Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экзаменационный билет № 12




 

1. Показатели неплавности речи у детей дошкольного возраста как фактор риска заикания.

В норме у детей дошкольного возраста в период формирования фразовой и контекстной речи наблюдается большое количество показателей неплавности:

· повторы звуков;

· повторы целого слова;

· неритмические фонации;

· несформированность речевого дыхания;

· восклицания;

· пересмотры;

· паузы (внутри слова, между словами, между фразами, перед семантически и грамматически сложными высказываниями).

В норме у детей дошкольного возраста отмечается значительный разброс в

показателях неплавности речи, их количестве и возрастной динамике.

 

Возраст Онтогенез развития речи Показатель неплавности
1,5 - 2 года Формирование элементарной фразовой речи. Первые фразы состоят из 2 - 3-х слов, слоговой состав слов часто редуцирован. В речи детей наблюдается много восклицаний, неритмичных фонаций. Слова во фразе отделяются друг от друга паузами, во время которых дети нередко делают вдох. Фразы из 2 - 3-х слов состоят как бы из изолированных произнесенных слов (каждое слово на отдельном выдохе), объединенных в то же время смыслом.
2,5 - 3,5 года Фразовая речь интенсивно усложняется. Появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами. Грамматические формы становятся нормативными. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного синтаксического значения: «лоском» (ложкой), «вилком» (вилкой) и др. К 3-м годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется. Повторы отдельных речевых звуков, частей слова (первый слог). Повторения целого слова (первого слова фразы), а также повторения последних 1 - 2-х слов фразы. Неполные фразы, с опусканием слова внутри фразы, либо недоговариванием последнего слова. В процессе речевого высказывания имеются неритмичные фонации как гласных, так и согласных звуков. Наблюдаются пересмотры. Высказывания из изолированных слов произносятся с 3-х лет в процессе выдоха (речевой выдох). Начало речи может совпадать с выдохом, а третье и четвертое слово уже произносится либо на фоне задержки выдоха, либо во время паузы между вдохом и выдохом, либо в момент вдоха. Наблюдаются восклицания как внутри фраз, так и между фразами. У детей этого возраста фразовая речь характеризуется общей дизаритмией.
3 - 4 года Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. Разграничение однозначных морфологических элементов по типам его склонения, например: -ов, -ев,-ей - нулевая флексия. Собственные словоформы, словотворчество («ежинята» - ежата, «мамонтенок» - маленький мамонт, «водопадит» - сильно течет вода). Показатели неплавности речи начинают перестраиваться. Исчезают повторы отдельных букв, частей слова и неритмичные фонации. Реже наблюдается повторение целого слова и неполной фразы. Увеличивается количество пауз между предложениями, появляются грамматические паузы перед сложными согласованиями членов предложения. Уменьшается количество восклицаний. В возрасте с 4-х до 5-ти лет короткие фразы из 2 - 4-х простых слов произносятся в процессе выдоха. Семантическое и грамматическое усложнение фразы, увеличение количества слов нарушает речевой выдох: выдох задерживается, либо производятся дополнительно короткие вдохи, значительно реже речь продолжается в момент вдоха.
5 лет Формирование контекстной речи, т.е. самостоятельное порождение текста. В активном словаре большое количество слов, сложных по лексическим и фонетическим характеристикам. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов. В то же время появляются ошибки, неправильные изменения слова, нарушения структуры предложения. В процессе пересказа наблюдаются неправильно произносимые слова, хотя изолированно эти слова произносились правильно, аграмматизмы. Нарушение речевого дыхания, часть слов произносится во время фазы выдоха. Нередко учащаются итерации, часто возникают паузы на границах предложения и внутри них. Отмечается опережающий характер речевого высказывания в процессе речи, помимо большого числа показателей неплавности наблюдаются судорожные итерации. Судорожные итерации учащаются при передаче содержания малознакомого текста.

 

 

2. Использование игровых технологий в системе устранения заикания у детей.

Игра как ведущая деятельность детей возникает на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой активного творческого отражения окружающей его жизни.

В игре воспитывается поведение заикающихся и корригируется их речевая функция. Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность в структуре игровой деятельности и в связи с ней.

Дидактические игры. Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разборными игрушками: матрешками, бочонками, пирамидами, шарами, домино, лото, игры с куклами и т. д. — развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, тонкую моторику, подражательность, произвольную память и на простом речевом материале знакомят детей с разными образцами речи.

Игры с пением. Для заикающихся детей полезны игры с пением — хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве.

Подвижные игры. С заикающимися детьми проводятся игры средней и малой подвижности, чтобы не нарушать у детей темпа дыхания и речи. Среди них можно выделить подвижные игры с простыми движениями, подвижные игры с сюжетом и спортивно-развлекательные.

Игры-драматизации. (стихотворный текст, проза, настольный, пальчиковый театр) Слово связано с действиями персонажей, с рисованием, конструированием декораций, с целенаправленной сценической атрибутикой.

Эти игры воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самодеятельность, организаторские, режиссерские качества. Способствуют коррекции личностных особенностей заикающихся, положительно влияют на детей. Совершенствуются внимание детей, зрительная ориентировочная реакция на собеседника, подражательность как основа самостоятельности.

Творческие игры. Творческие игры отличаются высоким уровнем самостоятельности и самоорганизации детей в деятельности. У заикающихся детей эти качества воспитываются вначале в творческих играх по предложению логопеда (взрослого), затем — по замыслу самих детей. Главным моментом творческой игры является выполнение роли. Ребенок создает образ, подкрепляя его действиями, словом, в процессе общения с другими участниками игры. Поэтому творческие игры формируют у заикающихся детей умение выполнять правила поведения в той или иной взятой на себя роли и вне ее, соблюдать требования партнерства, разрешать возникающие конфликты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...