Экзаменационный билет № 12
1. Показатели неплавности речи у детей дошкольного возраста как фактор риска заикания. В норме у детей дошкольного возраста в период формирования фразовой и контекстной речи наблюдается большое количество показателей неплавности: · повторы звуков; · повторы целого слова; · неритмические фонации; · несформированность речевого дыхания; · восклицания; · пересмотры; · паузы (внутри слова, между словами, между фразами, перед семантически и грамматически сложными высказываниями). В норме у детей дошкольного возраста отмечается значительный разброс в показателях неплавности речи, их количестве и возрастной динамике.
2. Использование игровых технологий в системе устранения заикания у детей. Игра как ведущая деятельность детей возникает на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой активного творческого отражения окружающей его жизни. В игре воспитывается поведение заикающихся и корригируется их речевая функция. Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность в структуре игровой деятельности и в связи с ней. Дидактические игры. Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разборными игрушками: матрешками, бочонками, пирамидами, шарами, домино, лото, игры с куклами и т. д. — развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, тонкую моторику, подражательность, произвольную память и на простом речевом материале знакомят детей с разными образцами речи. Игры с пением. Для заикающихся детей полезны игры с пением — хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве.
Подвижные игры. С заикающимися детьми проводятся игры средней и малой подвижности, чтобы не нарушать у детей темпа дыхания и речи. Среди них можно выделить подвижные игры с простыми движениями, подвижные игры с сюжетом и спортивно-развлекательные. Игры-драматизации. (стихотворный текст, проза, настольный, пальчиковый театр) Слово связано с действиями персонажей, с рисованием, конструированием декораций, с целенаправленной сценической атрибутикой. Эти игры воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самодеятельность, организаторские, режиссерские качества. Способствуют коррекции личностных особенностей заикающихся, положительно влияют на детей. Совершенствуются внимание детей, зрительная ориентировочная реакция на собеседника, подражательность как основа самостоятельности. Творческие игры. Творческие игры отличаются высоким уровнем самостоятельности и самоорганизации детей в деятельности. У заикающихся детей эти качества воспитываются вначале в творческих играх по предложению логопеда (взрослого), затем — по замыслу самих детей. Главным моментом творческой игры является выполнение роли. Ребенок создает образ, подкрепляя его действиями, словом, в процессе общения с другими участниками игры. Поэтому творческие игры формируют у заикающихся детей умение выполнять правила поведения в той или иной взятой на себя роли и вне ее, соблюдать требования партнерства, разрешать возникающие конфликты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|