Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экзаменационный билет № 19




 

1. Предупреждение заикания у детей.

Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений.

Поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, необходимо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевой патологии.

В профилактике заикания выделяются три основных направления:

1) предупреждение возникновения заикания у детей;

2) предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

3) предупреждение нарушений социальной адаптации.

Дети с заиканием:

Во-первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.).

Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания.

В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.

В-четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).

 

 

2. Логопедические технологии формирования темпо-ритмической организации устной речи заикающихся.

Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей.

Методика работы и методика обследования.

От ситуативной к контекстной. Линия нарастания сложности самостоятельной речи: сопровождающая, завершающая, предваряющая.

5 периодов:

1. Пропедевтический (4 занятия): преодоление речевой импульсивности, речевой неорганизованности (дети молчат, говорит логопед), ощущение нахождения в коллективе, знакомство с будущими занятиями. Цель: привить навыки организованного поведения, подготовить систему для восприятия новой речи.

2. Сопровождающей или констатирующей речи:зрительная опора на элемент поделки, они идут от простого к сложному; логопед констатирует, что делает он сам или ребенок - задает вопрос.

3. Завершающей речи или речи по следам зрительных представлений;также еще используется сопровождающая речь; завершающая: задаются вопросы только по поводу выполненной работы.

4. Планирующей или речи, лишенной зрительной опоры.

5. Закрепление навыков связной речи во всех видах (монолог, диалог) и пр.

Работа по организации темпо-ритмической стороны речи при заикании начинается с развития координации и ритмизации движений и включает решение следующих задач:

1) Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

2) Развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений.

Необходимым является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальным упражнениями под музыку в процессе логопедической ритмики.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20

 

1. Взаимосвязь биологических и социально-психологических факторов в происхождении заикания.

Биологические факторы Социально-психологические факторы  
Врождённые Приобретённые Предрасполагающие Вызывающие  
· Состояние центральной нервной системы (повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам). Анатомо-физиологические причины: · физические заболевания с энцефалитическими последствиями; · травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; · органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; · истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; · болезни носа, глотки и гортани. · Длительно действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание «примерного» ребенка; · Острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости. # реальное или мнимое нападение животного, наблюдение природных катаклизмов, зрелещных мероприятий, дидактогения, ятрогения, смерть близкого, испуг при физической или психической травме.  
· Особенности формирования функциональной асимметрии мозга (связи заикания с левшеством). · Хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;  
· Невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы). · Неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;  
· Невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность). · Перегрузка детей младшего возраста речевым материалом + несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);  
· Наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака).  
· Полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке.  

Наличие и диалектическое единство этих биологических и социальных факторов в структуре заикания позволяют, с одной стороны, понять сложность существующих между ними причинно-следственных связей, где изначальными, первичными (по времени возникновения структурных компонентов заикания) являются биологические (физиологические) факторы. Со временем, под влиянием социальных условий жизни и в процессе формирования личности у заикающихся на первый план обычно выступают социальные (психологические) факторы, которые теперь уже и определяют тяжесть заикания.

 

2. Психолого-педагогические исследования личности взрослых заикающихся в работах Е.Ю.Рау и В.П.Мерзляковой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...