Экзаменационный билет № 19
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
1. Предупреждение заикания у детей. Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений. Поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, необходимо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевой патологии. В профилактике заикания выделяются три основных направления: 1) предупреждение возникновения заикания у детей; 2) предупреждение хронификации и рецидивов заикания; 3) предупреждение нарушений социальной адаптации. Дети с заиканием: Во-первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.). Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания. В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.
В-четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).
2. Логопедические технологии формирования темпо-ритмической организации устной речи заикающихся. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. Методика работы и методика обследования. От ситуативной к контекстной. Линия нарастания сложности самостоятельной речи: сопровождающая, завершающая, предваряющая. 5 периодов: 1. Пропедевтический (4 занятия): преодоление речевой импульсивности, речевой неорганизованности (дети молчат, говорит логопед), ощущение нахождения в коллективе, знакомство с будущими занятиями. Цель: привить навыки организованного поведения, подготовить систему для восприятия новой речи. 2. Сопровождающей или констатирующей речи:зрительная опора на элемент поделки, они идут от простого к сложному; логопед констатирует, что делает он сам или ребенок - задает вопрос. 3. Завершающей речи или речи по следам зрительных представлений;также еще используется сопровождающая речь; завершающая: задаются вопросы только по поводу выполненной работы. 4. Планирующей или речи, лишенной зрительной опоры. 5. Закрепление навыков связной речи во всех видах (монолог, диалог) и пр. Работа по организации темпо-ритмической стороны речи при заикании начинается с развития координации и ритмизации движений и включает решение следующих задач: 1) Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 2) Развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений. Необходимым является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальным упражнениями под музыку в процессе логопедической ритмики.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20
1. Взаимосвязь биологических и социально-психологических факторов в происхождении заикания.
Наличие и диалектическое единство этих биологических и социальных факторов в структуре заикания позволяют, с одной стороны, понять сложность существующих между ними причинно-следственных связей, где изначальными, первичными (по времени возникновения структурных компонентов заикания) являются биологические (физиологические) факторы. Со временем, под влиянием социальных условий жизни и в процессе формирования личности у заикающихся на первый план обычно выступают социальные (психологические) факторы, которые теперь уже и определяют тяжесть заикания.
2. Психолого-педагогические исследования личности взрослых заикающихся в работах Е.Ю.Рау и В.П.Мерзляковой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|