коррекция заикания у учащихся младших классов общеобразовательных школ (нормализация речевого поведения в процессе обучения).

В основе - личностно-ролевой подход (общение заикающихся детей с учителем-логопедом и между собой).

1 этап. Цель: выработка у заикающихся школьников умения адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения (осуществляется уточнение знаний, умений и навыков, необходимых для свободного общения в рамках информационного аспекта коммуникативной деятельности).

2 этап. Отрабатываются навыки свободного общения, необходимого для взаимодействия с другими людьми и регуляции их деятельности (осуществляется формирование и закрепление умений и навыков общения в рамках регулятивного аспекта коммуникативной деятельности (функция регуляции и дифференцированного воздействия)).

3 этап. Осуществляется окончательная отработка умений и навыков, необходимых для активного использования полученных знаний в целях адекватного взаимодействия с другими людьми в процессе выполнения различных видов деятельности в разнообразных жизненных ситуациях (на данном этапе происходит закрепление навыков свободного общения с целью обмена информацией, дифференцированного воздействия на других людей и саморегуляции).

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

 

1. Основные показатели психолого-педагогической диагностики неврозоподобной формы заикания.

Возникает постепенно.

Причины: тяжелые токсикозы, асфиксия.

Дети беспокойны, крикливы, физическое развитие на низкой норме, повышенная утомляемость, церебрастенический синдром. Мышечный тонус неустойчив, движения напряжены и несоизмеримы, неточность при воспроизведении двигательной программы, низкое качество проб на динамический праксис, затруднения при запоминании серий, невозможность быстрого переключения движений. Низкий уровень развития музыкального слуха, нарушения при воспроизведении и удержании темпа и ритма.

Первое слово в 1,5 года, фраза в 3,5

Заикание в возрасте 3-4 лет. Заикание волнообразно, обрастает сопутствующими движениями и эмболофразией. Отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации. Привлечение активного внимания заикающихся облегчает речь. Физическое или психическое утомление, соматическая ослабленность ухудшает качество речи.

Дошкольники имеют одинаковую трудность программированного общения и оформление смысловой программы. Нарушение фонематического восприятия, недостаток лексики.

Употребление высокочастотных слов и снижение контроля за смысловой стороной высказывания.

 

 

2. Программа коррекционно-педагогической работы с заикающимися дошкольниками, под редакцией С.А. Мироновой.

Цель:
- Воспитывать общее и речевое поведение детей;
- Подготовка к школе:

Задачи:
Коррекционные:
1.Воспитывать общее и речевое поведение детей;
2.Развивать психофизиологические процессы и формировать навыки пользования самостоятельной речью без заикания.
Образовательные:
1. Расширять и углублять знания детей об окружающей жизни и природе;
2. Обучать рассказыванию и развитию ЭМП;
3. Обучать навыкам изображения простых и более сложных предметов и передачи сюжетов (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Структура:

· объяснительная записка;

· программа работы с детьми на занятиях;

· перечень педагогических задач и рекомендаций;
приложение

С первых же занятий дети упражняются в самостоятельной речи без заикания, которая достигается благодаря системе упражнений, предусматривающих воспитание регуляторных механизмов и формирование навыков пользования доступными формами самостоятельной ситуативной речи.

Заикающиеся пребывают в коррекционном учреждении круглосуточно. Все режимные моменты оказывают прямое или косвенное воздействие на укрепление физического и психического здоровья и устранение дефекта.

Коррекционно-воспитательная работа проводится совместно логопедом, воспитателем и музыкальным руководителем в процессе занятий, во время дидактических и подвижных игр и в повседневной жизни.

2 раза в неделю с детьми проводятся музыкально-ритмические занятия (движения под музыку, музыкальный слух, певческие навыки), которые корригируют (исправляют) внимание детей с помощью музыки, совершенствуют реакции на различные музыкальные сигналы).

Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с заикающимися дошкольниками проводятся ежедневно, включая субботу.

Длительность логопедических занятий с подгруппой – один час с перерывом в 7-10 минут.

На индивидуальную работу логопеда с детьми так же отводится час. Работа по исправлению произношения заканчивается в декабре-январе. С января индивидуальные занятия логопеда направлены на устранение заикания у детей с наиболее тяжелой степенью; такое занятие с одним ребенком или подгруппой детей длится 10-15 минут.

С целью предупреждения рецидивов в феврале-марте вводится режим ограничения речи на 2-3 недели, в этот же период невропатолог назначает детям лечебные мероприятия.

Коррекционная работа с заикающимися дошкольниками содержит 4 этапа:

Коррекционные задачи первого квартала – этапа (сентябрь – октябрь – ноябрь) состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа. Обучение проводится с опорой на наглядность.

Коррекционные задачи второго квартала (декабрь – февраль) закрепление навыков пользования ситуативной речью, постепенный переход к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложноподчиненных конструкций, переход к составлению рассказов.

Если в первом квартале на всех занятиях дети соприкасаются с одними и теми же предметами, то во втором – предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по принципу общности темы и назначению.

Коррекционные задачи третьего квартала (март – апрель) закрепление навыков пользования усвоенными ранее формами речи и овладение самостоятельной контекстной речью. Значительное место - составление рассказов: по наглядной опоре и по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа, пересказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы и темы занятий приближаются к уровню массового детского сада.

Коррекционные задачи четвертого квартала (май – июнь) закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Продолжается словарная работа и работа над фразой. В речи дети опираются на конкретные и общие вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. В этот период обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение уточнять.

 

С. А. Миронова подчеркивает важность воспитания у заикающихся детей общего и речевого поведения: умения управлять собой, выполнять установленные на занятиях правила, сдерживать эмоциональное возбуждение, когда это необходимо, спокойно вести себя в новой обстановке. Особое значение автор придает воспитанию речевого поведения: умению внимательно выслушать собеседника, не перебивать взрослых во время разговора.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...