Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплексная система реабилитации заикания.




1.Н.А. Власова, Е.Ф. Рау. Нарастание усложнения речевых упражнений в зависимости от степени речевой самостоятельности детей (1933, 1959).

преддошкольный, дошкольный

2.Чевелева. Постепенный переход от ситуационной речи к контекстной в процессе ручной деятельности (1965).

3.Миронова С.А. Система преодоления заикания в процессе прохождения программы детского сада (1986).

средняя, старшая, подготовительная группы

4.Волкова. Система коррекционно-логопедической работы на базе игровой деятельности.

2-7 лет (2-4, 4-7)

5.Филатова Ю.О. Система развития ритма, движений и речи в процессе преодоления заикания у детей 5-7 лет.

6.(Селиверстов.) Системы коррекционной работы с заикающимися дошкольниками.

7. Власова, Рау (1933, 1959).

Авторы выделяют 7 видов речи по нарастанию степени самостоятельности: сопряженная, отраженная, ответы на вопросы по знакомым картинкам, самостоятельное описание картинок, самостоятельное изложение прослушанного рассказа, спонтанная речь (речь во всех коммуникативных ситуациях). И по этому порядку строятся речевые упражнения.

Причины заикания: разные в 33 г. и 59 г.

Методика включает разделы:

1.Общевоспитательные мероприятия (товарищество, порядок, дисциплина).

2.Перевоспитание речи.

3.Логопедическая ритмика, пение

4.Работа с семьей.

I этап. - Первой предлагается сопряженная речь. Задача облегчить психологическое отношение к собственной речи. На отраженной речи происходит ритмизация, нормализация плавности.

II этап. - По вопросам и самостоятельно.

III этап. - В самостоятельной разговорной речи.

Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей.

Методика работы и методика обследования.

От ситуативной к контекстной. Линия нарастания сложности самостоятельной речи: сопровождающая, завершающая, предваряющая.

Развитие определенных сторон связной речи.

Преодоление заикания в ручной деятельности.

5 периодов:

1.Пропедевтический (4 занятия): преодоление речевой импульсивности, речевой неорганизованности (дети молчат, говорит логопед), ощущение нахождения в коллективе, знакомство с будущими занятиями.

2.Сопровождающей или констатирующей речи:зрительная опора на элемент поделки, они идут от простого к сложному; логопед констатирует, что делает он сам или ребенок - задает вопрос.

3.Завершающей речи или речи по следам зрительных представлений; задаются вопросы только по поводу выполненной работы.

4.Планирующей или речи, лишенной зрительной опоры, предваряющая речь.

5.Закрепление навыков связной речи во всех видах (монолог, диалог) и пр.

Миронова.

Группа: возраст - 2-7 лет, количество - 12.

Изменение программы в связи речевыми возможностями заикающихся детей:

1.Использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы.

2.Перестановка некоторых тем занятий.

3.Удлинение сроков изучения более трудных тем.

1 этап. Обучение навыкам пользования простейшей ситуативной речью.

2 этап. Закрепление 1 постепенный переход к элементарной контекстной речи.

3 этап. Закрепление 1 и 2 и овладение самостоятельной контекстной речью.

4 этап. Закрепление навыков пользования самостоятельной речью.

Волкова Г.А.

Методика игровой деятельности. Логоритмические занятия. Воспитательные занятия.

Воздействие на микросоциальную среду.

1.Обследование(месяц). Задачи: создать дружный и детский коллектив. Воспитать усидчивость, внимание, выполнение правил. Воспитание правильного выдоха, мягкой подачи, ощущение расслабленности. Обучение элементов логоритмики, кор-я звукопроизношения, фонемат. процессов.

2.Режим молчания(4-6 нед.), Шепотная речь(10 дней). М.: проводятся игры без речи, коррекция мелкой моторики. Ш.: закрепление навыков правильной речи, дыхания и расслабления.

3.Сопряженная речь (4-5 недель), отраженная речь(4-5 недель). С.р.: воспитание сопряженного произношение, развитие просодической стороны речи, коррекция звукопроизношения. О.р.: требование односложных ответов.

4.Вопросно-ответная речь (8-10 недель).

5.Самостоятельная речь (8-14 недель)

от пересказа к рассказу

2-4 г. методика носит развивающий характер, логопедическая работа - профилактический (см. Крапивина)

4-7 лет коррекционная направленность логопедического воздействия

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

 

1. Основные показатели психолого-педагогической диагностики невротической формы заикания.

 

Раннее развитие речи: первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16-18-ти месяцам жизни. В короткий промежуток времени (за 2-3 месяца) дети начинают говорить развернутыми фразами, словарный запас бурно пополняется, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций.

Темп речи часто ускорен, дети как бы “захлебываются” речью, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается “смазанность” произнесения звуков в речевом потоке. Состояние звукопроизносительной стороны речи норму не опережает.

Наблюдается большое количество итераций (повторений), что нередко привлекает внимание окружающих. У детей данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более длительного времени. Таким образом, артикуляторные механизмы устной речи остаются у них функционально незрелыми на более длительный срок, чем в норме, в то время как лексико-грамматическая сторона существенно опережает норму.

До появления заикания отмечаются характерологические особенности типа повышенной впечатлительности, тревожности, робости, обидчивости, колебания настроения, чаще в сторону сниженного, раздражительность, плаксивость, нетерпеливость. У некоторых наблюдаются страхи (боязнь темноты, страх при отсутствии в комнате взрослых, невротический энурез и т.д.).

Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, становятся в ней раздражительнее, плаксивее, к условиям детского сада проявляют обычно плохую переносимость.

До появления заикания наблюдается мутизм. Ребенок внезапно перестает говорить, на его лице нередко “застывает” выражение страха.

С появлением заикания появляется болезненное упрямство, капризы, негрубо выраженные нарушения дисциплинарных требований.

У некоторых детей при появлении заикания отмечается кратковременный период, когда они в процессе речи прикрывают рот рукой, как бы опасаясь появления запинок, или ограничивают речевое общение.

Динамика речевого нарушения при невротической форме заикания характеризуется рецидивирующим течением, временами речь становится совершенно плавной, судорожные запинки полностью отсутствуют, но при малейшем эмоциональном напряжении, соматическом заболевании или утомлении заикание появляется вновь.

У детей с неблагоприятным течением заикания в 6-7 лет может наблюдаться уже ситуационная зависимость в проявлении частоты и тяжести судорожных запинок.

Детей при невротической форме заикания обнаруживается нормальное развитие общей моторики. Общие движения как у детей, так и у взрослых достаточно грациозны и пластичны. Они хорошо переключаюся с одного движения на другое, чувство ритма развито достаточно высоко. Они легко вступают в ритм музыки и переключаются с одного ритма на другой. Двигательные ошибки могут исправлять самостоятельно. Для правильного выполнения большинства двигательных заданий бывает достаточно словесной инструкции. Движения рук и ног хорошо координированы. Тонкая моторика рук развивается в соответствии с возрастом. Жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены.
По сравнению с нормой, для всех заикающихся этой группы характерно недоведение элементов движения до конца, некоторая их вялость, повышенная двигательная утомляемость, у части заикающихся отмечается незначительный тремор пальцев рук.

Звукопроизношение у детей с невротической формой заикания либо не имеет нарушений, либо в соответствии с возрастными особенностями носит черты функциональной дислалии.

У таких детей имеется тесная ситуационная зависимость тяжести заикания. Следует также особо подчеркнуть, что в состоянии эмоционального комфорта, в процессе игры или наедине с собой речь у них обычно свободна от судорожных запинок.

В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными.

У многих детей с невротической формой заикания, несмотря на благоприятное его течение и глубокую ремиссию, в 7 лет наблюдается рецидив заикания при поступлении в школу. Рецидиву заикания в это время способствует как увеличение эмоциональной и физической нагрузки, так повышение психической и речевой напряженности.

Резко меняется поведение заикающихся к 10-12-ти годам жизни. В этот период появляется осознавание своего дефекта речи, боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, обратить внимание посторонних на речевой дефект, не суметь выразить мысль вследствие судорожных запинок и т.д.

Именно в этом возрасте у заикающихся с невротической формой патологии речи начинает ярко проявляться патологическая личностная реакция на речевое нарушение. Формируется стойкая логофобия — боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. В таких случаях образуется своеобразный порочный круг, когда судорожные запинки в речи обусловливают сильные эмоциональные реакции отрицательного знака, способствующие, в свою очередь, усилению речевых нарушений.

Подростки начинают испытывать затруднения во время ответов в классе, волнуются при разговоре с незнакомыми лицами. Речь становится источником постоянной психической травматизации. Это в свою очередь вызывает повышенную истощаемость (как психическую, так и собственно речевую), утомляемость и способствует развитию патологических черт характера.

Постепенно одни подростки с невротической формой заикания начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты (пассивная форма компенсации), другие, напротив, становятся агрессивными, навязчивыми в общении (явление гиперкомпенсации).

С возрастом логофобия носит навязчивый характер и возникает при одной мысли о необходимости речевого общения или при воспоминаниях о речевых неудачах в прошлом. В этом состоянии заикающиеся часто произносят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести.

Выраженность логофобии может быть непропорциональна тяжести речевых судорог. Нередко при слабом, а иногда едва заметном для окружающих речевом дефекте, страх речи может быть ярко выраженным. Эмоциональная жизнь заикающихся заполняется этими переживаниями.

При особо неблагоприятном течении невротической формы заикания у взрослых нередко формируется сложная клиническая картина, характеризующаяся дисгармоническим развитием личности.

Значительное улучшение экспрессивной речи наблюдается в процессе логоритмических занятий.

 

2. Методика коррекционно-педагогической работы при заикании у детей Н.А. Власовой и Е.Ф.Рау. Их вклад в организацию специальных учреждений для заикающихся дошкольного и ясельного возраста.

Одна из первых комплексных систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в отечественной логопедии создана Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау. Эта система не потеряла своей актуальности до настоящего времени.

Авторами впервые выработаны принципы комплексного метода реабилитации заикающихся, которые состоят в следующем:

· проведение медико-психолого-педагогического обследования до начала работы;

· коррекционное воздействие направляется не только на развитие навыка плавной речи, в поле зрения находится состояние всего организма ребенка, а также личность заикающегося в целом;

· логопедической работе должен предшествовать охранительный речевой режим;

· развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение степени самостоятельности речи.

Реабилитация должна проводиться в коллективе, в условиях учреждений типа дневного стационара или специального детского сада.

Данная система работы включает следующие разделы:

· развитие общей и мелкой моторики на логоритмических занятиях, в ручном труде и изобразительной деятельности;

· исправление звукопроизношения;

· развитие речи детей (ее грамматической и лексической стороны).

Основные положения этой системы широко используются до настоящего времени.

Н. А. Власова различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

1) сопряженная речь, когда ребенок вслед за логопедом и вместе с ним произносит фразы. Это наиболее легкая форма речи.

2) отраженная речь предполагает (в отличие от сопряженной) только лишь повторение ребенком фразы вслед за логопедом без ее совместного проговаривания. Здесь уже появляются элементы самостоятельной речи.

3) ответы на вопросы по знакомой картинке.

4) самостоятельное описание знакомых картинок;

5) пересказ прослушанного небольшого рассказа.
6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам);

7) нормальная речь (беседа, просьбы) - самая сложная для заикающихся.

 

Е. Ф. Рау видит задачу логопедической работы в том, чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать её свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию. Все занятияпо перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов.

На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

На третьем, завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

В основу методик Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау положена разная степень речевой самостоятельности детей. Этих авторы впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

 

1. Вклад Р.Е. Левиной и ее научной школы в разработку проблемы заикания.

По Р.Е. Левиной, заикание – это расстройство речи с преимущественным поражением коммуникативной функции; нарушение применения языковых средств коммуникации.
Р.Е. Левина рассматривала заикание и его причины с учетом системного строения речевой деятельности и причинно-следственных связей. Р.Е. Левина считала необходимым изучать речевую деятельность в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее проявлениями, протекающими в сенсорной, интеллектуальной и аффективной сфере. Такой подход к рассмотрению заикания обозначил необходимость выявления и учета не только внешних симптомов нарушения, но и индивидуально-типологических особенностей личности, влияющих на общее и речевое поведение человека в различных ситуациях общения.
Р.Е. Левиной было выявлено, что заикание не представляет собой стабильного состояния и его проявления подвержены колебаниям, зависящим от ситуации общения, роли в коммуникативном процессе. Так вне общения (без видимого собеседника или в игровой ситуации) ребенок может не заикаться. Это позволило ей сделать вывод о том, что элементарные формы общения в большинстве случаев доступны каждому ребенку, так как не требуют особых усилий, совершаются без особой регуляции и речевой стратегии, а сложности в основном присущи усложненным формам речевого общения, требующим значительного интеллектуального и эмоционального напряжения.
В своих исследованиях Р.Е. Левиной был выделен ряд моментов, имеющих принципиальное значение для успешного осуществления процесса речевой коммуникации:

· свойства речевого поведения (общительность, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменения условий общения, организованность речи, темп);

· черты общего поведения (возбужденность, вялость, аффективная окраска);

· состояние психофизиологических процессов (устойчивость внимания, наблюдательность, переключаемость, работоспособность, истощаемость и т.д.).

Левина считала, что данные положения, должны быть основополагающими и для осуществления коррекции заикания, которая должна заключаться в регуляции течения связной речи с учетом отклонений, проявляющихся в патологической импульсивности или заторможенности речевого поведения. То есть ребенку необходимо дать возможность восполнить пробелы предшествующего развития речевого поведения, заново пройти путь от элементарных форм ситуационного общения до последовательной, логической, предварительно планируемой речи. Особое значение при этом уделяется нормализации физиологических и психологических механизмов регуляции коммуникативной деятельности.
Р.Е. Левина пришла к выводу, что преодолевать данный речевой дефект можно, используя уже с самого начала коррекционного процесса не только репродуцирующие формы речи, но, прежде всего самостоятельную речь детей, так как заикающимся доступны простейшие формы самостоятельной ситуационной речи.

2. Роль логоритмики в реабилитации заикающихся. Основные направления ее использования.

Логопедическая ритмика – своеобразная форма активной терапии, средство воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной.

Использование логопедической ритмики в коррекционнои работе с заикающимися обусловлено тем, что между речевой функцией – ее двигательным, исполнительным компонентом – и общей двигательной системой имеется тесная функциональная связь.

Логопедическая ритмика в основе своей системы имеет понятие ритма как начала организующего и дисциплинирующего, укладывающего всякое действие в определенную форму и регулирующего поведение больного. Так при любом изменении ритма речи заикающегося (чтении, декламации) уменьшается заикание; при отбивании такта рукой во время речи также снимается или уменьшается судорожность речи заикающегося. Поэтому эффективным средством исправления речи у заикающегося является использование ритмического звучания метронома как датчика ритма.
Умеренные физические нагрузки, получаемые заикающимися во время занятий логопедической ритмикой, возбуждают нервные процессы, и также дают благотворный эффект.
Ритм регулирует не только движение, но и слово и руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи.
Коллективные занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение с ними. Логоритмические занятия дают возможность ставить заикающегося в самые разнообразные ситуации, дают возможность в рече-двигательной форме проигрывать различные социальные роли, утвердиться в активном, инициативном поведении.
Логопедическая ритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию ее положительных сторон и нивелированию (устранению) отрицательных.

Выделяются следующие направления работы:

· регуляция мышечного тонуса;

· развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);

· развитие мимических мышц;

· развитие дыхания;

· развитие чувства темпа и ритма;

· развитие координации речи с движением;

· пение.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

 

1. Акустические характеристики устной речи и их изменения у заикающихся разного возраста.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...